Сегментирование рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:25, реферат

Краткое описание

Актуальность темы. Известный американский маркетолог профессор П. Дойл говорил, что «если фирма не сумеет разбить рынок на сегменты, рынок разобьет на сегменты фирму». Это высказывание справедливо, так как любой рынок, с точки зрения маркетинга, состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям и потребностям. Главное же то, что все они приобретают товары, руководствуясь совершенно разными мотивами. Поэтому необходимо понимать, что при разнообразии спроса, да еще и в условиях конкуренции, каждый отдельный человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые ему товары и услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, так как у них имеются определенные различия в потребностях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
1 Сегментирование рынка, виды и принципы………………………………..…4
2 Критерии сегментации рынка…………………………..……………………...7
3 Способы сегментирования рынка……….……………….………………….…9
4 Методы рыночной сегментации…………………...……………………….…13
5 Признаки сегментации рынка……………………………..………………… 16
6 Отбор целевых сегментов…………………………………..…………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………….…..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…….…...19

Вложенные файлы: 1 файл

Сегментирование рынка.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Во втором подходе  к описанию потребителей промышленного  рынка, когда численность предприятий-потребителей, составляющих сегмент, достаточно высока и отсутствует возможность формирования «полной переписи», применяют сегментирование по обусловленным признакам, связанным с деятельностью промышленного предприятия или его характеристиками. Такими признаками могут быть составляющие финансовых показателей промышленного предприятия (величина оборота, прибыльность деятельности, величина основных фондов и т п.). Особенности структуры или схемы принятия решения о покупке, кадровый состав и похожие показатели. Выбор показателей предприятия, признаков сегментирования в этом случае обусловлен сущностью услуг или продуктов, которые предполагается оказывать или поставлять этим предприятиям.

Метод «К-сегментирования» («post hoc» метод).

Метод «К-сегментирования» («post hoc» метод) направлен на поиск признаков сегментирования с последующим отбором сегментов. Метод подразумевает, что существует потребительский рынок, структура которого не известна и не может быть определена «a priory» по задаваемым признакам.

Условия эффективности  реализации метода:

- наличие у фирмы минимум 100 клиентов (покупателей или лиц, которым оказывается услуга) в месяц;

- возможность проведения опроса клиентов фирмы;

- наличие специального программного обеспечения.

Этапы сегментирования.

1 Определение возможных признаков сегментирования. Очевидно, что признаки сегментирования не могут быть определены без соответствующего изучения потребителей. Но, тем не менее, всегда существует возможность предположить возможные признаки сегментирования. Во-первых, можно опросить продавцов фирмы, непосредственно осуществляющих продажи клиентам на предмет способов возможного деления потребителей. А во-вторых, можно воспользоваться социально-доходными и социально-демографическими признаками сегментирования (пол, возраст доход, профессия и т.п.).

2 Проведение опроса. На втором этапе составляется опросный лист и проводится опрос (в любой форме: письменный, устный, групповая беседа, полевой эксперимент, опрос техническими средствами). Целью опроса является отнесение каждого из клиентов к определенным дифференцированным пунктам выбранных на втором этапе признаков сегментирования. Указанное условие (наличие дифференцированных пунктов в каждом вопросе) определяет необходимость формирования только закрытых вопросов. Опрашиваются только клиенты компании, купившие товар или услугу (или находящиеся на обслуживании) в локальном промежутке времени, предпочтительно в течение 1 месяца

Дифференцированным пунктам  каждого вопроса присваиваются  соответствующие порядковые номера, которые будут заноситься как  вариант ответа респондентом на вопрос. Результаты опроса заносятся в соответствующую программу

3 Определение «пригодных» признаков сегментирования. Степенью «пригодности» определенного признака сегментирования можно считать наличие определенной математической корреляции между парой предполагаемых признаков (наличие корреляции между вопросами в данном исследовании). Наличие высокого уровня корреляции (наибольшее значение вычисленного математического коэффициента корреляции) указывает на присутствие взаимосвязи между признаками, то есть на возможность их совместного использования. А выделить устойчивую сегментную группу можно только на пересечении двух признаков сегментирования.

4 Выделение сегментов. На основе полученных признаков сегментирования можно сформировать   сегментные   группы   (также   называемые «потребительские сегменты»). Обычно их количество не превышает 5-6 групп. Группы с наиболее высоким процентом выделяются как сегменты рынка.

5 Формулировка сегментов. На последнем этапе выделенным сегментам дают описание и присваивают специальные маркетинговые прозвища - например, для новых клиентов – «новичок», для старых  – «старожила». На базе этих выделенных сегментов можно производить дальнейшее проектирование, модернизацию или позиционирование продукта. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Признаки сегментации рынка

 

При проведении сегментации  необходимо выбрать признаки сегментации, учитывая различия между рынками  товаров индивидуального потребления  и продукции производственного  назначения.

Признаки сегментации  для товаров индивидуального потребления:

- по социальным переменным (нация – язык, раса, религия, возраст, пол, семейное положение, социальная группа, профессия);

- по экономическим переменным ( душевой доход, уровень обеспечения жильем, уровень потребления товара, уровень обеспечения услугами, возможность получения кредита);

- по географическим переменным (часть света, страна, регион, город, природно-климатические условия);

- по политическим факторам (тип власти в стране, принадлежность к политическим партиям или организациям);

- по психологическим факторам (отношение к товару, отношение к: новому, покупке, рекламе, здоровью, престижу);

- по потребительским мотивам (цена, обслуживание, качество, совместимость, дизайн, экономичность, марка, приверженность типу магазина).

Признаки сегментации  для товаров производственного  назначения:

- по характеру величины спроса (модернизация, реновация, абсолютно новый спрос);

- по типу финансирования покупателя (частные, государственные, кооперативные, общественные);

- по отрасли хозяйства (машиностроение, приборостроение);

- по использованию продукта (конечное изделие, часть конечного изделия);

- по типу дальнейших отношений (с сервисом, без сервиса);

- по финансовым аспектам (с прямым кредитом, с задержкой выставления счета). [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Отбор целевого сегмента рынка

 

Маркетинговое сегментирование  вскрывает возможности различных  сегментов рынка, на котором предстоит  выступать продавцу. После этого  фирме необходимо решить:

- сколько сегментов следует охватить;

- как определить самые выгодные сегменты.

Существует три варианта охвата рынка:

1 недифференцированный маркетинг;

2 дифференцированный маркетинг;

3 Концентрированный маркетинг.

Недифференцированный  маркетинг - это ситуация когда фирма  решается пренебречь различиями в сегментах и обратится ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае она концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том что в этих нуждах общее. Фирма разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему количеству покупателей. Фирма полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Она стремится предать образ превосходства в сознании людей. К тому же недифференцированный маркетинг экономичен. Издержки по производству товара, поддержанию его запасов и транспортировке невысоки. Издержки на рекламу при недифференцированном маркетинге также держатся на низком уровне. Отсутствие в проведении маркетинговых исследованиях сегментов рынка и планирования в разбивке по этим сегментам способствует снижению затрат на маркетинговые исследования и управление производством товара.

Дифференцированный маркетинг. В данном случае фирма решает выступить на нескольких сегментах рынка и разбивает для каждого из них отдельное предложение. Фирма рассчитывает, что благодаря упрочнению позиций в нескольких сегментах рынка, ей удастся идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией. Более того, она рассчитывает на рост повторных покупок, поскольку именно товар фирмы соответствует желанием потребителей, а не наоборот.

Концентрированный маркетинг. Многие фирмы видят для себя и третью маркетинговую возможность, особенно привлекательную для организаций с ограниченными ресурсами. Вместо концентрации усилий на небольшой доле большого рынка фирма концентрирует их на большой доле одного или нескольких субрынков. Благодаря концентрированному маркетингу фирма обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку она лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией. Более того, в результате специализации производства, распределения и мер по стимулированию сбыта фирма добивается экономии во многих сферах своей деятельности.[5]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Не смотря на то, что сегментация обычно является ориентированной на потребителя, эффективным и прибыльным инструментом маркетинга, ею не следует злоупотреблять. Фирмы могут разбивать рынки на слишком маленькие сегменты, неправильно интерпретировать сходства и различия потребителей, быть неэффективным по издержкам, выпускать слишком много имитаций первоначальных моделей, проявлять близорукость в исследования и т.п.

Среди недостатков сегментации  следует назвать высокие затраты, связанные, например, с дополнительными  исследованиями рынка, с составлением вариантов маркетинговых программ, обеспечением соответствующей упаковки, применением различных способов распределения.

Сегментация может иметь  преимущества и недостатки, однако обойтись без нее не возможно,  поскольку в современной экономике каждый товар может быть успешно продан лишь определенным сегментам рынка, но не всему рынку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.

2 Михалева Е.П. Маркетинг: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 222с.

3 Основы маркетинга для студентов вузов / под ред. В.П. Федько, Н.Г. Федько, О.А. Шапор. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 512с.

4 Теория маркетинга / под ред. М. Бейкера. – СПб.: Питер, 2002. – 464с.

5 Карпов В.Н. Выбор  целевого рынка / Маркетинг. 1994. № 3. – 235с.




Информация о работе Сегментирование рынка