Система маркетинговой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – всестороннее изучение существующей системы маркетинговой информации в современных условиях и тенденции её дальнейшего развития. С учётом поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные понятия и сущность действующей системы маркетинговой информации;
- дать характеристику источников системы маркетинговой информации;
- изучить основные составляющие части системы маркетинговой информации;
- изyчить особенности работы системы маркетинговой информации на российском рынке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Система маркетинговой информации и маркетинговых исследований…………………………………………………………………..…..5
1.1 Основные понятия и сущность системы маркетинговой информации…....5
1.2 Характеристика источников системы маркетинговой информации……....8
1.3 Основные составляющие части системы маркетинговой информации….12
Глава II. Особенности работы системы маркетинговой информации на российском рынке………………………………………………………....……..21
2.1 Основные факторы, затрудняющие работу с маркетинговой информацией……………………………………………………………………..21
2.2 Влияние сдерживающих факторов на структуру и содержание системы маркетинговой информации…………………………………………………….26
2.3 Преодоление существующих ограничений в системе маркетинговой информации в России……………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Системы маркетинговой информации.docx

— 96.32 Кб (Скачать файл)

Розничная торговая сеть в России является плохо организованной, количество розничных торговых точек постоянно меняется, большая доля продаж товаров приходится на такие стихийные и полностью неконтролируемые каналы сбыта, как рынки и уличная торговля. Это наглядно демонстрируется ниже на рис. 4, который показывает, что более 45% продаж сигарет в России приходится на рынки и уличную торговлю.

Рис. 4. Доля рынков и уличной торговли в объеме розничных продаж сигарет в 2007 году.

Но даже в стационарных торговых точках - магазинах, киосках, павильонах, в которых существует официальная отчетность, оборот товаров широкого потребления в официальной документации учитывается не полностью с целью укрытия от налогов. Серьезный недостаток, затрудняющий работу в системе маркетинговой информации на российском рынке - это отсутствие достоверных статистических данных об уровне жизни и покупательной способности населения. Если в экономически развитых странах существуют четкие и устоявшиеся методики оценки социальных классов, основанные на уровне годового дохода и роде занятий граждан, то в России такой классификации нет. Основным показателем, позволяющим оценить уровень жизни населения России, является среднедушевой доход, но достоверность его весьма сомнительна, поскольку многие российские граждане занижают свои реальные доходы, декларируя только официальный заработок, в то время как большая часть этих граждан имеют более одного источника дохода, или они получают зарплату в конвертах, которая намного превышает официальные цифры. Кроме того, при сборе информации об уровне жизни, которым занимается Госкомстат, наиболее обеспеченные слои населения оказываются, как правило, труднодостижимыми и, следовательно, практически не участвуют в исследованиях.16 Неразвитость рынка, которая проявляется в невысоком уровне конкуренции, отсутствии платежеспособного спроса, неразвитости систем дистрибуции и подчиненной роли маркетинга во многих компаниях, также оказывает серьезное влияние на формирование системы маркетинговой информации. Различия в системе маркетинговой информации в России по сравнению с большинством стран Европы и США объясняются, прежде всего, уровнем развития рынка и благосостояния общества. Система маркетинговой информации существует не ради сбора информации как таковой, а ради повышения эффективности деятельности компании и, в конечном счете, ради увеличения ее продаж и доли рынка. Широкое применение маркетинга и системы маркетинговой информации в развитых странах объясняется насыщенностью и дифференцированностью рынка. Дополнительное знание о потребителе, его привычках и предпочтениях является необходимым условием успеха на рынке, важным конкурентным преимуществом, поэтому для привлечения новых покупателей иностранные компании разрабатывают сложные исследовательские программы, применяют новейшие информационные технологии.17 В России ситуация коренным образом отличается от описанной выше. Прежде всего рынок еще недостаточно развит, что проявляется в отсутствии сильного конкурентного давления. Кроме того, низкий уровень платежеспособного спроса оказывается серьезным ограничителем для расширения деятельности большинства компаний и, следовательно, для применения ими более сложных методов работы с системой маркетинговой информации. Таким образом, на российском рынке, в отличие от развитых стран, маркетинговая информация еще не приобрела значения определяющего фактора конкурентной борьбы, в то время как контроль над издержками и определенным уровнем дистрибуции дают большую отдачу, прямым образом воздействуя на увеличение продаж. В связи с этим значительные затраты на систему маркетинговой информации не оправдывают себя. Помимо описанных выше объективных факторов, влияющих на развитие системы маркетинговой информации во всех компаниях, действующих в России, существуют и другие причины субъективного и внутриорганизационного характера, ограничивающие развитие этой системы. Они связаны с тем, что необходимость внедрения маркетинга до сих пор не до конца осознана большинством предпринимателей.18 Кроме того, большинство российских предприятий не привыкли тратить деньги на маркетинговую информацию и даже не имеют соответствующей статьи расходов, в то время как зарубежные фирмы тратят на маркетинг и исследования значительную часть от общего объема продаж. Поэтому в настоящее время в России существенные затраты на маркетинг и проведение маркетинговых исследований могут позволить себе только очень крупные компании или компании, имеющие иностранных инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Влияние сдерживающих факторов на структуру и содержание системы маркетинговой информации

 

Все перечисленные выше ограничения оказывают существенное влияние на качество, содержание и структуру данных о рынке, которыми пользуются российские компании, а также на методы сбора и анализа ими маркетинговой информации. Обе группы сдерживающих факторов действуют на системы маркетинговой информации по-разному. Информационная непрозрачность рынка снижает качество данных, поступающих в информационную систему, из-за чего большинство информационных источников, используемых в России, в значительной степени отстают от аналогов, используемых в развитых странах; для большинства компаний она делает недоступными или бесполезными многие информационные источники, широко распространенные на Западе, и приводит компании к необходимости находить новые, нестандартные пути и заполнять существующие информационные пробелы. Прежде всего это касается государственной статистики — производственной, статистики по импортной и статистики уровня жизни населения. Производители не могут легальными способами узнать объем производства своих конкурентов, технические и санитарные характеристики выпускаемой ими продукции, то есть информация о предложении на рынке оказывается закрытой для большинства его участников. Данные из вторичных источников — лидирующие по частоте использования в развитых странах, в российских условиях оказываются одним из самых ненадежных информационных ресурсов из-за того, что у государства отсутствуют инструменты контроля в экономической сфере и все участники рынка скрывают друг от друга и от государства имеющуюся информацию.19 Информация о спросе на российском рынке становится доступной благодаря маркетинговым исследованиям, однако общий информационный дефицит данных создает множество проблем при проведении и этих исследований, делая неадекватными широко используемые в мире методики проведения маркетинговых исследований и вынуждая исследовательские компании адаптировать их к российским реалиям. К примеру, существенным фактором, ограничивающим применение классического аудита розничной торговли в России, является то, что официальные источники информации о продажах в торговых точках охватывают лишь незначительную часть оборота многих товарных категорий. Большая часть продукции реализуется через киоски, которые зачастую работают без всяких документов, поэтому их реальные продажи практически невозможно проконтролировать, а также через стихийные теневые каналы, такие как уличная торговля и рынки, исследование которых не предусматривается стандартной западной методикой и требует совершенно отдельного подхода. Классическая методика проведения аудита розничной торговли предполагает снятие запасов и остатков продукции, а также прихода на основании официальных документов в торговых точках с интервалом в два месяца, что в российских условиях практически неосуществимо, поскольку за этот период поступает такое количество неучтенного товара, что его невозможно отследить.20 При проведении потребительских исследований на российском рынке компании сталкиваются с двумя основными проблемами, которые связаны, с одной стороны, с построением выборки, а с другой стороны — с ее реализацией. Сложности в реализации выборки являются общими для всех типов маркетинговых исследований в России и, как и для розничных исследований, вызваны непрозрачностью рынка. Поскольку значительная часть населения России скрывает свои реальные доходы от государства, неадекватной оказывается и информация о потреблении, которая может служить косвенной оценкой благосостояния граждан. Кроме того, еще одной проблемой при реализации выборки является недооценка высокодоходных групп населения, поскольку таких респондентов сложно мотивировать к участию в исследовании. В результате две крайние группы населения — самые богатые и самые бедные, как правило, оказываются недоступными исследователям, и выборка становится смещенной, не отражающей реальной структуры населения по доходам. Вторая проблема, связанная с построением выборки, наиболее остро проявляется именно при проведении потребительских исследований. Для построения любой выборки необходимо четко представлять себе структуру генеральной совокупности, которую обязана репрезентировать данная выборка. Формирование выборки для изучения потребителей должно учитывать поло-возрастной состав населения и уровень доходов. Но поскольку в России отсутствуют достоверные данные о доходах населения, они не могут выступать в качестве полноценного критерия и основой построения выборки оказываются лишь демографические показатели. Если же исследования ориентированы на группу товаров, явно нацеленных на потребителей с определенным уровнем доходов, диспропорции в выборке могут привести к недостаточному участию целевой группы в исследовании и, следовательно, к серьезному искажению результатов этого исследования. Кроме того, в России существуют серьезные ограничения, обусловленные сегментацией потребителей по уровню образования, профессии и занимаемой должности, поскольку в отличие от развитых стран в нашей стране не отмечается однозначного соответствия между этими показателями и уровнем доходов населения .21 Таким образом, все компании, работающие на российском рынке, оказываются в равном положении и сталкиваются с проблемой нехватки информационных источников: количество информации, получаемой большинством предприятий, ничтожно мало, а та, которая поступает в компании, не удовлетворяет критериям полноты и достоверности. При этом из-за отсутствия данных об общем бизнес-контексте организации наибольший дефицит информации существует на стратегическом уровне, в то время как операционные потребности компаний более или менее удовлетворяются. Стандартными требованиями, которые предъявляются к информации, являются достоверность, динамичность, своевременность, полнота и детальность, в российских же условиях полученная информация оказывается далекой от действительности — статичной, недопустимо запаздывающей, фрагментарной и односторонней, агрегированной до степени полной непригодности.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Преодоление  существующих ограничений в системе  маркетинговой информации в России

 

Несмотря на все имеющиеся ограничения недостатки, система маркетинговой информации в России все же существует, хотя в основном она пока являются прерогативой крупных отечественных и западных компаний, которые располагают достаточными средствами на их развитие и определенным опытом работы с данными. Если сравнивать систему маркетинговой информации в компаниях, действующих на российском рынке, с их зарубежными аналогами с точки зрения различных информационных источников, то она окажется во многом схожей с иностранной. Пытаясь получить дополнительные конкурентные преимущества, многие компании пытаются обработать как можно больше информационных источников, и в итоге, стремясь не отставать от конкурентов, все начинают пользоваться одними и теми же источниками данных. Обязательными элементами системы маркетинговой информации в России являются данные торговых исследований (аудит розничной торговли), регулярных потребительских исследований, разовых маркетинговых исследований (тестирование новых продуктов и торговых марок, ценовые исследования, исследования рекламы и т.п.). Основные различия между компаниями возникают в регулярности поступления данных в систему, географическом охвате этих данных, комбинациях тех или иных источников, методах анализа данных и интеграции источников данных в систему маркетинговой информации.23 Под влиянием множества внешних факторов система маркетинговой информации на предприятиях в России нацелена на решение принципиально иных задач, нежели подобная система в развитых странах, и коренным образом от неё отличается. Если для зарубежных компаний при работе с системой маркетинговой информации основная трудность заключается в избытке данных, преобразовании, анализе и трансформации данных из большого числа источников в необходимую информацию, а затем и в знание о рынке, главной проблемой для большинства компаний, действующих в России, оказывается нехватка данных - наличие разрозненных, неполных, противоречивых информационных источников, которые не сведены в единую информационную систему.24 В условиях информационного дефицита множество компаний в России вынуждены работать с разрозненными частями информации, принимая во внимание все допущения, которые необходимо учитывать при работе с этими данными. Таким образом, если в развитых странах вопрос функционирования систем маркетинговой информации в настоящее время находится в плоскости кардинального изменения подходов к обработке и хранению информации, в России основным пока остается сбор и первичный анализ данных. Тем не менее, в России возможно создание системы маркетинговой информации, которая стала бы реальным инструментом для принятия решений. Для этого необходимо с учетом опыта уже существующих систем маркетинговой информации и естественных ограничений, накладываемых рынком, построить систему маркетинговой информации таким образом, чтобы она предоставляла данные о рынке, значимые и полезные для принятия управленческих решений. Поскольку основным фактором, сдерживающим развитие систем маркетинговой информации в России, является нехватка информации для создания системы маркетинговых знаний, необходимо преодолеть разрозненность и неполноту данных. Эту задачу можно решить путем адаптации зарубежных методик проведения исследований к российским условиям. Как и в развитых странах, система маркетинговой информации должна представлять потребительский рынок с двух сторон — со стороны розничной торговли и со стороны потребителей. При этом для того, чтобы основные требования к данным выполнялись, необходимо видоизменить методику их сбора из различных источников, максимально увеличив достоверность получаемых данных.25 В России особенность работы системы маркетинговой информации заключается в неразвитости рынка информации, информационной непрозрачности рыночных операций, отсутствием достоверных статистических и аналитических данных, в субъективных и объективных ограничениях. Все перечисленные выше негативные явления оказывают существенное влияние на качество, содержание и структуру данных о рынке, которыми пользуются российские компании, а также на методы сбора и анализа ими маркетинговой информации. Однако в России имеются потенциальные ресурсы для дальнейшего всестороннего развития системы маркетинговой информации: необходимо добиться достоверности и своевременности действительной информации, постоянно изучать и внедрять прогрессивные методы системы маркетинговой информации, реорганизовать систему маркетинговой информации таким образом, чтобы она смогла представить потребительский рынок с двух сторон — со стороны производителей, торговли и со стороны потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Система маркетинговой информации - постоянно действующая структура взаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов, которая предназначена для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации с целью совершенствования планирования и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий. Сущность системы маркетинговой информации заключается в совокупности процедур и методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе. Система маркетинговой информации состоит из четырех вспомогательных систем: системы внутренней отчетности, системы сбора внешней текущей маркетинговой информации, системы маркетинговых исследований, системы анализа маркетинговой информации. В зарубежных странах система маркетинговой информации достаточно развита, эффективно работает и постоянно развивается, принося ощутимую пользу как производителям так и потребителям. В России особенность работы системы маркетинговой информации заключается в неразвитости рынка информации, информационной непрозрачности рыночных операций, отсутствием достоверных статистических и аналитических данных, в субъективных и объективных ограничениях. Эти негативные явления оказывают существенное влияние на качество, содержание и структуру данных о рынке, которыми пользуются российские компании, а также на методы сбора и анализа ими маркетинговой информации. Однако в России имеются потенциальные ресурсы для дальнейшего всестороннего развития системы маркетинговой информации: организация достоверности и своевременности необходимой информации, своевременный анализ полученных данных, постоянное изучение и внедрение передовых методов системы маркетинговой информации.

Задачи, поставленные в начале курсовой работы (изучение основных понятий, сущности действующей системы маркетинговой информации; характеристика источников системы маркетинговой информации; изучение основных составляющих частей системы маркетинговой информации; определение особенностей работы системы маркетинговой информации в России) полностью решены, и эти решения нашли своё отражение в первой и второй главах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 
1. Бронникова Т. С., Чернявский А. Г. Маркетинг: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 346 с.

2. Болт Д. И. Руководство  по управлению сбытом, М.: Экономика, 2005. - 411 с.

3. Гуров В А. Интернет для бизнеса. М.: ИНФРА-М, 2006. -319 с.

4. Друкер П., Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы, М.: - Book chamber international, 1998. - 209 с.

5. Завьялов П.С., Демидов  В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.,2006. - 195 с.

6. Ириков В.А., Дранко О.И., Леонтьев С.В. Технологии экономического обоснования инвестиционных проектов развития фирмы. - М.: УНПК МФТИ, “Школа менеджмента”, 2007. - 428 с.

7. Кеворков В.В., Конин В.Н., Лукьянов А.В., Шалимова Т.Г., Организация маркетинговой деятельности на предприятии (в организации): практические рекомендации. - Загорск: Просвещение, 2001. - 129 с.

8. Котлер Ф. М. Основы маркетинга. М.: - Прогресс, 2006. - 211 с.

9. Логистика. Учебное пособие. Под редакцией Аникина Б.А. М.: - Инфра-М, 2000. - 298 с. 9. Спиркин А. Г. Словарь  иностранных слов. 14-е изд. исправленное. - М.: Рус. С 48 яз., 1997. - 608 с. 10.Родионов И.И. Интернет. Предприниматель. Маркетинг. -- М.: ВИНИТИ, 2006. - 262 с.

10. Алескулин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности, 4-е изд. М.: Изд-во «Дашков и К», 2006 г.

11. Волкова Ю.Ф. Гостиничное  и ресторанное дело, туризм: сб. нормат. док / под ред.. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

12. Сенин В.С., Денисенко  А.В.Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: Учеб. пособие / - М.: Финансы и статистика, 2004.

13. Медлик С Гостиничный бизнес: Учеб. для вузов: пер. с анг. /., Инграм Х. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

14. Ляпина И.Ю., Игнатьева Т.Л., Безрукова С.В.Материально-техническая база и оформление гостиниц и туркомплексов: Учеб. для сред. спец. Учеб. заведений / - М.: Академия, 2004. .

15. Ефимова О.П.Экономика гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие /; под ред. Н.И. Кабушкина. - Мн.: Новое знание, 2004. - 392 с.

16. Моисеева Н. К., Рюмин  М. Ю. Коммуникационная концепция  маркетинга// Маркетинг, 2001. №5.

17. Багиев Г.Л. «Маркетинг». - М.: Экономика, 1999.

18. Саттон Д., Кляйн Т. Новая наука маркетинга./ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2004.

19. Бобров В. Б. Англо-русский  словарь по рекламе и маркетингу. - М.: Руссо, 1997.

 

 

 

1 Логистика. Учебное пособие. Под редакцией Аникина Б.А. М.: - Инфра-М, 2000. - 409 с.

2 Родионов И.И. Интернет. Предприниматель. Маркетинг. - М.: ВИНИТИ, 2006. - 308 с.

3 Бронникова Т. С., Чернявский А. Г. Маркетинг: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 56 с.

4 Бронникова Т. С., Чернявский А. Г. Маркетинг: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 181 с.

5 Кеворков В.В., Конин В.Н., Лукьянов А.В., Шалимова Т.Г., Организация маркетинговой деятельности на предприятии (в организации): практические рекомендации. - Загорск: Просвещение, 2001. - 59 с.

Информация о работе Система маркетинговой информации