Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 03:39, контрольная работа
Современная наука предлагает множество различных определений понятия Supply Chain Management (SCM) - "Управление цепями поставок", при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия "управление цепями поставок", оно постоянно уточняется и изменяется.
Вариант 5.
1.1 Понятие, сущность цепей поставок
Современная наука предлагает множество различных определений понятия Supply Chain Management (SCM) - "Управление цепями поставок", при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия "управление цепями поставок", оно постоянно уточняется и изменяется.
Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: "Цепь поставок - это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя".
В настоящее время акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management (SCM), приведенного в сборнике "Стандартов по логистике и управлению цепями поставок".
Управление цепями поставок (Supply Chain Management (SCM)) - это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам. Логистика - это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей. Можно привести множество примеров различного толкования термина "управление цепями поставок" и "логистика". Довольно сложно охватить весь спектр этих трактовок, состоящий из множества разнотипных, изменчивых терминов логистики и управления цепями поставок.
Существует ряд причин, которые привели к такому положению дел:
1. Исторически небольшое время развития. И логистика и управление цепями поставок - достаточно молодые и бурно развивающиеся науки. Впервые термин Supply Chain Management был предложен в 80-ые годы XX столетия. Терминология и понятийный аппарат в этой области знаний постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.
2. Наличие различных
национальных школ и течений
в логистике и управлении
3. Междисциплинарный
характер логистики и
4. Наличие большого
количества терминов из
5. Отсутствие
некоторых терминов логистики
в различных языках, а также
их неточное понимание в
Концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности на протяжении последних десятилетий.
Термин "Supply chain management - SCM" - "Управление цепями поставок" - был предложен системным интегратором - компанией "i2 Technologies" и консалтинговой компанией "Артур Андерсен" в начале 1980-х годов. Появление концепции управление цепями поставок также связывают со статьей К. Оливера и М. Вебера "Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy", выпущенной ими в Лондоне в 1982 году.
В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управление цепями поставок существенно изменился, т.к. ее терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой себестоимость производства продукции снизилась настолько, насколько это оказалось практически возможным. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новой концепции управления бизнесом. С возникновением понятия "управление цепями поставок" в 1980-е гг. появилась идея координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно, что эффективное управление цепями поставок - следующий шаг, который им необходим для повышения своей конкурентоспособности.
Планирование цепей поставок.
Планирование цепей поставок представляет собой форму регулирования и управления процессами, протекающими в рамках отдельной цепи поставок, через разработку временных параметров этих процессов, показывающих, как и когда они должны выполняться.
Различают три уровня планирования:
1. Стратегический уровень - долгосрочное планирование (10-15 лет).
2. Тактический уровень - среднесрочное пятилетнее планирование.
3. Оперативный уровень - текущее краткосрочное планирование (месячное, квартальное, годовое).
Этим трем уровням планирования соответствуют цели, поставленные в рамках цепи поставок: цели стратегического уровня, цели тактического уровня и цели оперативного уровня.
Планирование цепей поставок начинается с принятия стратегических решений высшего уровня: разрабатывается миссия, корпоративная стратегия и бизнес-стратегия. Затем формулируются функциональная и логистическая стратегии в рамках принятия стратегических логистических решений. На уровне принятия тактических решений разрабатываются планы использования мощностей и обобщенные планы, строится основной график. Уровню оперативных логистических решений соответствует построение краткосрочных графиков.
Например, компания "Балтика" следующим образом планирует свою работу в цепи поставок. В рамках долгосрочного планирования компания "Балтика" формулирует собственную миссию, видение и стратегические цели. Миссия компании связана с логистической миссией: эффективное обеспечение доставки продукции компании конечным потребителям. В рамках общей миссии устанавливаются средне-срочные цели на два года. Следующий уровень - это уровень задач, которые можно разделить на две части: внешние и внутренние. Внешние задачи направлены на покупателя: повышение клиентского сервиса, развитие логистики дистрибьюторов, развитие поставщиков услуг и т. д. Среди внутренних задач можно выделить две главные. Первая - повышение профессионализма кадров в логистике. Вторая задача - развитие региональной логистики. Каждая задача каскадируется для каждого конкретного показателя. В качестве примера можно рассмотреть развертывание одной из внешних задач - повышение клиентского сервиса и
- Стратегические решения высшего уровня
- Стратегические логистические решения
- Тактические логистические решения
- Операционные
логистические решения
Первая - выйти на уровень 95% обслуживания так называемых непрозрачных дистрибьюторов.
Это те дистрибьюторы, у которых контроль за наличием продукции на складе ведется не прямым образом, а только лишь исполняются их заявки. Вторая - выйти на уровень 95% обслуживания клиентов вторичных продаж прозрачных дистрибьюторов. Это новая технология, при которой производитель определяет, что есть у дистрибьютора на складе. Дальше производитель определяет ассортиментную политику, так как он знает, что должно продаваться. Третья задача - выйти на уровень 98% обслуживания прямых продаж, в том числе торговых сетей.
Модели линейного программирования (ЛП) и методы их оптимизации играют главную роль во всех типах задач управления цепями поставок. В задаче производственного планирования учитывается динамика спроса, производства и хранения продукции.
Для того чтобы процесс планирования цепи поставок был максимально эффективным, необходимо четко представлять, чего и как надо добиться в конечном результате, т. е. должна быть некая "идеальная" модель, уже существующая и применяемая при управлении другими цепями поставок (методика использования лучшей практики) или спроектированная в "лабораторных" условиях, к достижению параметров которой необходимо стремиться. Полностью воплотить "идеальную" модель на практике бывает довольно сложно, если вообще возможно. Это объясняется тем, что невозможно в точности воссоздать все те условия, в которых функционирует уже существующая "идеальная" модель другой цепи поставок, и тем более невозможно воплотить искусственную "идеальную" модель, созданную в лабораторных условиях, так как в таком случае не могут быть учтены все реальные параметры рыночной экономики.
1.2 Управление цепями поставок продукции на предприятии
В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, внедряют принципы Supply chain management как новую идеологию бизнеса. Внедрению и развитию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирующее органы, такие как Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association - ELA) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals - CSCMP). В Российской Федерации в роли таких координаторов в настоящее время выступают Национальная логистическая ассоциация России (НЛА) и Национальный совет по цепям поставок. Необходимость в создании и функционировании этих организаций заключается в том, чтобы:
-разрабатывать
предложения и дополнения в
законодательные и нормативно-
- устранять
барьеры, имеющиеся в налоговом,
таможенном, транспортном законодательстве
России, которые препятствуют
- формировать
интегрированные логистические
системы, охватывающие различные
сферы предпринимательства, создавать
межрегиональные и
Национальный совет по цепям поставок - общественная некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, транспортные и логистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые, учебные и государственные предприятия). Основная цель - распространение стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса в РФ и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке, развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической функции, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутрикорпоративных, так и межкорпоративных цепей поставок.
Национальная логистическая ассоциация России представляет собой общественную организацию, учредителями которой являются Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образование (РАБО) и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Миссией НЛА является становление и развитие логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации можно выделить следующие:
- анализ зарубежных
теоретических исследований и
практического опыта в области
логистики с целью их
Информация о работе Стратегические решения по работе с поставщиками