Сервис в товарной политике предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие маркетинга связано с обострением проблемы реализации продукции и ростом требований к подразделениям фирм, занимающихся сервисным обслуживанием. Необходимость сервиса и его постоянного совершенствования вытекает, прежде всего, из стремления производителя сформировать стабильный рынок для своего товара.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Теоретические основы товарной политики предприятия…………………7
2.1 Товарная политика: цели задачи функции………………………………...7
2.2 Этапы формирования товарной политики………………………………...10
2.3 Факторы, влияющие на формирование товарной политики……………..16
3. Работа с товарным ассортиментом, как основная задача товарной политики предприятия……………………………………………………………………..19
3.1 Товар как объект сервисной деятельности………………………………...19
3.2 Планирование и управление товарным ассортиментом…………………..27
3.3 Виды ассортимента с позиции необходимости организации сервиса……36
4. Сервис в системе товарной политики предприятия……………………….40
4.1 Цели и задачи сервиса в системе товарной политике предприятия, его сущность………………………………………………………………………………40
4.2 Структурные подразделения предприятия, отвечающие за организацию сервиса на предприятии……………………………………………………………..48
4.3 Методика исследования уровня сервиса в системе товарной политики предприятия……………………………………………………………………………50
5. Заключение……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursak Servis.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:

1. Определение  текущих и перспективных потребностей  покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.

2. Оценка существующих  аналогов конкурентов по тем  же направлениям.

3. Критическая  оценка выпускаемых предприятием  изделий в том же ассортименте, что и в п.п. 1 и 2, но уже с позиции покупателя.

4. Решение вопросов, какие  продукты следует добавить в  ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.

5. Рассмотрение предложений  о создании новых продуктов,  усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.

6. Разработка спецификаций  новых или улучшенных продуктов  в соответствии с требованиями покупателей.

7. Изучение возможностей  производства новых или усовершенствованных  продуктов, включая вопросы цен,  себестоимости и рентабельности.

8. Проведение испытаний  (тестирование) продуктов с учетом  потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.

9. Разработка специальных  рекомендаций для производственных 
подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, 
наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами 
проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость 
характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.

10. Оценка и пересмотр  всего ассортимента.

Планирование и управление ассортиментом — неотъемлемая часть  маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.

3.2.5 Управление ассортиментом

Управление  ассортиментом предполагает координацию  взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

С точки зрения концепции маркетинга — это прямо противоречит тому, что необходимо действительно делать. Задачи планирования и формирования ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.

Формирование  ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга,

В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под председательством  генерального директора (его заместителя), в который в качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих  служб и отделов предприятия. Его главная задача — принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы

Насущный вопрос для предприятия-изготовителя —  необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы.

Так, хотя создание стандартного товара, единого для  всех рынков, весьма заманчиво, но это  нередко практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.

К выгодам такого рода стандартизации товара следует  отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов комплекса  маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.

Дифференциация, или модификация, товара позволяет более полно использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом — уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.

3.2.6. Изъятие неэффективных товаров

Еще один важный элемент ассортимента и в целом  товарной политики — изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым  спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

Главный вывод  из сказанного относительно своевременного изъятия товара из программы (ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.

Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы  или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию.

Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя  не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя.[16]

3.3. Виды ассортимента

 Ассортимент как категория  анализа товарного рынка и  оценки деятельности предприятия может рассматриваться с различных позиций, т.е. речь идет о признаках классификации видов товарного ассортимента или принципах объединения товарных групп в ассортимент (рис 2.3.1)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.3.1 Классификационные  признаки ассортимента товаров

 

Специфические особенности, целевые установки  и факторы, определяющие деятельность предприятий-производителей и торговых организаций, позволяют различать понятия промышленного и торгового ассортимента товаров.

Промышленный (производственный) ассортимент – набор товаров  выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент  – набор товаров, формируемый  организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В зависимости от степени дифференциации товаров, составляющих ассортимент, его делят на простой и сложный.

Простой ассортимент  формируют товары, имеющие небольшое  количество видов и сортов (овощи, поваренная соль, мука и т.д.). Простым может быть ассортимент магазина, который реализует товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями и предлагает небольшое количество видов и наименований товаров.

Товары, имеющие  в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер, признаки состава, например, жирность и т.д.) составляют сложный ассортимент (обувь, одежда, молочная продукция и т.д.).

Сложный ассортимент  – это набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей  и наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Сложным является ассортимент оптовых предприятий, магазинов типа универсам, универмаг, супермаркет, а также предприятий крупных розничных торговых сетей.

В свою очередь, деление товаров как потребительского, так и промышленного назначения на группы обусловлено каким-либо общим для них признаком. В качестве такового может выступать их функциональное или социальное назначение (например, хлебобулочные или молочные товары, товары для отдыха). Таким образом, групповой ассортимент – это набор однородных товаров. Групповой ассортимент может быть структурно представлен видовыми и марочными группировками товаров.

Видовой ассортимент  является составной частью группового ассортимента и характеризует набор товаров различных видов одной и той же группы (например, видовым ассортиментом группы молочных товаров «молоко» будет выступать совокупность видов молока по жирности продукта или наличию и виду добавок).

Марочный ассортимент  – это набор товаров одного вида,  представленный продукцией известных производителей. Чаще всего такой ассортимент составляют престижные товары или марки (например, марочным ассортиментом той же группы молочных товаров «молоко» будет выступать молоко как продукт различных производителей: «Веселый молочник», «Милко», «Домик в деревне» и др.).

Набор товаров  разнонаправленного назначения, имеющих  большое количество видов и разновидностей, как уже отмечалось, называется сложным ассортиментом; в свою очередь, такая видовая структура товара одного назначения будет представлять развернутый ассортимент. Такую структуру товарной номенклатуры предлагают обычно специализированные магазины по продажам определенного вида товара, представленного большим количеством групп, отличающихся друг от друга по сложности, торговым маркам и т.д. В качестве примера может быть рассмотрен ассортимент салона по продаже сотовых телефонов. Ассортиментный перечень такого торгового предприятия представлен одним товаром – телефон мобильной связи различных видов, марок, моделей. Удовлетворяя запросы потребителей, современное предприятие будет дополнять ассортимент основного товара изделиями, придающими ему дополнительные свойства, делающими его более удобным в использовании и т.п. В нашем примере таковыми будут выступать чехлы, сумочки, подставки для автомобилей, другие аксессуары для сотового телефона. Перечень таких «дополняющих» товаров носит название сопутствующего ассортимента. Другими словами, сопутствующий ассортимент – это набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции. [1]

В настоящее  время активное развитие в сфере товарного обращения получили крупные розничные сети гипермаркетов, таких как «Алпи», «Командор» и др. Магазины таких систем сбыта представляют собой крупные розничные предприятия, имеющие большие торговые площади, современное торговое оборудование, предлагающие потребителям огромный перечень как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Такой ассортимент в торговой практике принято называть смешанным.

Информация о работе Сервис в товарной политике предприятия