Страховой маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Развитие дисциплины «маркетинг» достигло того момента, когда уже подводятся первые итоги становления этой дисциплины в России.
Однако, несмотря на эти прогрессивные тенденции, можно заметить, что одно из направлений маркетинга явно оказалось обделенным вниманием отечественных маркетологов. Таким направлением является маркетинг услуг.
Активное развитие сферы услуг стало важной характеристикой минувшего века. Сегодня третичный сектор экономики вносит весомый вклад в увеличение благосостояния многих стран, прежде всего стран «золотого миллиардера». В среднем около 70% ВВП развитых стран производится в секторе услуг, причем темпы роста этого сектора (16% в год) намного выше темпов роста сферы торговли (лишь 7% в год).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГА В СТРАХОВОМ БИЗНЕСЕ

2 ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА В СТРАХОВОМ БИЗНЕСЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

    ВВЕДЕНИЕ
3
   
    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГА  В СТРАХОВОМ БИЗНЕСЕ
6
   
    2 ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ
15
   
    3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА В СТРАХОВОМ БИЗНЕСЕ
31
   
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
   
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
45

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГА

В СТРАХОВАНИИ 
 

       Развитие  дисциплины «маркетинг» достигло того момента, когда уже подводятся первые итоги становления этой дисциплины в России.

       Однако, несмотря на эти прогрессивные тенденции, можно заметить, что одно из направлений  маркетинга явно оказалось обделенным вниманием отечественных маркетологов. Таким направлением является маркетинг  услуг. [26, С. 19]

       Активное  развитие сферы услуг стало важной характеристикой минувшего века. Сегодня третичный сектор экономики вносит весомый вклад в увеличение благосостояния многих стран, прежде всего стран «золотого миллиардера». В среднем около 70% ВВП развитых стран производится в секторе услуг, причем темпы роста этого сектора (16% в год) намного выше темпов роста сферы торговли (лишь 7% в год).

       Основными факторами роста сферы услуг  является состояние и уровень  развития научно-технического прогресса (НТП).

       Маркетинг в сфере услуг отличается от маркетинга в промышленности и торговле, что позволяет рассматривать сферу услуг как самостоятельное направление на товарном рынке. Существуют определенные методы формирования услуг, их планирования, развития, что позволяет предприятиям сферы услуг решать текущие и перспективные задачи, осваивать новые рынки и создавать новый вид услуг в соответствии с растущими требованиями рынка.

       Процесс общественного воспроизводства  представляет собой взаимодействие и противоборство различных сил  как природного, так и социально-экономического характера.

       Возникает определенный риск, присущий различным  стадиям общественного воспроизводства  и любым социально-экономическим  отношениям. Все эти обстоятельства способствовали возникновению и  развитию страховой деятельности во всем мире. [17, С. 203]

       Маркетинг отражает предметно-целевой подход к управлению ресурсами страхового фонда, находящимися в распоряжении каждого страховщика. Благодаря этому страховщик имеет четкие критерии для разработки стратегии и тактики развития, определения основных задач деятельности.

       Через маркетинг практически любая  страховая компания стремится осуществлять персональное обслуживание страхователей. Для небольших страховых компаний это основа информации о клиенте, наиболее дешевый способ изучения рынка и продвижение на нем страховых услуг. Перед страховыми компаниями, стоящими на разных стадиях развития, проблема маркетинга имеет свой особый экономический срез. С увеличением масштабов деятельности страховой компании, ростом ее активов появляются новые возможности исследования, обучения персонала. Накапливается необходимый опыт. В мелких страховых компаниях, где комплексные программы могут оказаться нерентабельными, стремятся использовать наиболее дешевые и доступные средства маркетинга. [8, С. 78]

      Идеология страхового бизнеса в экономически развитых странах существенно изменились за последние двести лет. С начала 19 по середину 20 в. философия страховщиков сводилась к предложению продукции  анонимной клиентуре. Система продажи  страховой продукции находилась в конце технологической цепочки и играла вспомогательную роль, и привлекала интерес предпринимателей, когда возникали проблемы с продажей страховой продукции. Центром притяжения интересов руководства страховой компании была организация деятельности самой компании.

       Состояние страхового маркетинга и его место  на рынке тесно связаны с состоянием страхового рынка и его инфраструктуры, страховыми потребностями и активностью  страхователей, уровнем страховой  культуры населения и предпринимателей, техническими, финансовыми возможностями страховщиков и их надежностью. Все это определяет выбор маркетинговых инструментов, используемых страховщиками.

       Система страхового маркетинга является инструментом достижения определенных целей, стоящих  перед компанией в новых рыночных условиях, характеризующихся повышением конкурентоспособности рынка и требовательности потребителей к качеству услуг. Такими целями для страховщиков могут быть:

  1. Максимизация прибыли компании;
  2. Получение страховщиком достаточной прибыли наряду с выполнением им каких-либо дополнительных функций;
  3. Выживание компании при основном упоре в ее деятельности на осуществление целей, не связанных с получением прибыли за счет страховой деятельности.

       Маркетинг, как система взаимодействия и  взаимного учета интересов производителей и потребителей страховой продукции, может быть использован всеми типами страховщиков. Однако в зависимости от способа их взаимодействия со страхователями, которые могут быть посторонними лицами, акционерами или теми, кому страховщик обязан предоставить услуги определенного качества, маркетинг принимает различные формы. Но в любом случае система маркетинговых усилий, направленная на балансирование спроса и предложения, включает в себя следующие неизменные этапы:

  1. Получение информации о страхователях и потенциальных клиентах (исследование страховых рынков);
  2. Формализованное представление и изучение рынка (сегментация страхового рынка);
  3. Оценку платежеспособного спроса на ту или иную продукцию по сегментам рынка;
  4. Анализ страховой продукции и маркетинговой стратегии конкурентов;
  5. Разработку страхового продукта и стратегии его продвижения на рынок;
  6. Определение политики ценообразования на страховой продукт (базовая цена, надбавки и скидки);
  7. Разработка стратегии сбыта продукта, включая организацию системы сбыта, маркетинговые акции, рекламу и т.д.;
  8. Анализ эффективности страхового маркетинга.

       Страховой маркетинг – это система взаимодействия страховщика и страхователя, направленная на взаимный учет интересов и потребностей.

       Страховой маркетинг включает:

  1. Исследование рынков и собственного страхового портфеля;
  2. Разработка требований к страховым продуктам (услугам);
  3. Продвижение страхового продукта на рынке.

       Исследование  рынков – это изучение потенциальной  клиентуры с целью выделения  таких потребительских групп, привлечение которых в страховую компанию в качестве страхователей принесет страховщику наибольшую прибыль. Исследование страхового рынка подразумевает его сегментацию, выделение целевых сегментов и осуществление с учетом свойств потенциальной клиентуры, а именно:

  1. Ее страховой потребности;
  2. Географическое и социально-экономическое распределение;
  3. Платежеспособность потребителей;
  4. Возможность воздействия на клиентуру при помощи рекламы и иными способами с целью убедить ее приобрести страховой продукт;
  5. Стоимость привлечения клиентуры в компанию;
  6. Возможность направленной эволюции страхового потребления и предпочтений клиентов;
  7. Конкурентоспособность страхового рынка и возможность действий компании;
  8. Оценка уровня риска;
  9. Оценка стоимости страхового события для различных групп потенциальных страхователей.

       Исследование  страхового портфеля – это анализ вероятности наступления страхового события и стоимости страхового случая для компании в зависимости  от различных характеристик клиентуры: географическая, профессиональная; характеристика деятельности; пола, возраста и т.д.

       Разработка  требований к страховым продуктам  – это процесс их определения  их свойств, в наибольшей степени  удовлетворяющие потребностям страхователей. В этот перечень входят:

  1. Принимаемые на страхование интересы (объекты страхования);
  2. Страховые риски (страховое покрытие);
  3. Цена страхового продукта;
  4. Дополнительные услуги, предоставляемые страховщиком помимо возмещения ущерба;
  5. Качество и полнота обслуживания клиента на стадии прохождения страхового договора.

       Продвижение страховой продукции на рынок (коммерциализация продукта) представляет собой:

  1. Информирование потенциального потребителя об имеющемся страховом продукте и его положительных качествах, убеждение потенциальных страхователей в необходимости приобрести страховое покрытие (целевая реклама страхового продукта);
  2. Стимулирование продаж страховой продукции за счет повышения привлекательности образа страховой компании в целом (имиджевая реклама страховщика);
  3. Создание системы сбыта страховой продукции, обеспечивающей наибольшую эффективность продаж;
  4. Стимулирование сбыта через систему скидок страховых премий продавцам страховых услуг, конкурсы, лотереи, реклама на месте продаж.

       Конечная  цель маркетинга в страховании в  его более узкой трактовке  можно выразить следующей формулой: найти таких страхователей, которые принесут компании больше, чем стоит их привлечение и удовлетворение имеющихся у них страховых потребностей. Это искусство угодить клиенту, удовлетворяя при этом и хозяев страховой компании. Поэтому маркетинг в страховании не может быть эффективен, если он не основывается на анализе потенциальных и имеющихся страховых рынков (клиентуры), т.е. страховой маркетинг в основном представляет собой предварительный анализ доходности клиентуры и рынков, методологию их завоевания и удержания.

       Для достижения максимизации устанавливаемых  целей и задач страховыми компаниями самим себе необходимо эффективное  внедрение и использования, а  также сбалансированное применение совокупности инструментов маркетинга, т.е. маркетинга-микс (комплекс маркетинга) – концепция была разработана в 60-х годах XX века Борденом и Мак-Карти.

       Современные теоретические модели маркетинга услуг  были созданы благодаря результативному  поиску общего у различных классов  услуг. Как правило, ученые сходятся во мнении, что некоторые классы услуг имеют одни и те же свойства, отличающие их от товара. Практически все существующие теоретические модели маркетинга услуг основаны на предположении о том, что производство и потребление услуги происходят одновременно. Поэтому качество оказания услуг, а также навыки и знания персонала становятся ключевыми факторами успеха сервисной фирмы.

       Настройка потребителя осуществляется на основании  нескольких моделей, наиболее распространенными  из которых являются модели 4P, 7P и 4C - 4P (продукт, цена, место, продвижение), 7P (продукт, цена, место, продвижение, люди, процесс, физические характеристики) и 4C (нужды и затраты потребителей, затраты для потребителей, доступность для потребителя, коммуникации).  

       Анализируя  существующие модели маркетинга-микс можно отметить, что модель 4C является модификацией классической модели 4P, как считается наиболее приближенной к потребителям. Однако, следует отметить, что сущность и составляющие модели 4C аналогичны компонентам моделям 4P и по сути являются подготовительными этапами процесса применения и использования инструментов маркетинга-микс. Также можно отметить, что модель 4C имеет значительные недостатки, одним из которых является тот факт, что не может быть применена в отношении услуг, только в отношении товаров.  

      Следовательно, на наш взгляд наиболее практически  применима как для сферы услуг  в целом, так и для страхового бизнеса в частности, разработанная  американскими учеными Б. Бумсом и М. Битнером модель комплекса маркетинга «7P» (рисунок 1), так как в данной модели присутствуют наиболее важные компоненты для сферы услуг, характеризующие специфику ее функционирования, представленную процессом, персоналом и физическим окружением. Данная модель комплекса маркетинга наиболее полно отражает специфику работы с услугами как товаром.

Информация о работе Страховой маркетинг