Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 13:32, курсовая работа
В настоящее время российские розничные торговые организации, особенно в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие, все шире начинают применять современные методы стимулирования продаж товаров народного потребления и услуг. Однако эта деятельность во многом реализуется либо путем заимствования западных приемов и технологий, не всегда адекватно воспринимаемых российским покупателем, либо на чисто интуитивной основе методом "проб и ошибок"..
В этой связи тема данной работы имеет достаточно актуальный характер, так как позволяет осветить одну из наименее исследованных проблем российского торгового менеджмента.
Основной целью данной работы является рассмотрение основных методов стимулирования пакупателя.
Введение ………………………………………………………..…………... с. 3 …..
1. Основные аспекты стимулирования сбыта ……………………………….. с. 4 1.1. Понятие, цели стимулирования сбыта ………………….……...…. с. 4 1.2. Выбор средств стимулирования покупателя………………………. с. 6 .
2. Средства стимулирования покупателя в зависимости от этапа
жизненного цикла товара ……………………………...………………….... с. 8 2.1. Появление на рынке и развитие …………………………………… с. 8 2.2. Зрелость, этап спада ……………..……………………………….. с. 11
.
3. Методы стимулирования покупателя компании «Сoca-cola» …………… с. 23 3.1 Тактика узнаваемости, формирование «своих покупателей» ….... с. 23 3.2. Новизна продукции и доступность……………………………….. с. 25 3.3. Ценовая политика …………………………………………..……... с. 26 3.4. Политика паблик рилейшнз, другие методы
стимулирования покупателя ………………………………………… с. 27 .
Заключение ………………………………………………………..……………. с. 29 .
Список использованной литературы ………………………………………… с. 30 .
– Распространение купонов непосредственно в магазине при входе.
Возмещение с отсрочкой.
Простое возмещение с отсрочкой.
Снижение цены происходит не в момент покупки, а спустя некоторое время, если домохозяйка направляет свой купон, дающий ей право на скидку, по указанному на ней адресу. В данном случае скидка предполагается только в виде определенной суммы денег, возвращаемой банковским чеком. Каждая семья, как правило, имеет право на одноразовое получение скидки.
Cash-refund. Это наиболее широко
Преимущества данного метода:
– простота распространения и дешевизна купонов;
– простота проверки результатов операции;
– привлекательность для домохозяек, так как возмещение обычно более крупное, чем при других видах возмещения с отсрочкой;
– эффективна при борьбе с конкурентами, так как требует большего количества повторных покупок;
– не создает условий для жульничества потребителей.
Недостатки:
– занимает не мало времени, так как требует большого числа повторных покупок;
– требует строгого контроля за присутствием товара до окончания мероприятия и его изъятия из обращения после окончания.
Совмещенное возмещение с отсрочкой.
Объединяются несколько товаров разных производителей в одном купоне.
– Цепочки купонов. Несколько товаров в одном купоне. Предлагается выбор потребителю.
– Проба качества. Нужно опробовать, например, все 10 товаров, тогда можно получить большую скидку.
– Подарок – качество. Потребитель может приобрести различные предметы для использования их в качестве подарка и получить при этом значительную скидку.
Учетные купоны.
Возмещение с отсрочкой определенной суммы денег в случае, если совершается покупка двух очень разных товаров, не продающихся в одной торговой точке.
Снижение цен, совмещенное с общественно-полезным мероприятием.
Например, предъявив 10 документов покупки , вы получите скидку в 100 тысяч рублей, и при этом 10 тысяч рублей будут перечислены в фонд помощи слепым.
Стимулирование натурой
Стимулирование натурой можно определить как предложение потребителю дополнительного количества какого-либо товара без прямой увязки с ценой.
Стимулирование натурой преследует две цели:
– дать потребителю дополнительное количество товара, что принципиально отличается от снижения цен, целью которого является экономия денег;
– придать более разносторонний и предметный характер контактам между производителем и потребителем.
Психологическое воздействие гораздо больше, когда предлагается на 20 процентов больше товара, чем когда предлагается 20-ти процентная скидка, хотя выгоднее второе. Методы предложения:
– поштучно ( 100 штук + 10 штук );
– в процентах ( + 20 процентов );
– в весовом выражении ( + 200 грамм).
При использовании данного метода производитель несет два вида дополнительных расходов:
– бесплатное предоставление некоторого количества товара;
– новая упаковка для товара.
Эти издержки довольно велики, поэтому этот метод применяется обычно крупными фирмами.
Существуют два средства стимулирования натурой: премии и образцы.
Премии:
Прямая премия. Вручается покупателю в момент акта покупки, так как она либо заключена в самом товаре, либо прикреплена к упаковке товара, либо выплачивается потребителю в кассе.
Существуют три больших категорий прямых премий.
Премия для детей : часто представляет собой головоломки, наклейки, игрушки, и нередко увязываются с каким-либо событием ( чемпионат мира по футболу) или ассоциируется с популярными персонами мультфильмов. Дети - главный, но вовсе не единственный объект применения прямых премий.
Полезная премия : адресована взрослым покупателям и призвана убедить их в практичности того или товара и побудить их совершить покупку. Должна быть оригинальной и каким-либо образом дополнять товар.
Премия, доставляющая удовольствие: обращена ко всем категориям потребителей и отражает стремление производителя доставить радость, создать новый стиль взаимоотношения с потребителем. Например, потребителю может предоставляться право самому выбирать себе премию, размер которой зависит от потраченной суммы.
Предложение прямой премии с привлечением торговой точки. Если стоимость товара недостаточно велика, но сравнима с размерами премии, вполне соответствует имиджу данного товара, то к СТИС можно привлечь торговую точку: в дополнении к покупке товара , являющимся объектом СТИС, потребитель должен сделать другие покупки на определенную сумму.
Премия с отсрочкой. Покупатель должен отправить по указанному адресу доказательство покупки, после чего премия будет получена им на почте. Используется для создания постоянной клиентуры и обходится дешевле, так как все клиенты посылают купоны.
Активное предложение: Конкурсы, призы
Активное предложение - это все виды стимулирования, которые требуют активного и избирательного участия потребителя. Существуют две обобщенные операции по стимулированию потребителя, имеющие в своей основе этот принцип:
– Конкурсы, которые требуют от потребителя наблюдательности, сообразительности или смекалки, но которые никоим образом не делают ставку на игру случая;
– Лотереи и игры, в которых можно принять участие, не делая покупок, и которые полностью или частично основаны на игре случая.
Оба приема имеют одну сильную сторону: к участию в них привлекается множество людей, которым предлагаются великолепные выигрыши, заставляющие мечтать. Игровой характер мероприятия является сильным инструментом воздействия на каждого человека, а возможность получения бесплатного приза представляет собой мощный побудительный мотив для участия.
Конкурс для потребителей - вид стимулирования покупателей, позволяющий повысить их внимание к товару на время проведения конкурса.
В то время, как премия оказывает на потребителя воздействие за счет возникновения у него уверенности в выигрыше, каким бы скромным он ни был, побудительным мотивом для участия в конкурсе является привлекательность игры и дух соревнования. От всех участников требуется сделать определенное усилие, и каждый идет на это в надежде быть лучшим.
Конкурсы могут быть самыми разнообразными по форме и обращаться к самым разным качествам человеческой натуры: памяти, воображению, дедукции, чувству юмора, сообразительности или знаниям.
Конкурсы, инициаторами которых являются торговые посредники. Примером может служить конкурс среди художников на самое необычное оформление витрины, который используется для создания атмосферы необычного события в той или иной торговой точке.
Конкурсы, организуемые прессой - для привлечения постоянных читателей.
Конкурсы, организуемые производителями. Существует три вида таких конкурсов:
– Конкурсы для детей (например на лучший рисунок). Отличаются простотой и понятливостью. Призами в основном выступают игрушки.
– Технические конкурсы. Проводятся среди профессионалов в какой-либо области, например среди архитекторов на лучший проект здания для головного офиса фирмы.
– Семейные конкурсы. Составляют большую часть всех конкурсов, организуемых крупными фирмами. К этому приему часто прибегают производители товаров широкого потребления и предприятия сферы услуг. Принцип проведения таких конкурсов прост: следует поставить несложные вопросы для того, чтобы привлечь внимание домохозяек, их мужей и детей (поскольку предполагается участие всей семьи) и потребовать предоставления определенного количества доказательств покупки, предложив достаточно привлекательные для всех призы.
Предлагаемые призы играют решающую роль в успехе конкурса. Людей привлекают крупные, заставляющие мечтать о них выигрыши, отвечающие их личным ожиданиям.
Существуют особенно привлекательные крупные призы:
– туристические поездки, совпадающие по времени с каким-либо крупным спортивным событием;
– путевки для детей в ДиснейЛенд;
– автомашины, квартиры.
Этап спада
Продажи большинства товаров и торговых марок постепенно сокращаются. Они могут упасть до нуля или сильно снизиться, оставаясь на этом уровне в течении многих лет. Этап спада – этап жизненного цикла товара, на котором происходит сокращение объема продпж.
На этапе спада интереса к товару компания может принять два решения: либо вообще вывести продукт с рынка, либо изменить некоторые его характеристики – например, упаковку или элементы торговой марки. В любом случае цели стимулирования – вывод продукта с прилавков и реализация остатков.
Для этого подходит ряд инструментов, упоминавшихся выше: акции типа «два по цене одного » или «+20% бесплатно». Кроме того, устаревшую продукцию можно дарить тем, кто покупает другие товары вашей компании, пользующиеся популярностью.
Будут ли мероприятия по стимулированию потребителей эффективными, зависит от многих факторов. Если говорить о «контактных» акциях – это количество охваченных торговых точек, их формат, величина «среднего чека», ассортимент и – самое главное – совокупный объем продаж товаров категории в этих магазинах. Продажи вырастут только в одном случае: если потребители начнут более активно отказываться в пользу данной продукции от продукции конкурентов. Таким образом, максимальный объем реализации требуемого товара не может быть выше совокупного оборота по всем маркам данной товарной категории в данной торговой точке.
Чтобы определить, какие магазины лучше подходят для проведения вашей промо-акции, лучше обратиться в BTL-агентства, которые занимаются организацией подобных мероприятий. Длятся такие акции обычно не более двух недель, в течение которых объем продаж может вырасти и в два, и в три, и в шесть раз. Все зависит от марки, от периода потребления продукта, от сезона и т. д.
МТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЯ ПОМПАНИИ «Сoca-cola»
Тактика узнаваемости, формирование «своих покупателей»
Основная политика ССА - заставить покупателя постоянно помнить о ее существовании. Невозможно себе представить, какое количество характерных надписей Coca-cola можно насчитать в одном только Киеве. Фирма никогда не забывает напоминать о себе рекламными надписями на фирменных ручках, “открывалках”, “самоклейках”, а также холодильниках, светильниках, устанавливаемых в кафе, бистро, ресторанах, барах. Именно благодаря всему этому арсеналу ССА смогла приучить покупателей к своим напиткам.
Отечественные фирмы как и ССА используют тактику узнаваемости потребителем их продукции. С этой целью выбираются цвета компании (Росинка - синий, оранжевый, белый; Оболонь - зеленый), которые отображаются в логотипах и товарных знаках фирм. Широко используются также рекламные надписи, фирменные ручки, открывалки, самоклейки.
В то же время более высокая квалификация менеджеров ССА позволила им выбрать более удачную по мнению экспертов стратегию в организации работы с покупателями. Так если АО Оболонь, сформировав дилерскую сеть, решило остановиться на достигнутом , то ССА беспрерывно продолжает работу по ее расширению. Кроме того, своим торговым партнерам компания обеспечивает доставку продукции, предлагает удобные для них формы сотрудничества. Да и небольшая разница в отпускных ценах не в пользу оболоньской продукции.
Тем не менее, благодаря рекламной поддержке и тщательному изучению динамики рынка, оба упомянутых производителя более чем уверенно чувствуют себя на украинском рынке. Об этом свидетельствует уже тот факт, что их продукция пользовалась значительным спросом даже в зимний период.
Политика ССА в формировании своих покупателей довольно серьезное. Так, известна широкомасштабная акция ССА во всех странах FORGET THE COFFEE OR TEA BREAK, WHERE IS THE COKE. Посредством рекламной кампании, а также установлением холодильников и контейнеров с продукцией ССА во всех закусочных и кафе, фирма пытается завлечь в число своих потребителей всех рабочих и служащих во время их перерыва на обед.
Являясь нехарактерным для Украины, широкое распространение получила система развозки напитков кока-кола на специальных машинах и лотках. Обычным является подвоз продукции во время обеденного перерыва прямо к рабочим местам к дверям учреждения, рабочим на стройке... Важное значение в области формирования покупателей ССА придает формированию привычки к кока-коле, фанте, спрайту в молодежи, четко осознавая, что большинство из них станет будущими потребителями, и считает своей задачей сформировать в них приверженность к продукции именно ССА.