Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:28, реферат
Соотношение спроса и предложения на рынке определяет то, какая предпринимательская стратегия принесет наибольший успех и наибольшую выгоду предприятию. Можно выделить 3 основных варианта этого соотношения:
• превышение спроса над предложением - рынок продавца, на котором именно производитель играет главенствующую роль;
3. Стратегия разработки товара. Осуществляется посредством создания принципиально новых или модификации выпускаемых товаров, уже имеющихся на старых рынках. Применяется для предприятий, не имеющих продукции, пользующейся спросом у покупателей, а также, если уже имеются разработки товара рыночного спроса. Данная стратегия требует вложения дополнительных финансовых средств в разработку, освоение и продвижение на рынок нового товара. Это рискованная стратегия для кризисного предприятия, в том числе в поиске источника финансирования. В то же время при переориентации ассортимента на запросы платежеспособных клиентов может оказаться единственной возможностью оживления деятельности, притока инвестиционных ресурсов.
4. Стратегии диверсификации. Предполагает, что предприятие пытается выйти на новые рынки, для чего вводит в свой ассортимент новые товары. Также рискованная стратегия, она может потребовать больших инвестиций. В условиях недостаточной информированности о запросах клиентов и их финансовом благополучии такое обстоятельство является затруднительным для предприятий, имеющих большие долги. Стратегия предполагает разработку новых продуктов, внедряемых на новые рынки.
5. Стратегии ухода с рынка (ликвидация предприятия как хозяйствующего субъекта или подразделения). Стратегия принимается только после тщательного анализа экономической (продолжения функционирования) и ликвидационной стоимостей. Ликвидация предприятия может быть как добровольной, так и принудительной (по требованию кредиторов через суд). Расчет ликвидационной стоимости (стоимости предприятия, выставляемого на продажу) основан на оценке рыночной стоимости активов и обязательств. Для ликвидации (продажи) активов предприятие вынуждено платить комиссионные посредникам, нести расходы на демонтаж, снижать цену против рыночной стоимости для обеспечения ликвидности. Таким образом, ликвидационная стоимость — это ожидаемая выручка (после всех затрат и налогов) от продажи активов предприятия. В процессе разработки и принятия антикризисной стратегии предприятия-должника желательна концентрация усилий на поиске оптимального варианта, требующего минимум затрат начального этапа и обеспечивающего в перспективе максимум отдачи от инвестиций.
Выбранный инструментарий должен помочь выработать эффективные меры по комплексу маркетинга. Как главный инструмент в процессе разработки кризисной маркетинговой политики иногда используют анализ чувствительности показателей эффективности проекта относительно изменения элементов комплекса маркетинга.
Это позволяет решать как маркетинговые задачи, то есть – разработать наиболее конкурентоспособную политику, так и финансовые – решить проблему дефицита средств.
Анализ чувствительности позволяет не только сформировать оптимальные настройки элементов комплекса маркетинга, но также отражает степень финансовой значимости тех или иных маркетинговых элементов, что в условиях кризиса играет одну из главных ролей. Таким образом, формируется определенный сценарий преобразований, внутри которого существует стройная зависимость действий, а все антикризисные изменения подчинены не только маркетинговой концепции, но и несут на себе финансовую нагрузку.
Для выполнения анализа чувствительности элементов комплекса маркетинга, надо определить критерии чувствительности. На их основе предприниматель способен делать верные выводы.
Итак, анализ чувствительности элементов комплекса маркетинга представляет собой инструмент, посредством которого в условиях кризисной ситуации менеджмент компании избирает эффективные рычаги, с помощью которых будут достигнуты как маркетинговые, так и финансовые цели.
Стратегия маркетинга служит локомотивом других составляющих стратегического плана управления предприятием. Эта стратегия должна быть нацелена на поддержание и развитие продаж, совершенствование производства в соответствии с запросами покупателей, развитие интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, проявляющегося в расширении ассортимента и качестве производимых товаров. Освоение новых рынков, увеличение сбыта должны носить долговременный характер, согласующийся с жизненным циклом товаров и самого предприятия (подразделений). В зависимости от прогноза ситуации на рынке и возможностей самого предприятия выбирается стратегия.
Разработка маркетинговой
Стратегия управления представляет собой
хозяйственную политику, разработанную
на основе предвидения будущего развития,
характера и последствий производственно-хозяйственной
деятельности путем определения и прогнозирования
результатов, потребляемых ресурсов, средств
и методов управления.
Объектом стратегии маркетинга
Цели маркетинга подвержены корректировке
в зависимости не только от стадий антикризисного
В маркетинговом цикле выделяют основные
четыре стадии: анализ и оценка рыночных
и маркетинговых возможностей организации;
отбор целевых рынков; разработка комплекса маркетинга;
Маркетинговые антикризисные
Признаки, определяющие характер производственно-хозяйственной
деятельности имеют интеграционный характер
и формируют социально-экономическую
и организационно-правовую базу для разработки
реальной маркетинговой
Рыночная конъюнктура оказывает главное
воздействие на стратегию спроса и предложения,
т. е. воздействие на производителя. Особенности
спроса дают основание для использования
ряда стратегий рыночной политики организации:
стимулирующая стратегия, креативная
стратегия, поддерживающая стратегия,
противодействующая стратегия.
Рыночное поведение опирается на ряд характеристик
организации: размеры, отраслевую принадлежность,
охват рынка, предполагаемые виды на прибыль,
конкурентные преимущества. Ключевыми
характеристиками выступают размеры организации,
вид продукции и тип рынка.
Главная особенность стратегии рыночного
поведения мелких фирм заключается в гибкости,
адаптивности, позволяющей эффективно
действовать при небольшом ресурсном
потенциале, но с высокопрофессиональным
персоналом. Для организаций среднего
размера характерна стратегия рыночных
ниш, или патентная, предполагающая тщательный
выбор сегмента рынка и способа поведения
организации, имеющего значение для данного
сегмента. Для крупных фирм характерна
стратегия широкого проникновения на
новые рынки при высоких затратах на формирование
спроса и стимулирование сбыта. Таким
образом, стратегия дает основание для
использования конкретных маркетинговых
В антикризисных условиях оценка стратегии маркетинга с
позиций соответствия функционирования
экономики и конкретного рынка расширяет
возможности маркетингового менеджера
по принятию более правильного решения
и предвидения стратегических перспектив.
На первом этапе оценки стратегии маркетинга
В антикризисном менеджменте также важно
взаимодействие стратегических и тактических маркетинговых
Маркетинг как система управления предполагает
наличие объекта и субъекта управления,
формирование целевых процессов управления,
выбор средств управления, создание четкой
системы правомочий и ответственности.
Поскольку управление можно рассматривать
как процесс взаимосвязанных функций,
то на предкризисной стадии развития менеджмента отдается
приоритет исследованию факторов, предотвращающих
кризисные ситуации, стратегическим бизнес-планам
по маркетингу, программно-
Маркетинговые коммуникации и информация
выполняют ключевую связующую роль в управлении.
Под коммуникациями понимается общение
людей в процессе совместной деятельности,
обмен информацией, идеями и мыслями. Маркетинговые
менеджеры используют коммуникации как
средство получения и оценки информации.
Коммуникации подразделяются на внешние
и внутренние, первые наиболее приоритетны
в антикризисном менеджменте.
Большое значение в управлении маркетингом имеет
отбор информации по содержанию, структуре,
составу, качеству, полноте, надежности
источников ее получения. Особенно важны
эффективные коммуникации в антикризисном
маркетинге, когда динамичность и своевременность
действий в значительной степени зависят
от правильности и достоверности информации.
При выборе средств коммуникаций в антикризисном
менеджменте используется комплексный
подход, адаптированный к конкретной экономической
ситуации.
Содействие продажам представляет собой
комплекс мероприятий по воздействию
на потребителя, чтобы «подтолкнуть» его
к покупке, и на производителя с целью
стимулирования сбыта.
Мероприятия по стимулированию сбыта
продукции направлены на продавцов-посредников,
агентов, дилеров, т. е. на систему содействия
продажам, что рассматривается как побуждение
к последующим покупкам и к приверженности
продукции и фирме. В условиях антикризисного
Связи с общественностью — вид деятельности,
направленный на формирование положительного
общественного мнения о фирме, ее продукции,
о главных менеджерах, деловой культуре.
Для этого до общественного мнения доводятся
ее интересы, и создается позитивный имидж.
В самом общем случае антикризисный маркетинг включает следующие действия:
1)Диагностика положения предприятия:
- признание кризиса;
- оценка угрозы, объемов кризиса;
- оценка потенциальных
последствий сложившейся
2) Определение целей:
- ближайших задач;
- перспективных целей, планов развития предприятия, «миссии».
3)Определение путей
- маркетинг-микс:
продукт - возможные модификации; введение новой продукции; имидж продукта;
ценовые стратегии – с целью «сброса» продукции со складов или с целью повышения имиджа;
продвижение – реклама, связи с общественностью, коммерческое стимулирование (скидки), директ-маркетинг;
организация сбыта и отдельных сбытовых акций.
-реорганизация (
4)Оценка эффективности:
- тестирование предлагаемых мер;
- степень выполнения задач;
- оценка эффективности выполненных мер.
5) Корректировка кратко- и среднесрочных действий.
Процедура антикризисного маркетинга включает в себя следующие этапы:
1. Анализ положения предприятия,
степени угрозы кризиса и
Понятно, что угроза кризиса может быть более или менее острой, а последствия кризиса - более или менее серьезными. Предприятие может находиться на грани банкротства или на стадии, когда только обнаружено снижение продаж продукции предприятия.
2. Анализ сильных и
слабых сторон предприятия (
Например, сильной стороной предприятия может выступать низкая цена или высокое качество продукции, высококвалифицированный персонал или современная технология, дешевый источник сырья и материалов или доступ к дешевому кредиту и т.п.
3. Определение «узких мест» в маркетинге.
Например, может выясниться,
что продукт предприятия
Пример антикризисного маркетинга
на основе изменения ценовой политики
- фирма «Мерседес-Бенц», которая
вышла из кризисной ситуации (низкие
продажи и последовавшие
4.Выявление способов
Например, использование спичек на кухнях с газовыми плитами, для разжигания костров и пр. не было учтено при закрытии завода по производству спичек, поскольку руководство расценило спички как устаревший товар, который более не находит употребления у населения.
5.Выявление возможных
покупателей продукции
Например, известен случай практически полного сокращения деятельности предприятия, производящего деревянную мебель, поскольку его руководство не смогло использовать преимущества, возникшие после кризиса, когда российская мебель стала значительно дешевле для зарубежных соседей (Финляндии, Норвегии, Германии и др.).
6.Выявление влияния имиджа на продажи.
7.Оптимизация
- оптимизация ассортимента (если необходимо);
- формирование (укрепление) оптимального имиджа;
- оптимизация каналов сбыта, ценовой политики.
8. Формирование программы бизнес-коммуникаций и оперативных планов их осуществления.
Например, для получения
кредита или отсрочки по платежам
необходимо общение с представителем
финансово-кредитного или налогового
учреждения. Необходимо выбрать человека,
который сможет с наибольшим успехом
выполнить эту задачу, определить
сроки ее осуществления и «программу-
9. Контроль осуществления маркетинговых программ, стратегии. Корректировка на основе результатов.
В целом анализ закономерностей
поведения предприятий в
1. Попадание в кризисную
фазу объективно (независимо от
воли руководителей
2. Антикризисное поведение
предприятий зачастую
3. Стихийно уже формируется
антикризисная модель
Что происходит на рынке, и что нас ждет в будущем?