Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:43, дипломная работа
Цель работы – совершенствование управление деятельности маркетинговой службы транспортно-экспедиционной компанией ООО «Шпарманн»
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- рассмотреть особенности маркетинговой концепцией управления предприятием;
- изучить основные типы маркетинговых служб;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Маркетинговая концепция управления предприятием 6
1.2 Основные типы маркетинговых служб 13
1.3 Основные требования к построению маркетинговых служб 21
1.4 Аспекты маркетинга во внешнеэкономической деятельности 24
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ШПАРМАНН» 28
2.1 Общая характеристика предприятия и его показатели 28
2.2 Анализ рынка транспортных услуг 44
2.3 Анализ недостатков маркетинговой деятельности ООО «Шпарманн» 52
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ ООО «ШПАРМАНН» 57
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию 57
3.2 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
По состоянию на 1.01.2005 г. дебиторская задолженность составила 378245 руб., кредиторская задолженность – 4406322 руб. и превысила дебиторскую задолженность в 11,6 раз. Фактически это означает, что кредит, получаемый (отсрочка платежей), предоставляемый предприятием ООО «Шпарманн» покупателям не превышает кредит, получаемый предприятием от поставщиков. В данной ситуации предприятие выигрывает в свободных денежных средствах. Задолженность покупателей за товары, работы, услуги в общей сумме дебиторской задолженности составляет 30,1%. В структуре кредиторской задолженности наибольший удельный вес занимает задолженность перед поставщиками – 93,2%, перед бюджетом – 3,2%, по оплате труда – 2%. Достаточно низкий уровень по этим двум задолженностям говорит о том, что предприятие не прибегло в столь трудное для нее время к таким вынужденным мерам как увеличение задолженности перед бюджетом или персоналом.
Анализ показателей платежеспособности приведен в таблице 4.
Таблица 4
Анализ показателей платежеспособности
Показатели |
На 1.01.2004 г. |
На 1.01.2005 г. |
Отклонение (+,-) |
1.Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,07 |
0,13 |
0,06 |
1.Коэффициент текущей ликвидности |
0,7 |
1,14 |
0,44 |
3.Коэффициент платежеспособности |
0,65 |
0,60 |
-0,05 |
Коэффициент абсолютной ликвидности =А1 /П1,
где А1 =денежные средства + краткосрочные финансовые вложения,
П1= краткосрочные обязательства.
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что на начало 2004 г. улучшились такие показатели финансового состояния предприятия как платежеспособность и ликвидность. Так, улучшение показателя абсолютной ликвидности произошло в результате увеличения доли денежных средств в структуре текущих активов. Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода увеличился на 0,44 пункта по сравнению с прошлым годом и составил 1,14. Нормативное значение данного показателя 1,7.
В целом, структуру баланса можно признать удовлетворительной, поскольку коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами выше нормативного (0,3) и составил 0,51. Анализ затрат на производство приведен в таблице 5.
Таблица 5
Анализ структуры затрат на производство
Элементы затрат |
Удельный вес, % |
Отклонение (+, -) | |
2003 г. |
2004 г. | ||
1.Материальные затраты |
85,2 |
75,9 |
-9,3 |
2.Расходы на оплату труда |
8,7 |
14,6 |
5,9 |
4.Отчисления на соц.нужды |
3,1 |
5,2 |
2,1 |
5.Амортизация ОФ |
0,1 |
1,0 |
0,9 |
6.Прочие затраты |
2,9 |
5,3 |
2,4 |
Себестоимость продукции |
100 |
100 |
- |
Из данной таблицы видно, что
в составе себестоимости
Рентабельность собственного капитала равна 52,4% в 2004 г. Этот достаточно высокий показатель свидетельствует о том, что предприятие способно возмещать капитал, - необходимое условие существования и роста предприятия.
Рентабельность реализованной продукции в 2004 г. увеличилась и составила 50,1%, (в 2003 г. – 42,0%). Решающее влияние на это оказало снижение себестоимости.
В 2004 г. продолжительность оборота оборотных средств уменьшилась до 89 дней или на 34,4%, значительно повысился коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Вместе с тем, достаточно высоким остается показатель оборачиваемости, и именно в данном направлении предприятию предстоит работать.
Конкурентоспособность ООО «Шпарманн», его потенциал в деловом сотрудничестве в значительной мере зависит от финансового состояния, т.е. от структуры капитала и платежеспособности.
Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия или отдельных его видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия.
Оборотные средства в активе баланса занимают большую часть (52,55% в 2004 г., 54,12% в 2003 г.), что является положительной тенденцией, т.к. маневренность предприятия повышается.
Наименьший удельный вес в составе текущих активов занимают краткосрочные финансовые вложения. Следствием такого положения является высокая платежеспособность и сильная финансовая устойчивость (независимость от внешних кредитов).
Наиболее мобильная часть
Что касается структуры денежных средств ООО «Шпарманн», то основной объем финансовых ресурсов предприятия сосредоточен на расчетном счете. Убытков в течение анализируемого периода не наблюдается.
Причины увеличения или уменьшения
имущества предприятия
В течение анализируемого периода предприятие не привлекало долгосрочные источники финансирования.
Так как предприятию в 2004 г. предоставляются зарубежными партнерами товарный кредит сроком на 60 – 90 дней, в итоге в обороте находится значительный удельный вес заемных средств.
Структура собственного капитала предприятия на протяжении исследуемого периода не изменялась, основной составляющей собственных источников финансирования является уставной капитал, доля которого в структуре собственных составляла 89,2% в 2004 г., 87,6% в 2003 г. Увеличение собственного капитала произошло за счет увеличения чистой прибыли.
Учитывая увеличение доли собственных
средств в общей сумме
Рассматривая показатели рисков, необходимо обратить внимание на запас финансовой прочности, коэффициент производственного левериджа, долю переходящих запасов готовой продукции.
Предприятие имеет достаточно большой запас финансовой прочности, что особо важно в условиях неопределенности, постоянно меняющейся конъюнктуры рынка и конкуренции.
Соответственно небольшой
Анализ финансового состояния предприятия ООО «Шпарманн» представлен в таблице 6.
Таблица 6
Анализ финансового
состояния предприятия ООО «
№ п/п |
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
Темп роста,% | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||||
Структура активов | |||||||||
1. |
Общая стоимость имущества, млн.руб. |
1317851 |
2800525 |
212,5 | |||||
2. |
В т.ч. долгосрочные активы,млн.руб. |
221101 |
277308 |
125,4 | |||||
2.1 |
В % к общей стоимости имущества |
16,8 |
9,9 |
- | |||||
3. |
Краткосрочные активы, млн.руб. |
1096750 |
2523217 |
230,1 | |||||
3.1 |
В % к общей стоимости имущества |
83,2 |
90,1 |
- | |||||
3.2 |
Из них материальные запасы и затраты, млн.руб. |
627228 |
2025701 |
323,0 | |||||
3.2.1 |
В % к текущим активам |
57,2 |
80,3 |
- | |||||
3.3 |
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, млн.руб. |
127617 |
202478 |
158,7 | |||||
3.3.1 |
В % к текущим активам |
11,6 |
8,0 |
- | |||||
3.4 |
Средства в расчетах и прочие оборотные активы |
341905 |
295038 |
86,3 | |||||
3.4.1 |
В % к текущим активам |
31,2 |
11,7 |
- | |||||
4. |
Соотношение оборотного и основного капитала |
5,0 |
9,1 |
183,4 | |||||
Структура пассивов | |||||||||
1. |
Собственный капитал, млн.руб. |
377368 |
1551877 |
411,2 | |||||
1.2 |
Коэффициент автономии, % |
28,6 |
55,4 |
- | |||||
2. |
Заемный капитал, млн.руб. |
940483 |
1248650 |
132,8 | |||||
2.1 |
Коэффициент финансовой напряженности, % |
71,4 |
44,6 |
- | |||||
3. |
Собственные оборотные средства, млн.руб. |
156267 |
127456 |
815,6 | |||||
4. |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,14 |
0,51 |
354,5 | |||||
5. |
Коэффициент маневренности собств. кап. |
0,41 |
0,87 |
198,3 | |||||
Состояние активов | |||||||||
1. |
Коэффициент изношенности основных фондов |
0,38 |
0,35 |
93,0 | |||||
2. |
Коэффициент годности основных фондов |
0,62 |
0,65 |
104,8 | |||||
3. |
Коэффициент обновления основных фондов |
0,15 |
- |
- | |||||
4. |
Коэффициент выбытия основных фондов |
0,02 |
- |
- | |||||
5. |
Коэффициент прироста основных фондов |
0,15 |
- |
- | |||||
6. |
Коэффициент оборачиваемости капитала |
2 |
3,6 |
180 | |||||
7. |
Продолжительность оборота: |
||||||||
7.1 |
Всего капитала, дни |
180 |
100 |
55,6 | |||||
7.2 |
Оборотного капитала, дни |
136 |
89 |
65,6 | |||||
7.2.1 |
В т.ч. в запасах |
36 |
21 |
58,3 | |||||
7.2.2 |
МБП, незавершенное производство |
4 |
5 |
125,0 | |||||
7.2.3 |
Готовая продукция |
42 |
39 |
92,9 | |||||
7.2.4 |
Дебиторская задолженность |
39 |
16 |
40,7 | |||||
Прибыль и рентабельность | |||||||||
1. |
Балансовая прибыль, млн.руб. |
238667 |
1970111 |
825,5 | |||||
2. |
Темп роста балансовой прибыли, % |
194,3 |
825,5 |
- | |||||
3. |
Доля чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли, % |
70,1 |
71,4 |
101,9 | |||||
4. |
Доля затрат на производство и сбыт в выручке от реализации продукции, % |
55,0 |
62,4 |
113,5 | |||||
5. |
Уровень рентабельности, % : |
||||||||
5.1 |
продукции |
66,6 |
46,9 |
- | |||||
5.2 |
капитала |
28,6 |
95,7 |
- | |||||
Производство и реализация продукции | |||||||||
1. |
Темпы роста выручки в текущих ценах, % |
317,3 |
438,1 |
- | |||||
2. |
Темпы роста затрат на производство и сбыт продукции, % |
258,6 |
497,0 |
- | |||||
3. |
Коэффициент обновления продукции |
- |
0,32 |
- | |||||
4. |
Коэффициент использования производственных площадей |
0,95 |
0,95 |
100,0 | |||||
5. |
Материалоемкость, % |
0,74 |
0,80 |
108,1 |
При рассмотрении основных аспектов хозяйственной и финансовой деятельности ООО «Шпарманн», а также на основании систематизации и анализа полученных данных можно сделать следующие выводы:
1) За рассматриваемый период наблюдалось снижение дебиторской задолженности — одного из самых главных показателей, отражающих уровень благополучия предприятий;
2) Предприятие является рентабельным, поскольку результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и образуют прибыль, достаточную для нормального функционирования предприятия;
3) Показатели финансовой устойчивости, при их определении, находятся на высоком уровне, что свидетельствует об эффективности осуществления производственно – хозяйственной деятельности предприятия.
Транспорт является связующим звеном между производителями и потребителями продукции, то есть способствует обмену продукцией между субъектами рыночной деятельности. Основной задачей транспорта является обеспечение бесперебойного снабжения всех субъектов рынка необходимым сырьем и материалами, а также сбыт готовой продукции потребителям. В данном контексте транспорт участвует в организации товародвижения, то есть обеспечивает движение материального потока. Сфера материально-технического обеспечения сопряжена с другими отраслями экономики. Таким образом, транспорт обеспечивает реализацию потоковых процессов, в частности процесс товародвижения22.
Наряду с тем, что на объем и структуру грузоперевозок оказывают влияние экономические факторы, особенность развития российского рынка транспортных услуг заключается в его региональной специфике. Подобное проявляется в нескольких основных аспектах.
Во-первых, это географическое расположение регионов, способствующих развитию перевозок каким-то одним видом транспорта, либо находящихся на пересечении нескольких транспортных путей. Географический аспект также проявляется в отдаленности некоторых регионов и возможности осуществлении туда доставки груза только определенными видами транспорта.
Кроме того, географическая специфика проявляется в различной степени оснащенности и развития транспортных коммуникаций и инфраструктуры.
Во-вторых, уровень развития транспортных
услуг определяется экономическим
развитием того или иного региона,
концентрацией в нем
В-третьих, на развитие данного рынка оказывает влияние уровень внешнеэкономической деятельности региона, возможность эффективно обрабатывать и распределять экспортные, импортные и транзитные грузопотоки.
Ориентация транспортно-
Эффективность и целесообразность предлагаемого логистического сервиса определяются результатами маркетинговой деятельности. И наоборот, неэффективность предлагаемого сервиса является побудительным мотивом к осуществлению маркетинговой деятельности. Таким образом, маркетинг и логистика выступают взаимосвязанными категориями, влияющими на поведение компании.
Важнейшим элементом внешней среды предприятия являются конкуренты ООО «Шпарманн».
Американский маркетолог Дж. Пилдич подчеркивает, что «знать своих конкурентов, значит не жалея времени и сил, скрупулезно изучать их, изучать их стратегии в отношении разных товаров, их маркетинг, их систему распределения, производство, политику цен и другое. Конкуренты создают критерии, которые нам необходимо превзойти. ...Сосредотачивайтесь на своих заказчиках, но в полглаза присматривайте за конкурентами»24.
Для того чтобы провести анализ рынка транспортных услуг, необходимо разделить транспортно-экспедиционную и транспортно-экспедиторскую деятельность.
Последняя, предполагает необходимость сопровождения груза экспедитором, то есть лицом ответственным за сохранность груза. Экспедиторская деятельность используется в основном на автомобильном транспорте при перевозках опасных и особо ценных грузов. Транспортно-экспедиционная деятельность рассматривается как комплексное обслуживание клиентов в процессе грузоперевозок, включая и транспортное экспедирование.
К числу задач, решаемых транспортно-экспедиционными компаниями можно отнести предоставление сервиса, который имеет свои отличительные особенности, связанные с организацией доставки грузов. На наш взгляд, можно выделить три основных направления транспортного сервиса в деятельности компаний, осуществляющих доставку грузов (табл.7).
Таблица 7
Основные определения
осуществления транспортного
Конкурентоспособность транспортно-экспедиционной компании определяется не только тарифной политикой, но и уровнем предлагаемого сервиса, а также комплексом дополнительных услуг.
Развитие транспортно-