Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:39, дипломная работа
Целью данной работы является разработка направлений совершенствования организации сбыта продукции «Калужским лакокрасочным заводом ».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
o рассмотреть теоретические вопросы по элементам, формам и этапам сбыта продукции, по степени влияния внешних и внутренних факторов на его организацию;
o провести анализ организации сбыта продукции на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации сбыта товаров .........7
1.1. Понятие и сущность сбыта товаров 7
1.2. Выбор канала сбыта и этапы формирования стратегии сбыта продукции 14
1.3. Система стимулирования сбыта продукции 29
ГЛАВА 2. Анализ организации сбыта «Калужского лакокрасочного завода» …………………………………….………………………...……………42
2.1. Краткая характеристика предприятия 42
2.2. Организации сбыта продукции на предприятии 48
2.3. Влияние сбыта продукции на эффективность деятельности предприятия 53
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования организации сбыта продукции на « Калужском лакокрасочном заводе» 61
3.1. Организация прямого сбыта на предприятии 61
3.2. Совершенствование ассортимента продукции «Калужского лакокрасочного завода» 65
3.3. Экономическая эффективность от предложенных мероприятий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Г. Деловая активность рынка сбыта:
Д. Уровень конкуренции и монополизации:
Е. Характеристика системы распределения (дистрибьюции):
Ж. Уровень коммерческого риска:
Таким образом, методика маркетингового анализа рынка сбыта состоит из следующих основных этапов:
При планировании выхода на новый рынок сбыта полезно принимать во внимание следующие рекомендации, разработанные специалистами - маркетологами на основании опыта лучших компаний:
1. Крупные рынки сбыта требуют наличия у предприятия, выходящего на него, больших ресурсов (финансовых, человеческих). При этом, затраты на освоение рынка могут быть в 2 раза выше, а полученный доход в 2 раза меньше ожидаемого.
2. Чтобы выйти на рынок, где работает сильный конкурент, необходимо изучить его слабые места и использовать это в своей сбытовой деятельности.
3. Необходимо правильно
прогнозировать потребности
4. Прежде чем выходить на новый рынок сбыта, нужно иметь ответы на следующие вопросы:
Система распределения (дистрибьюции) предприятия-продавца состоит из сбытовой структуры (органы и каналы сбыта), а также из логистической инфраструктуры сбыта (склады, транспорт).
С функциональной точки зрения система распределения - это деятельность всех подразделений предприятия с целью поиска покупателя и доставки ему товара нужного качества, в требуемом количестве и в оговоренные сроки.
Принимаемые в области
сбыта решения имеют
Стратегия сбыта - долгосрочное планирование, методология организации и управления сбытом, позволяющая успешно реализовать философию ведения сбыта конкретным предприятием-продавцом.
Стратегия сбыта должна определять:
Сбытовая политика - система
решений, принимаемых продавцом
с целью реализации выбранных
стратегий и получения
С учетом единства систем сбыта и логистики в системе распределения можно выделить их общие функции6:
функции преодоления
а) пространства (транспортная функция)
б) времени (хранение на складах)
товарные функции
а) перегруппировка по количеству (фасовка)
б) перегруппировка по качеству (сортировка, очистка, смещение)
в) формирование ассортимента (комплектование)
г) предоставление сервисных услуг
торговые функции
а) освоение рынка (новые сферы сбыта или новые целевые группы)
б) удержание завоеванных позиций на рынке
в) увеличение доли рынка за счет
г) организация продаж
финансовые функции
а) предоставление товарного кредита
б) выравнивание рыночных цен
в) получение прибыли
Как известно из теории маркетинга, сбыт может быть прямым (продажа товара непосредственно потребителю), непрямым (продажа через посредников) и комбинированным. В зависимости от числа посредников канал сбыта может быть коротким (один - два посредника) и длинным (более 2-х посредников, последовательно перекупающие товар друг у друга).
Прямой сбыт выгоден в том случае, если сэкономленные денежные средства за счет большей торговой наценки выше издержек, связанных с организацией собственности сбытовой структуры (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика некоторых издержек на организацию прямого сбыта
Орган распределения |
Основные статьи издержек на организацию распределения |
Отдел сбыта: сбыт через рекламу с последующим приемом заявок по телефону. Возможна доставка товара |
Издержки на рекламу (реклама должна выходить непрерывно) Приобретение транспорта на доставку (или аренда транспорта) |
Отдел сбыта: сбыт посредством обзвона потребителей. Возможна доставка товара |
Издержки на представительно-информационные материалы (прайсы, информационные письма, рекламные листки) Оплата телефонных переговоров Приобретение или аренда транспорта |
Отдел сбыта: сбыт через торговых агентов и коммивояжеров. Возможна доставка товара |
Издержки на представительно-информационные материалы Издержки на комиссионные для агентов Возможна оплата автотранспорта (частичная амортизация) агента или коммивояжера |
Продажа через собственную розничную сеть (магазин, ларек, лоток, автомашина) |
Издержки, связанные с покупкой или арендой магазина, находящегося не на территории предприятия Охрана розничной точки Приобретение автотранспорта |
Сбыт через филиалы и |
Издержки на организацию филиала или представительства ( поиск партнера, аренда помещения, охрана и т.д.) Поддержание его деятельности в течении первых 6-12 месяцев |
Сбыт через дочерние предприятия |
Издержки на организацию дочернего предприятия (есть риск, что оно в дальнейшем может заниматься другой деятельностью) |
Оптово-розничная торговля со склада ("КЭШ ЭНД КЭРИ") |
Издержки на организацию склада (ремонт, оснащение оборудованием) и его функционирование (штат, охрана и т.д.) |
Продажа на ярмарках, аукционах, выставках, биржах |
Издержки на аренду торговой площади Оплата услуг брокеров и аукционистов |
При прямом сбыте происходит непосредственное воздействие на потребителя, поэтому можно контролировать качество товара и быстро реагировать на требования рынка.
При непрямом сбыте трудно осуществить поддержание имиджа торговой марки производителя, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует контакт с конечным потребителем, что в итоге может сказаться на конкурентоспособности товара.
Маркетинговая политика в области сбыта существенно отличается, когда продавцом является производитель и когда посредник (табл.3).
Таблица 3
Различие политики сбыта производителя и посредника
Политика сбыта |
производителя |
посредника |
Ценовая политика |
Единая отпускная цена, стремление к единой розничной цене. Умеренная торговая наценка |
Дифференциация цен с Высокие торговые наценки розницы |
Продуктовая политика |
Удержание своего товара на рынке, как правило, консервативная торговая политика, т.к. товарная инновация требует инвестиций |
Выбор такого товара, который пользуется спросом. Посредник требует от производителя модификаций или нового товара |
Распределительная политика |
Крупные заказы, крупные постоянные посредники или потребители. Навязывание всего ассортимента |
Малые количества заказа. Востребование ассортимента, пользующегося спросом |
Рекламно-имиджевая политика |
Продвижение своей торговой марки. Формирование имиджа производителя |
Формирование имиджа посредника за счет торговой марки и имиджа производителя |
Механизм принятия решений
о каналах распределения, как
уже упоминалось, основывается на экономической
и технологической
Технико-экономическому анализу подвергается следующие показатели7:
- определение числа возможных посредников, исходя из отпускной цены (с учетом и без учета скидки), из сложившейся рыночной цены и вероятных торговых наценок, которые сделает каждый участник каналы;
- выборы типа посредников
по юридическому и
- по какой схеме управления организовать работу собственного канала (функционально-линейной, дивизионной или матричной);
- оценка вариативности логистики распределения:
а) склад: на территории предприятия или ближе к потребителю;
б) транспорт: свой или арендуемый
Критерии. По которым можно принять решение о структуре сбыта предприятия-продавца, представлены в таблице 4.
На большинстве крупных
и средних предприятий-
На рисунке 3 показана функциональная модель производственного предприятия среднего размера. В данном случае дистрибутивную политику предприятия проводят вице-президент по сбыту (или директор депортпмента сбыта). Все службы, связанные со сбытом подчиняются одному руководителю (кроме транспорта), что является удобным для оперативного решения вопросов.
Таблица 4
Критерии выбора сбытового канала
Учитываемые характеристики |
Прямой канал |
Непрямой канал |
Комментарии | |
короткий |
длинный |
|||
Характеристики покупателей | ||||
- Многочисленные |
** |
*** |
принцип сокращения числа контактов играет важную роль | |
- Высокая концентрация |
** |
*** |
низкие издержки на один контакт | |
- Крупные покупки |
*** |
издержки на установление контакта быстро амортизируются | ||
-Нерегулярные покупки |
** |
*** |
повышенные издержки при частых и малых заказах | |
- Оперативная поставка |
** |
*** |
наличие запасов вблизи точки продажи | |
Характеристики товаров | ||||
- Расходуемые продукты |
*** |
необходимость быстрой доставки | ||
- Большие объемы |
*** |
** |
минимизация транспортных операций | |
- Технически несложные |
** |
*** |
низкие требования по обслуживанию | |
- Нестандартизованные |
*** |
товар должен быть адаптирован к специфичным потребностям | ||
- Новые товары |
*** |
** |
необходимо тщательное "слежение" за новым товаром | |
- Высокая ценность |
*** |
издержки на установление контракта быстро амортизируются | ||
Характеристики фирмы | ||||
- Ограниченные финансовые |
** |
*** |
сбытовые издержки пропорциональны объему продаж | |
- Полный ассортимент |
*** |
** |
фирма может предложить полное обслуживание | |
- Желателен хороший контроль |
*** |
минимизация числа экранов между фирмой и ее рынком | ||
- Широкая известность |
** |
*** |
хороший прием со стороны системы сбыта | |
- Широкий охват |
** |
*** |
сбыт должен быть интенсивным |