Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:34, курсовая работа
В первой главе мы рассмотрим сущность маркетинговых исследований, их цели, задачи, а так же процедуру маркетинговых исследований.
Во второй главе речь пойдёт об инструментарии первичных маркетинговых исследованиях и всевозможных методах сбора первичной информации, а так же рассмотрим план выборочного исследования и обработки данных с последующим формированием отчета.
Третья глава будет посвящена основным направлениям маркетинговых исследований и использованию полученных данных.
Введение ………………………………………………………… 5
Глава 1 Сущность маркетинговых исследований ………………….. 7
1.1. Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований ….. 7
1.2. Процедура маркетингового исследования …………………. 9
1.3. Кабинетные маркетинговые исследования ………………... 11
Глава 2 Система маркетинговых исследований ……………………. 13
2.1. Сбор первичной информации ………………………………... 13
2.2. План выборочного исследования ……………………………. 17
2.3. Обработка данных и формирование отчета ………………... 18
Глава 3 Направления и результаты маркетинговых исследований. 21
3.1. Типичные направления маркетинговых исследований ….. 21
3.2. Использование результатов маркетингового исследования….. 24
Заключение ……………………………………………………... 28
Список использованной литературы ……………………….. 30
Содержание:
Введение ………………………………………………………… |
5 | |
Глава 1 |
Сущность маркетинговых исследований ………………….. |
7 |
1.1. |
Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований ….. |
7 |
1.2. |
Процедура маркетингового исследования …………………. |
9 |
1.3. |
Кабинетные маркетинговые исследования ………………... |
11 |
Глава 2 |
Система маркетинговых исследований ……………………. |
13 |
2.1. |
Сбор первичной информации ………………………………... |
13 |
2.2. |
План выборочного исследования ……………………………. |
17 |
2.3. |
Обработка данных и формирование отчета ………………... |
18 |
Глава 3 |
Направления и результаты маркетинговых исследований. |
21 |
3.1. |
Типичные направления маркетинговых исследований ….. |
21 |
3.2. |
Использование результатов маркетингового исследования….. |
24 |
Заключение ……………………………………………………... |
28 | |
Список использованной литературы ……………………….. |
30 |
Маркетинг – относительно молодая научно-прикладная дисциплина. Впервые термин появился в американской экономической литературе в 1902г. Начиная с середины двадцатого столетия, концепция маркетинга стремительно завоевывала умы, как теоретиков, так и практиков – экономистов и менеджеров. Интенсивное развитие теории и практики менеджмента привели к тому, что был накоплен огромный эмпирический материал о бизнес – процессах, о потребительском поведении и конкурентной борьбе. Ряд ученых смогли систематизировать и обобщить имеющиеся факты. Прогресс в теории, практической деятельности на рынке породил новое течение в науке управления – маркетинг.
В самом общем виде понятие маркетинга означает изучение рынка с определенной целью. В маркетинге, который призван удовлетворять потребности людей, исследования имеют большое значение. В условиях рынка получают преимущества те фирмы и компании, которые лучше других знают эти потребности и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка.
Эта тема очень актуальна в наше время, постоянно меняющихся потребностей рынка потребителей. Именно с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей. Маркетинговые исследования – это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга.
Как правило, потребность в проведении маркетингового исследования возникает в случаях, когда: 1) фирма не достигла поставленных маркетинговых целей; 2) фирма уступает позиции конкуренту; 3) фирма собирается диверсифицировать свою деятельность; 4) фирма готовит новый бизнес-план; 5) любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются в выборе действий или предполагают значительные инвестиции.
Что дают маркетинговые исследования?
Они позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цена товаров, продвижение товаров. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.
В первой главе мы рассмотрим сущность маркетинговых исследований, их цели, задачи, а так же процедуру маркетинговых исследований.
Во второй главе речь пойдёт об инструментарии первичных маркетинговых исследованиях и всевозможных методах сбора первичной информации, а так же рассмотрим план выборочного исследования и обработки данных с последующим формированием отчета.
Третья глава будет посвящена основным направлениям маркетинговых исследований и использованию полученных данных.
Глава I. Сущность маркетинговых исследований
Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований.1
Основные цели маркетингового исследования:
1) Уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений;
2) Следить за процессом реализации маркетинговых задач.
Глобальные цели маркетингового исследования – это информационное обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании математических моделей для анализа данных и получения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.
На макроуровне маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.
На микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует.
Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе специализированными маркетинговыми фирмами.
Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии. Наиболее типичные решаемые задачи маркетинговых исследований:
1) Изучение характеристик рынка;
2) Замеры потенциальных возможностей рынка;
3) Анализ распределения долей рынка между фирмами;
4) Анализ сбыта;
5) Изучение тенденций деловой активности;
6) Изучение товаров конкурентов;
7) Краткосрочное прогнозирование;
8) Изучение реакции на новый товар и его потенциала;
9) Долгосрочное прогнозирование;
10) Изучение политики цен.
Проведение маркетингового исследования целесообразно в следующих случаях:
1) Недостаточный объем информации для принятия решения;
2) Наличие внутренних противоречий относительно стратегии, целей, механизмов их реализации;
3) Ухудшение ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота и т.д.);
4) Изучение причин неожиданного успеха;
5) Формирование новых стратегических или тактических замыслов.
Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе специализированными маркетинговыми фирмами.
Процедуру маркетингового исследования можно разделит на четыре блока: (см. Приложение № 1).
1. Разработка концепции исследования.
5. Проверка адекватности результатов и выводов.
Рассмотрим более подробно процесс организации проведения маркетинговых исследований. Любое исследование начинается с определения целей. Цели могут быть как стратегическими, так и тактическими, и от их вида зависит глубина предполагаемого исследования. В зависимости от поставленных целей, исследования могут носить описательный характер, могут быть нацелены на выявление причинно-следственных связей (казуальные) или на разработку прогнозов. В результате этого появляется гипотеза. Рабочая гипотеза – это вероятностное предположение относительно сущности и путей решения рассматриваемых явлений. Она позволяет установить рамки и основные направления всей разработки. Рабочая гипотеза должна обеспечивать: достоверность научного предположения; предсказуемость; проверяемость; возможность формализации, т.е. возможность выразить главные предположения не только логически, но и с помощью экономико-математических построений. Программа исследования – это план, которому необходимо следовать для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы, увязывающий временные, материальные и другие ресурсы, выделяемые на проведение исследования. Она устанавливает систему показателей, определяет потребности в информации и предполагаемый набор инструментов для ее получения. Выбор инструментария связан с выбором подходящих методов исследования. Классификация инструментария маркетинговых исследований представлена в таблице (см. ниже по тексту). Наконец, программа исследований устанавливает правила формирования выборки. Выбор форм и методов исследования рынка связан с множеством факторов: доступными источниками информации, широтой охвата и т.д. В зависимости от уровня постановки проблемы различаются прикладные и фундаментальные исследования.
Классификационный признак |
Виды исследований | |||
Уровень постановки проблемы |
Прикладные |
Фундаментальные | ||
Этап изучения проблемы |
Поисковые |
Описательные |
Пояснительные | |
Источник информации |
Первичные (полевые) |
Вторичные (кабинетные) | ||
Периодичность проведения |
Разовые (специальные) |
Постоянные | ||
Области использования результатов |
Стандартные (синдицированные) | |||
Степень охвата |
Сплошные |
Выборочные | ||
Уровень измерительной «точности» |
Качественные |
Количественные |
Количественные исследования – это описание проблемы в числовом выражении. Здесь подтверждается или опровергается высказанная гипотеза. Данные, как правило, представляются в виде таблиц и графиков.
Качественные исследования имеют общую цель – выявить проблемы и/или объяснить наблюдаемые явления. С их помощью можно определить различные побудительные мотивы действий потребителей, а также на основе каких факторов принимается решение.
1.3. Кабинетные маркетинговые исследования
Целью кабинетных исследований является сбор и обобщение вторичных данных, то есть данных, которые уже существуют и появление которых, может быть, даже изначально не было связано с исследовательскими целями. Общая характеристика методов анализа документов представлена в приложении № 2.
Кабинетные исследования реализуются в два этапа:
1.1. Формулирование решаемой маркетинговой проблемы;
1.2. Декомпозиция маркетинговой проблемы;
1.3. Постановка информационных задач, связанных с решением маркетинговых задач;
1.4.Уточнение возможных способов и источников получения информации для каждой информационной задачи;
1.5. Определение бюджета информационного поиска.
2.1. Поиск ссылок и рефератов в интегрированных вторичных источниках информации;
2.2. Сбор информации в выявленных вторичных документах;
2.3. Предварительный анализ и обобщение информации вторичных источников и документов по исследуемой проблеме;