Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 10:40, контрольная работа
Всестороннее изучение трудов отечественных и зарубежных ученых показало, что практически все они сосредоточены в основном на проблемах маркетинга как составной части менеджмента и отдельных аспектах стратегического маркетинга, однако отсутствует исследование маркетинговых стратегий таких крупных западных компаний как, например Starbucks.Таким образом, объектом исследования является маркетинговые стратегии как часть стратегического управления.Предметом исследования являются маркетинговые стратегии компании Starbucks.
Введение 2
Стратегия маркетинга 4
Матрица возможностей по товарам/рынкам 5
Матрица "Бостон консалтинг груп" 7
Программа воздействия рыночной стратегии
на прибыль 9
Общая стратегическая модель Портера 10
Разработка продуктово – маркетинговой стратегии 12
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Общая стратегическая модель Портера рассматривает две основные концепции планирования маркетинга и альтернативы, присущие каждой из них: выбор целевого рынка (в рамках всей отрасли или отдельных сегментов) и стратегическое преимущество (уникальность или цена).
Объединяя эти две концепции, модель Портера идентифицирует следующие базовые стратегии: преимущество по издержкам, дифференциация и концентрация.
Используя стратегию преимущества по издержкам, фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве. При помощи массового производства она может минимизировать удельные издержки и предлагать низкие цены. Это позволяет иметь более высокую долю прибыли по сравнению с конкурентами, лучше реагировать на рост себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цен.
Используя стратегию дифференциации, фирма нацеливается на большой рынок, предлагая товар, который рассматривается как выделяющийся. Компания выпускает привлекательный для многих товар, который тем не менее рассматривается потребителями как уникальный в силу его дизайна, характеристик, доступности, надежности и т. д. В результате цена не играет столь важной роли, и потребители приобретают достаточную лояльность к товарной марке.
В рамках стратегии концентрации компания выделяет специфический сегмент рынка через низкие цены или уникальное предложение. Она может контролировать издержки посредством концентрации усилий на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специфических потребителей, создании особой репутации при обслуживании рынка, который может быть неудовлетворен конкурентами.
Согласно модели Портера зависимость между долей на рынке и прибыльностью носит U - образный характер, как показано на рисунке 4. Фирма с небольшой долей рынка может преуспеть посредством разработки четко сконцентрированной стратегии. Компания, имеющая большую долю рынка, может преуспеть в результате преимущества по общим издержкам или дифференцированной стратегии. Однако компания может "завязнуть в середине", если она не располагает эффективной и уникальной продукцией или преимуществам по общим издержкам. В отличие от матрицы "Бостон консалтинг груп" и программы PIMS согласно модели Портера небольшая фирма может иметь прибыль, концентрируясь на какой-либо одной конкурентной "нише", даже если ее общая доля на рынке будет незначительной. Фирме не обязательно быть большой, чтобы иметь хорошие показатели.
2. Разработка продуктово – маркетинговой стратегии.
1. Определить продуктовый
профиль предприятия первого
уровня: утвердить перечень всех
видов продуктов, который может
производить производство. Из него
удалить низко рентабельные
2. Определить продуктовый
профиля 2 уровня: уровень 1 разбивается
на агрегированные группы. Дифференциация
проводится не по однородности
видов продукции, как это традиционно
принято, а по ряду факторов, существенных
для потребителя при выборе
и покупки (например: форма выпуска,
т.е. упаковка). Такой подход обусловлен
анализом структуры
А. Имеются четко выраженные предпочтения среди клиентов, которое выражается в преимущественных закупках той или иной продукции.
Б. Работа с этими сегментами имеет отличную специфику.
В. Потребители группы продукции реагируют на весь полный агрегированный ассортимент, а не на конкретный вид продукта.
Г. Потребители группы продукции стабильно покупают один товарный набор.
Д. Другие выявленные факторы.
Пример:
Продуктовый профиль второго уровня:
№ ПРОФИЛЯ |
ВИД ПРОДУКЦИИ |
Традиционные продукты: | |
П 1 |
1. Фасованная продукция. |
П2 |
2. Весовая продукция. |
П3 |
3. Резервный творог. |
П4 |
4. Мороженое. |
Новые продукты: | |
П5 |
1. Масло комбинированное c CОЮЗОМ. |
П6 |
2. Масса творожная 250гр. |
П7 |
3. СГОЛ. |
Определение основных сегментов рынка сбыта.
Пример: Основные сегменты рынка сбыта *:
№ СЕГМ. |
ВИД СЕГМЕНТА |
С1 |
1. Розничная торговая сеть. |
С2 |
2. Социальная сфера (сады, больницы, столовые). |
С3 |
3. Дистрибуторы города Н. |
С4 |
4. Региональные оптовики. |
* Сегмент взаимозачетов
не рассматривается, т.к. выходит
за рамки рыночной политики
предприятия, направленной на получение
максимальной прибыли в
4. Определение групп продукта
путем позиционирования
Таблица определения групп продукта (ГП) для внедрения системы стратегического анализа продуктового портфеля и контроллинга результатов выполнения продуктово – маркетинговой стратегии, помимо промежуточной подготовки данных, дает информацию для начального стратегического анализа путей развития предприятия. При этом возможны варианты качественной оценки дальнейшей стратегии (подобно матрицы Ансоффа):
концентрация на виде продукции (строка) с расширением числа сегментов потребления;
концентрация на сегменте рынка (столбец) с расширением видов продукции, ориентированных на потребности этого сегмента;
проработка рынка - концентрация на ограниченном числе групп продукта (некоторые клетки матрицы) с наибольшей рыночной отдачей либо с наибольшим конкурентным преимуществом.
диверсификация.
Таблица для определения групп продукта (ГП):
С1 |
С2 |
С3 |
С4 | |
П1 |
ГП 1 |
Х |
Х | |
П2 |
ГП2 |
ГП3 |
||
П3 |
ГП4 | |||
П4 |
ГП5 |
ГП6 |
ГП7 | |
П5 |
НП 1 | |||
П6 |
НП2 |
НП3 |
НП4 | |
П7 |
Очевидно, что имеющийся рынок прорабатывается далеко не полностью. Оперативные мероприятия направлены на продвижение продуктов в другие сегменты (поля Х таблицы),проработку рынка, а так же вывод новых продуктов на рынок (НП). Из таблицы видно, что новый продукт П7 нельзя продать на освоенном рынке продукции, следовательно по данному продукту придется разрабатывать стратегию концентрической (фокусированной) диверсификации.
Надо учитывать, какая группа находится в фазе спада жизненного цикла продукта (продукция постепенно уходит с рынка), нет смысла делать упор на ее продвижение. Объемы продаж будут падать и в долгосрочной перспективе их надо будет компенсировать новыми продуктами, а так же развитием других групп, но учитывая консерватизм потребителей стареющей группы и часто низкой конкуренции со стороны ведущих производителей (бросают падающий продукт, переключаясь на новые), надо приложить все усилия, для удержания имеющихся клиентов.
5. Производится матричный
анализ товарного портфеля: рыночная
позиция каждой группы
численно и достаточно точно рассчитать долю рынка (даже регионального) чрезвычайно трудно, если вообще возможно;
объем сбыта предприятия фактически и является объемом его (предприятия) рынка в каждый конкретный период;
для каждого предприятия ключевой задачей является абсолютный рост собственных объемов сбыта, даже если при этом доля рынка сокращается (что, в принципе, возможно);
в условиях динамичных и не всегда предсказуемых изменений возможна ситуация, когда доля рынка может расти при падении объемов сбыта.
Параметр V как раз и лишен указанных выше недостатков, что делает его вполне пригодным для среднесрочного стратегического анализа значимости групп продукта в общем ассортименте продукции предприятия.
В качестве второй характеристики группы продукта (вертикальной оси матрицы) предлагается параметр Т - “удельный вес группы продукта в темпе изменения объемов сбыта предприятия” в течение базового периода.
Ниже, на диаграммах представлены для примера объемы помесячного сбыта двух из групп (ГП)
Очевидно, что в течение года, ежемесячные объемы сбыта испытывают колебания. Происходит это в результате огромного количества факторов - влияний внешней среды и целенаправленных усилий предприятия, случайных воздействий и сезонных тенденций, и т.д. Тем не менее, очень важно понимать, каков итоговый вектор всех этих факторов, насколько уверенно чувствует себя предприятие и куда оно, собственно говоря, движется. Даже качественные ответы на эти вопросы неочевидны при взгляде на динамику валовой выручки в течение года.
Линейный тренд (тенденция) и призван дать ответ о направлении движения предприятия в течение периода. Линейный тренд представляет собой линейную функцию построенную по значениям рядов данных с минимизацией отклонений от их значений (как правило, с использованием метода наименьших квадратов, а лучше – мастера диаграмм Excel). Линейный тренд представляет собой тенденцию развития функции сбыта в наиболее общем, абстрагированном от колебаний виде. На диаграммах представлен линейный тренд, вычисленный значениям помесячных объемов продаж. Отчетливо видно, что в целом, в течение года, когда объемы сбыта проявляют тенденцию к росту, у ГП1 и ГП4 диаметрально противоположная динамика.
Формула графика линейного тренда функции сбыта представляет собой традиционное уравнение прямой: V= A*X + B где V- расчетный объем сбыта, X - расчетный период (месяц), A- расчетное изменение (приращение или спад продаж) по сравнению с предыдущим расчетным периодом. Нас интересует критерий спада или увеличения продаж, т.е. А. В общем случае, коэффициенты прямой А и В вычисляются по методу наименьших квадратов.
Таким образом, мы получили для каждой группы продукта пространство координат, где одна из них V - характеризует долю каждой группы в объеме сбыта (“доля рынка”), а другая Т - долю в темпе изменения объема сбыта (“рост рынка”), причем значения координат для каждой группы поддаются точному вычислению на основании данных о реализации предприятия за период.
Вычислив эти значения путем подстановки в формулы значений для каждой группы продукта, и представив их графически (т.е. максимально удобно для восприятия), получаем стратегическую матрицу, характеризующий каждую группу продуктов продуктового портфеля и построенный на основании внутренней информации предприятия.
Подобный и другие методы анализа (например, SNW) можно проводить внутри каждой группы с дифференциацией ее составляющих до профиля первого уровня.
6. Далее разрабатывается продуктово–маркетинговая стратегия, направленная на анализ, разработку и принятие стратегических решений по номенклатуре, ассортименту и объему производства продуктов, а так же их реализации на конкретных рынках. По каждой отдельной группе принимается решение (предположим, репозиционирование в другой сегмент) и выбирается одна из базовых стратегий (БКС).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление маркетингом на предприятии рассматривают как практическое осуществление тщательно продуманной интегрированной политике данного предприятия на рынке.
Сюда включается анализ, планирование и проведение мероприятий, направленных на достижение изделий на рынке.
Управление маркетингом обеспечивает, во-первых, целевую ориентацию деятельности предприятия, связанную прежде всего с удовлетворением общественных и личных потребностей.
Во-вторых, комплексность этой деятельности, выражающееся в технологическом процессе от замысла товара до его потребления.
В-третьих, позволяет учитывать перспективу в совершенствовании товарного ассортимента в соответствии с потребностями и условиями потребления.
Управление маркетингом осуществляется путём:
1. Организации маркетинговой деятельности на предприятии (отделе маркетинга);