Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:12, курсовая работа
Без маркетинговых исследований не обходится деятельность практически ни одной фирмы, что и обуславливает актуальность рассмотрение данной темы.
Поэтому, целью данной работы является рассмотрение маркетинговых исследований в целом и сегментирование рынка в частности. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотрение сущности и роли маркетинговых исследований и сегментации рынка; определение принципов проведения маркетинговых исследований и осуществления сегментации рынка.
Объектом данного исследования являются маркетинговые исследования и сегментирование рынка, а предметом – их роль, цели, задачи и принципы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………….3
1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА…..……………..…5
1.1. Сущность и роль маркетинговых исследований…….…………….…….5
1.2. Цели и задачи маркетинговых исследований……………………..……..8
1.3. Принципы маркетинговых исследований………………………...…….10
2. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА………………..………………..……..14
2.1. Понятие, сущность и принципы сегментации рынка………….……….14
2.2. Объекты сегментации рынка…………………………………….………15
2.3. Критерии и признаки сегментации рынка…………………………...….16
2.4. Стратегии сегментации рынка……………………………………...……17
3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО
РЫНКА МАРМЕЛАДНО-ПАСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ………….....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………..31
Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, психографические, поведенческие. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков. Основные признаки сегментации рынка по группам потребителей приведены в Приложении 2
Основными признаками сегментации рынка по группам продуктов являются функциональные и технические параметры, цена и т.п.
Основными признаками сегментации рынка по предприятиям (конкурентам) являются качественные показатели продукта (НТ), цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке. [По 3, с. 37-39]
2.4 Стратегии сегментации рынка
После проведения
сегментации рынка фирме
Решив, на каком сегменте выступать, предприятие должно разработать стратегию проникновения в этот сегмент. Для этого определяются позиции всех имеющихся конкурентов и принимается решение о собственном позиционировании. У предприятия есть два пути. Первый – позиционировать себя рядом с одним из существующих конкурентов и начать борьбу за долю рынка, второй – разработать товар, которого еще нет на рынке.
Однако перед тем, как принять такое решение, руководство предприятия должно удостовериться в наличии технических, экономических возможностей и в достаточности числа потенциальных покупателей предлагаемого товара.
Предприятие может воспользоваться тремя стратегиями сегментирования рынка:
Стратегия недифференцированного маркетинга – это стратегия фирмы, ориентируемая на общность интересов и предпочтений покупателей, а не на различия в нуждах и отношениях. Цель – разработка таких товаров и маркетинговой программы, которые смогут удовлетворить максимально возможное число покупателей. Иными словами, цель фирмы достигается путем нахождения линии компромисса. Фирма придерживается стандартизации и массовости производства товаров. Данная стратегия значительно экономна. Однако ее не рекомендуют использовать предприятиям одной отрасли, так как возможно возникновение жесткой конкуренции на крупных сегментах.
Стратегия дифференцированного маркетинга – это стратегия фирмы, ориентированная одновременно на несколько сегментов рынка с разработкой отдельных предложений. Данная стратегия более полно отражает рыночную ситуацию, а следовательно, обеспечивает большие объемы продаж и небольшой уровень риска. С другой стороны, необходимы большие инвестиции, производственные и управленческие издержки, потому стратегия дифференцированного маркетинга посильна в основном для крупных компаний.
Стратегия концентрированного маркетинга
– это стратегия сосредоточения
усилий фирмы на одном или нескольких
прибыльных сегментах рынка. Особенно,
она привлекательна в тех случаях,
когда ресурсы предприятия
3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА МАРМЕЛАДНО-ПАСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
На российском рынке жевательный мармелад появился относительно недавно, однако большинство любителей сладкого уже успели его оценить, причем интерес к данному продукту из года в год растет. Потребителей привлекает необычная консистенция, фруктовый вкус, интересная форма и яркие цвета этих кондитерских изделий.
Российский
рынок мармеладно-пастильной продукции
и зефира сегодня находится на
достаточно высоком уровне развития
в сравнении с европейским
рынком. Отечественный потребитель
по достоинству оценивает
Согласно данным исследования консалтинговой компании Intesco Research Group «Рынок джемов и мармелада. Текущая ситуация и прогноз, в структуре российского производства сахаристых кондитерских изделий на мармеладно-пастильные изделия, джемы и конфитюр приходится 9,3% его объема. В последние три года выпуск джемов и мармелада в Российской Федерации растет: с 2010 года по 2012 год их объем вырос на 27,5 тыс. тонн. В 2011-2012 году выпуск этой продукции увеличивался в среднем на 8% в год.
Что же касается Центрального региона, то здесь ситуация обстоит несколько иначе. Большое количество производителей, присутствующих на рынке и занимающих лидирующие позиции в регионах, совершенно неизвестны в федеральном масштабе.
Сегодня мармеладный рынок имеет вполне чёткое деление на Северо-Западный сегмент и Центральную часть России.
Производство
мармелада в основном сосредоточено
в Центральном, Приволжском и
Северо-Западном федеральных округах.
В федеральной структуре
За 11 месяцев
2012 года больше всего джемов, фруктовых
и ягодных желе, пюре и паст было
произведено в Центральном, Южном
и Приволжском федеральных
Наиболее популярными на сегодняшний день и известными в федеральном масштабе считаются: «Глазовский пищекомбинат», «Нева», «Русский кондитер», «Рошен», «Алела» и «Ударница». Что же касается остальных игроков, следует помнить, что мармеладный рынок сильно сегментирован, и практически каждый регион имеет своих представителей, которые малоизвестны на федеральном уровне.
Анализ спроса подтверждает, что импортный жевательный мармелад на сегодняшний день составляет более 50% всех закупок мармеладной продукции, лидируют в этом такие фирмы, как ТМ «Фру-фру», ООО «Мисс бонбон», TM «Haribo», ООО «Perfetti Van Melle», ООО «Нестле Россия», ТМ «Park Lahe» и ООО «Wrigley».
Наибольшее
количество продукции поставляется
в Москву, Московскую область и
Санкт-Петербург, при этом северная
столица в 2012 году вышла на второе
место по потреблению мармелада.
На рынке каждый день появляются всё
новые и новые компании, которые
привлекают потребителей своей яркой
и разнообразной продукцией. Таким
образом появилась неизвестная
российским потребителям до 2005 года компания
Juicy Fruit, покорившая отечественный рынок
своей яркой и вкусной
На сегодняшний
день доля жевательного мармелада отечественного
производства составляет всего лишь
6% от всего рынка мармеладно-
Динамика импорта за последние несколько лет, значительно превышает динамику экспорта, а потому импортный мармелад успешно покоряет российский рынок, не испытывая при этом особого сопротивления. Анализ спроса продукции подтверждает, что если такая тенденция сохранится в ближайшем будущем, то отечественные производители могут остаться в стороне, а основной сегмент рынка займут импортные компании.
Нельзя
сказать, что российские производители
совсем не пытаются модернизировать
и искать новые формы производства
сладостей, просто делают это они
настолько медленно, будто абсолютно
уверены в собственной
Рыночные отношения невозможны без конкуренции и конкурентной борьбы и сегодня конкуренция на мармеладном рынке достаточно жёсткая. В частности за последние 3-4 года появилось много производителей, которые оказывают существенное влияние на отечественный рынок, выпуская низкосортную продукцию по более низкой цене. Вообще же в каждом российском регионе имеется свой признанный мармеладный лидер, который выдержал жёсткую конкуренцию и при этом преподнес своему потребителю продукты только самого высокого качества. Мармелад относится к сладостям, которые относительно просты в производстве, однако любое даже самое незначительное нарушение технологии изготовления может губительно отразиться на конечной продукции. Кроме того, несоблюдение условий хранения может привести к потере вкусовых свойств и товарного вида продукта. Входной билет в рынок мармеладной продукции достаточно недорог, об этом свидетельствует анализ спроса продукции, а мармеладное производство стоит немного по сравнению с шоколадом или газированными напитками.
Немаловажен
при этом и тот факт, что мармеладный
ассортимент не так велик, как
ассортимент печенья или
Компания
«Авеста» появилась на украинском рынке
в 2001 году и по сей день занимает
среди подобных компаний не последнее
место. Быстрый рост производства позволил
ей уже через несколько лет
завоевать США, Среднюю Азию, страны
Балтии и Евросоюза, а также занять
первые позиции на мармеладно-пастильном
рынке в России. Современные тенденции
развития предприятия и видение
ближайшей перспективы
В марте 2010 года компания inFOLIO Research Group провела интернет опрос среди пятисот проживающих в Москве потребителей мармеладных конфет в возрасте 16 - 54 лет. Одной из целей исследования было выявление наиболее востребованных потребителями марок, а также уровня конкурентоспособности рынка. Поэтому исследователи составили сразу несколько рейтингов. В основу первого лег принцип top-of-mind, по которому респондентам предложили назвать первую приходящую на ум марку. Второй фиксировал все марки, названные респондентами спонтанно (спонтанное знание). В рамках третьего рассматривался набор из трех марок, которые потребитель всегда держит в голове при принятии решения о покупке (побуждающий набор). Эти три рейтинга позволили определить ключевых игроков рынка. Что же касается конкурентоспособности, то для ее замера использовалось наведенное знание или знание с подсказкой, когда потребителям называли марки, а те указывали, знакомы ли они им или нет. Наведенное знание условно показывает уровень потребления марки на момент измерения. Диаграмма знания производителей мармеладных конфет в Приложении 2.
65% потребителей
предпочитают мармелад