Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 19:12, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены некоторые аспекты маркетинговых мер воздействия на рынок, которые применяются в одном из самых крупных и стабильных банков региона – ЗАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития».
Введение ……………………………………………………………………………. 3 – 5
Глава I. Организация маркетинга в коммерческих банках.
1.1. Понятие банковского маркетинга. . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………….6
1.2. Основные концепции маркетинга. . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………...8
1.3. Сбыт и понятие банковского продукта. . . . . . . . . . . . . ………………………....10
1.4. Целевые рынки и сегментация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………..13
1.5. Стратегия маркетинга . ……………………….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..18
1.6. Разработка банковских услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………..20
1.7. Ценообразование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………………21
1.8. Методы распространения банковских услуг . . . . . . . . …………………………23
1.9. Система стимулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………...24
1.10. Маркетинговая система информации. . . . . . . . . . . . . . ………………………..29
Глава II. Маркетинговые исследования рынка вкладов физических лиц
на примере ЗАО «Уральский банк реконструкции и развития»
2.1. Маркетинговая стратегия
ЗАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития»…………………………………31
2.2. Исследование услуг, предлагаемых частным лицам……………………………33
2.3. Анализ конкурентного рынка……………………………………………………38
2.4. Стратегия развития ЗАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития»……...41
Заключение……………………………………………………………………………...44
Литература………………………………………………………………………………45
Международный институт
экономики и права
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Сущность и задачи финансового маркетинга
в коммерческом банке
Студент: Крушинская А.К.
Отделение: заочное
Факультет: экономический
Студенческий билет
Екатеринбург
2006 г.
Глава I. Организация маркетинга в коммерческих банках.
1.1.
Понятие банковского
1.3. Сбыт и понятие банковского продукта. . . . . . . . . . . . . ………………………....10
1.4. Целевые рынки и сегментация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………..13
1.5. Стратегия маркетинга . ……………………….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..18 1.6. Разработка банковских услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………..20
1.7. Ценообразование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………………21
1.8. Методы распространения
1.9. Система стимулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………...24
1.10. Маркетинговая система
Глава II. Маркетинговые исследования рынка вкладов физических лиц
2.2. Исследование услуг, предлагаемых частным лицам……………………………33
2.3. Анализ конкурентного рынка…………
2.4. Стратегия развития ЗАО «
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Реализация товаров и услуг - важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, — увеличение получаемой прибыли. Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга.
По началу банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов, и лишь в 80–е годы сформировалась концепция маркетинга, которая стала основой управления коммерческими банками. Банки обзавелись собственными маркетинговыми службами, системами сбора и обработки информации, разрабатывают и контролируют программы маркетинга.
Содержание и цели маркетинговой деятельности существенно изменились в последние годы под влиянием резко усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношений между банками и клиентурой. Маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры. Поэтому маркетинг предполагает тщательное изучение рынка, анализ меняющихся склонностей, вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг. Банковский служащий становится продавцом финансовых продуктов и в этом состоит наиболее существенный сдвиг по сравнению с ситуацией 20–30 лет назад.
В сфере услуг банки вторыми после авиакомпаний обратились к маркетингу и стали активно использовать вначале отдельные элементы маркетинга, а затем и концепцию маркетинга и стратегического планирования. Это было вызвано следующими факторами:
В России развитие маркетинга в сфере банковских услуг происходит в очень сложных условиях. В сложившейся в России политической и экономической ситуации государственное финансирование заметно сокращается и всё более осуществляется через коммерческие структуры. Это в свою очередь приводит к широкому охвату коммерческими банками значительного числа предприятий, располагающими мощными финансовыми ресурсами. Поскольку создание новых банков становится всё более затруднительным, расширяется обращение к услугам функционирующих банков. В этой обстановке усиливается внимание банков к проблемам маркетинга. При отсутствии опыта, методических разработок, квалифицированных специалистов, информационной среды каждый банк самостоятельно методом проб и ошибок осваивает такую непростую область деятельности, как маркетинг.
В современных условиях ставится задача интенсификации деятельности банка путем создания системы дополнительных услуг, предоставления различных льгот и премий своим клиентам, ведение рекламы, в том числе престижной, позволяющей создать благоприятное мнение о банке и его деятельности. Все это определило актуальность темы и ее выбор для исследования. Главной целью анализа является изучение поведения банка в условиях обостряющейся конкуренции на финансовом рынке Российской Федерации. Результатом анализа должны быть практические рекомендации по совершенствованию маркетинговой работы в банке. Это необходимо для повышения его устойчивости.
В данной работе будут рассмотрены некоторые аспекты маркетинговых мер воздействия на рынок, которые применяются в одном из самых крупных и стабильных банков региона – ЗАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития».
При написании работы был использован инструктивный материал, современная литература по маркетингу.
Банки, как и любой производитель (любое предприятие) являются самостоятельным юридическим лицом, производят и реализуют продукт (товар), специфический товар — услуги, получают свою прибыль и вообще осуществляют свою деятельность.
Основу маркетинговой деятельности банка составляет анализ его рыночных возможностей, который предполагает проведение маркетинговых исследований с целью определения места на рынке ссудного капитала.
Как правило, руководство банка ставит задачи изучения рынка и на основании этого цели, например, сбор и анализ информации о рынке, конкурентах, банковских продуктах и услугах, изучение статистики и т.д. Глубина проработки отдельных вопросов маркетинга может быть различной в зависимости от масштаба деятельности банка, общей стратегии его развития и квалификации специалистов, занимающихся вопросами маркетинга. В общем случае наиболее вопросы маркетинга должны быть разрешены при принятии особо важных для деятельности банка решений, таких, как планируемое увеличение уставного капитала, существенное расширение географии деятельности и её масштабов (открытие филиалов и представительств) и др. См. схему.
Основной целью маркетинга является обеспечение оптимальной скорости продвижения банковских услуг на всем пути — от банковского учреждения до конечного потребителя (клиента), т.е. такой скорости, при которой сочетались бы наиболее выгодные темпы продажи и оборачиваемости денег, а также минимальные затраты на хранение финансовых ресурсов, с одной стороны, со способностью полностью и своевременно удовлетворять спрос клиентов, с другой.
Процесс маркетинга начинается с изучения клиента и выявления его потребностей, а завершается приобретением товара (услуги) и удовлетворением его реальных и конкретных потребностей. Процесс предоставления новых видов банковских услуг начинается с подготовки банковских работников, их места работы, способов предоставления этих услуг. Например, при входе в банк клиент начинает обычно свое движение слева направо. Если территориально расположить предоставление новых услуг в левой стороне зала, то клиент уделит им больше внимания, и вероятность того, что он воспользуется ими, повышается.
Схема 1. Организация маркетинговой деятельности в банке
Следующий шаг — подготовка плана маркетинга относительно данной услуги. В план включаются все необходимые данные об истории и специфики этой услуги, о состоянии рынка, о конкурентах, о целях банка в области маркетинга и задачах по реализации изделия, а также о средствах, при помощи которых эти стратегические и тактические задачи будут решаться.
Таким образом, потребности клиентов в определенном товаре измеряются с помощью уровня и характера мотивации приобретения и удовлетворенности спроса на конкретный товар.
Обычно исследованиями рынка и его прогнозированием в банке, если он достаточно большой и богатый, занимается специальный отдел или специально нанимаемая маркетинговая служба, которая состоит из небольшой группы специалистов по маркетингу. На основе проведенного исследования потребителей делается сравнительный анализ результатов исследований для построения кривой спроса и предложения, позиционирование товара, которые необходимы для будущей стратегии сегментации рынка, стратегии ценообразования.
Маркетинг должен начинаться с принятия концепции, которая характеризует не виды деятельности банка, а его цель, идеологию, стратегию. Если банк принял концепцию, он может использовать самые разные формы организации работы в области маркетинга в зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и тех внешних условий, в которых осуществляет свою деятельность.
В зависимости от вида банков (размера, специфики деятельности, учредителей), согласно их целям и задачам и разрабатывается концепция маркетинга, которой они будут придерживаться на протяжении всей своей истории. Это могут позволить себе только крупные, сильные банки с большим уставным капиталом и высоким авторитетом учредителей. Другие меняют свою основную концепцию в зависимости от динамики внешних внутренних факторов, имея одну основную и несколько альтернативных. Но большая часть банков придерживается нескольких концепций одновременно в зависимости от специфики различных предлагаемых ими услуг и (или) контролируемых рынков.
Основные концепции маркетинговой деятельности следующие:
1) Производственная - самая старая из всех существующих концепций. Согласно ей потребитель ориентируется на доступные для себя услуги, имеющие невысокую цену.
2) Продуктовая - состоит в ориентации клиентов на те услуги, которые по своим характеристикам и качествам превосходят аналоги, и тем самым дают потребителям большие выгоды.
3) Торговая - основывается на том, что если дать возможность потребителю выбирать, то он бы пользовался меньшим количеством услуг данного банка. Поэтому необходимо использовать все возможности торговой техники и рекламы, все рычаги и элементы маркетинга, чтобы обеспечить необходимый уровень реализации услуг.
4) Традиционная - цели маркетинговой деятельности могут быть достигнуты только путем анализа потребностей и мотивации спроса отдельных социальных групп и контактных аудиторий, т.к. предложение услуг более конкурентоспособно для определенных социальных слоев или определенного рынка.
5) Социальная - маркетинговая политика, особенно банков, обязана давать приоритет общечеловеческим, а не узковедомственным интересам.
В 80–е годы на Западе возникло понятие стратегического маркетинга. Стратегическая концепция маркетинга означает смещение акцента с потребителя (клиента) или продукта на внешнее окружение фирмы. Всестороннее знание потребителей становится недостаточным. Чтобы достичь успеха, маркетолог должен знать потребителя в контексте, который включает конкуренцию, правительственную политику и регулирование, более широкие экономические, политические и социальные факторы макросреды, которые и определяют эволюцию рынка и маркетинга.
Сбор информации, анализ и прогноз каждого из элементов системы маркетинга в банке, выявление его конкурентных преимуществ должны найти своё отражение в стратегии управления маркетинговой деятельностью. Стратегия показывает, как достигнуть поставленных целей; она определяет, где, когда и как банк будет предоставлять услуги клиентам.
Проблемы сбыта банковских услуг очень специфичны. Они не занимают столь большого места в банковском маркетинге, как в промышленности.
Для сбыта банковских услуг возможны следующие каналы сбыта:
1. Собственные каналы сбыта: головное отделение банка в деловой части города; стационарные и передвижные отделения банка, филиалы; сбыт с использованием автоматизированных стоек и автоматов;
2. Несобственные каналы: сбыт посредством основания дочерних фирм, участие в капитале других банков, страховых компаний, предприятий и т.д.
Информация о работе Сущность и задачи финансового маркетинга в коммерческом банке