Стратегические решения по работе с поставщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 03:39, контрольная работа

Краткое описание

Современная наука предлагает множество различных определений понятия Supply Chain Management (SCM) - "Управление цепями поставок", при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия "управление цепями поставок", оно постоянно уточняется и изменяется.

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 37.10 Кб (Скачать файл)

Вариант 5.

  1. Стратегические решения по работе с поставщиками.

 

1.1 Понятие, сущность цепей поставок

Современная наука предлагает множество различных определений понятия Supply Chain Management (SCM) - "Управление цепями поставок", при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия "управление цепями поставок", оно постоянно уточняется и изменяется.

Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: "Цепь поставок - это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя".

В настоящее время акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management (SCM), приведенного в сборнике "Стандартов по логистике и управлению цепями поставок".

Управление цепями поставок (Supply Chain Management (SCM)) - это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам. Логистика - это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей. Можно привести множество примеров различного толкования термина "управление цепями поставок" и "логистика". Довольно сложно охватить весь спектр этих трактовок, состоящий из множества разнотипных, изменчивых терминов логистики и управления цепями поставок.

Существует ряд причин, которые привели к такому положению дел:

1. Исторически  небольшое время развития. И логистика  и управление цепями поставок - достаточно молодые и бурно  развивающиеся науки. Впервые термин  Supply Chain Management был предложен в 80-ые годы XX столетия. Терминология и понятийный аппарат в этой области знаний постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.

2. Наличие различных  национальных школ и течений  в логистике и управлении цепями  поставок. В настоящее время можно  говорить о существовании американской  школы (Д. Бауэрсокс, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберт и др.), серьезных исследованиях в различных европейских странах, в том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер, К. Оливер, М. Вебер и др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды Джона Гаторны признанного специалиста мирового уровня в области логистики и Supply Chain Management из Австралии переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии.

3. Междисциплинарный  характер логистики и управления  цепями поставок и сочетание  в них экономических и инженерно-технических  дисциплин. Управление цепями поставок  на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке маркетинга, логистики, операционного менеджмента и стратегического управления.

4. Наличие большого  количества терминов из различных  областей знаний. Это также обусловлено  тем, что ведущие специалисты  в этой области знаний изначально  являются специалистами в других  областях: менеджмента, маркетинга, коммерции, различных инженерно-технических  специальностей.

5. Отсутствие  некоторых терминов логистики  в различных языках, а также  их неточное понимание в разных  странах. Использование различной  терминологии можно объяснить  принадлежностью авторов к той  или иной логистической школе, а также желанием сосредоточить  внимание на отдельных аспектах  логистического процесса. Например, термин "физическое распределение" использовался в США во второй  половине XX столетия как синоним  современного понятия логистики, а в настоящее время он обозначает  одну из функциональных областей  логистики и является синонимом  термина "дистрибьюция". Эволюция концепции управления цепями поставок.

Концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности на протяжении последних десятилетий.

Термин "Supply chain management - SCM" - "Управление цепями поставок" - был предложен системным интегратором - компанией "i2 Technologies" и консалтинговой компанией "Артур Андерсен" в начале 1980-х годов. Появление концепции управление цепями поставок также связывают со статьей К. Оливера и М. Вебера "Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy", выпущенной ими в Лондоне в 1982 году.

В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управление цепями поставок существенно изменился, т.к. ее терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой себестоимость производства продукции снизилась настолько, насколько это оказалось практически возможным. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новой концепции управления бизнесом. С возникновением понятия "управление цепями поставок" в 1980-е гг. появилась идея координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно, что эффективное управление цепями поставок - следующий шаг, который им необходим для повышения своей конкурентоспособности.

Планирование цепей поставок.

Планирование цепей поставок представляет собой форму регулирования и управления процессами, протекающими в рамках отдельной цепи поставок, через разработку временных параметров этих процессов, показывающих, как и когда они должны выполняться.

Различают три уровня планирования:

1. Стратегический  уровень - долгосрочное планирование (10-15 лет).

2. Тактический  уровень - среднесрочное пятилетнее  планирование.

3. Оперативный  уровень - текущее краткосрочное  планирование (месячное, квартальное, годовое).

Этим трем уровням планирования соответствуют цели, поставленные в рамках цепи поставок: цели стратегического уровня, цели тактического уровня и цели оперативного уровня.

Планирование цепей поставок начинается с принятия стратегических решений высшего уровня: разрабатывается миссия, корпоративная стратегия и бизнес-стратегия. Затем формулируются функциональная и логистическая стратегии в рамках принятия стратегических логистических решений. На уровне принятия тактических решений разрабатываются планы использования мощностей и обобщенные планы, строится основной график. Уровню оперативных логистических решений соответствует построение краткосрочных графиков.

Например, компания "Балтика" следующим образом планирует свою работу в цепи поставок. В рамках долгосрочного планирования компания "Балтика" формулирует собственную миссию, видение и стратегические цели. Миссия компании связана с логистической миссией: эффективное обеспечение доставки продукции компании конечным потребителям. В рамках общей миссии устанавливаются средне-срочные цели на два года. Следующий уровень - это уровень задач, которые можно разделить на две части: внешние и внутренние. Внешние задачи направлены на покупателя: повышение клиентского сервиса, развитие логистики дистрибьюторов, развитие поставщиков услуг и т. д. Среди внутренних задач можно выделить две главные. Первая - повышение профессионализма кадров в логистике. Вторая задача - развитие региональной логистики. Каждая задача каскадируется для каждого конкретного показателя. В качестве примера можно рассмотреть развертывание одной из внешних задач - повышение клиентского сервиса и

- Стратегические  решения высшего уровня

- Стратегические  логистические решения

- Тактические  логистические решения

- Операционные  логистические решения качества  обслуживания потребителей. Эта  внешняя задача делится на  несколько подзадач.

Первая - выйти на уровень 95% обслуживания так называемых непрозрачных дистрибьюторов.

Это те дистрибьюторы, у которых контроль за наличием продукции на складе ведется не прямым образом, а только лишь исполняются их заявки. Вторая - выйти на уровень 95% обслуживания клиентов вторичных продаж прозрачных дистрибьюторов. Это новая технология, при которой производитель определяет, что есть у дистрибьютора на складе. Дальше производитель определяет ассортиментную политику, так как он знает, что должно продаваться. Третья задача - выйти на уровень 98% обслуживания прямых продаж, в том числе торговых сетей.

Модели линейного программирования (ЛП) и методы их оптимизации играют главную роль во всех типах задач управления цепями поставок. В задаче производственного планирования учитывается динамика спроса, производства и хранения продукции.

Для того чтобы процесс планирования цепи поставок был максимально эффективным, необходимо четко представлять, чего и как надо добиться в конечном результате, т. е. должна быть некая "идеальная" модель, уже существующая и применяемая при управлении другими цепями поставок (методика использования лучшей практики) или спроектированная в "лабораторных" условиях, к достижению параметров которой необходимо стремиться. Полностью воплотить "идеальную" модель на практике бывает довольно сложно, если вообще возможно. Это объясняется тем, что невозможно в точности воссоздать все те условия, в которых функционирует уже существующая "идеальная" модель другой цепи поставок, и тем более невозможно воплотить искусственную "идеальную" модель, созданную в лабораторных условиях, так как в таком случае не могут быть учтены все реальные параметры рыночной экономики.

1.2 Управление цепями поставок  продукции на предприятии

В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, внедряют принципы Supply chain management как новую идеологию бизнеса. Внедрению и развитию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирующее органы, такие как Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association - ELA) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals - CSCMP). В Российской Федерации в роли таких координаторов в настоящее время выступают Национальная логистическая ассоциация России (НЛА) и Национальный совет по цепям поставок. Необходимость в создании и функционировании этих организаций заключается в том, чтобы:

-разрабатывать  предложения и дополнения в  законодательные и нормативно-правовые  акты Российской Федерации в  части, касающейся логистики, так  как настоящее время в нашей  стране отсутствует законодательство  в области логистики;

- устранять  барьеры, имеющиеся в налоговом, таможенном, транспортном законодательстве  России, которые препятствуют эффективному  использованию стратегического  потенциала логистики;

- формировать  интегрированные логистические  системы, охватывающие различные  сферы предпринимательства, создавать  межрегиональные и международные  интегрированные логистические  транспортные, торговые и информационные  системы.

Национальный совет по цепям поставок - общественная некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, транспортные и логистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые, учебные и государственные предприятия). Основная цель - распространение стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса в РФ и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке, развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической функции, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутрикорпоративных, так и межкорпоративных цепей поставок.

Национальная логистическая ассоциация России представляет собой общественную организацию, учредителями которой являются Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образование (РАБО) и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Миссией НЛА является становление и развитие логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации можно выделить следующие:

- анализ зарубежных  теоретических исследований и  практического опыта в области  логистики с целью их адаптации  и внедрения в России;

Информация о работе Стратегические решения по работе с поставщиками