Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:46, контрольная работа
Целью данной работы является проанализировать сущность и особенности маркетинга в сфере образовательных услуг. Для достижения цели необходимо выявить следующие задачи:
Рассмотрение сущности и особенности маркетинга в сфере образования.
Изучение субъектов и объектов маркетинга образовательных услуг, их функции.
Маркетинг в сфере образования
имеет дело со всеми упомянутыми
категориями его объектов. Для
обучающихся (особенно в средней
школе), как правило, немаловажно, где
расположено образовательное
Вместе с тем ясно, что
маркетинг в образовании - это
преимущественно маркетинг
Услуги нематериальны, не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря "на слово". Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.
Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя, тьютора может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, изменить и спрос. Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие - обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более - образовательных. Особенность последних - в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания образовательных услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, "педагогика сотрудничества").
Услуги непостоянны по качеству. Это связано прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей (результат услуги зависит даже от настроения мастера), а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство ОУ имеет еще одну причину - изменчивость "исходного материала" - обучающегося.
Отметим, что наряду с
главным критерием содержания, тематической
направленности, т.е. профилем и специализацией
образования, в этой сфере действуют
также критерии глубины, основательности,
длительности подготовки, ее широты, степени
фундаментальности, а также степени
практической ориентации на решение
проблем конкретных потребителей и
др. Все это тесно взаимодействует
с качественными критериями, а
также с критериями технологичности
образования. Услуги по подготовке, переподготовке
и повышению квалификации специалистов,
как и общеобразовательные
1.3 Особенности маркетинга образовательных услуг
Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг.
Вопросам развития российского
образования в настоящее время
уделяется большое внимание. Изменение
сущности политической стабильности государства
в сфере образования, а также
в области распределения
Услуга образования в процессе потребления определяется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов.
Многие ВУЗы поняли сущность
и в целом необходимость
Многие деятели
Маркетинг образовательных услуг – это сущность предопределяющих моментов и процессов формирования системы управления и качественной модернизации.
Маркетинг образовательных
услуг в отношении сущности понятия
маркетинга в целом определяется
интересами в долгосрочном понимании
всех субъектов рынка
В функции маркетинга образовательных
услуг входит анализ структур маркетинговых
основ и прогнозирование
Специфика маркетинга образовательных услуг частично проявляется как специфика научных, интеллектуальных услуг. Существуют особенности, вытекающие из самой сущности образовательных услуг.
Образовательные услуги часто
дополняются по своей сущности, производителями
которых выступают учебные
Можно определить, что образовательная
программа – это комплекс образовательных
услуг, нацеленный на изменение образовательного
уровня или профессиональной подготовки
потребителя и обеспеченный соответствующими
ресурсами образовательной
2 Принципы и
методы маркетинга
2.1 Принципы маркетинга
и управления маркетинговой
Суть маркетинга как философии
сконцентрирована в его принципах.
Основополагающий принцип маркетинга
ставит в центр внимания не нужды
и амбиции производителя
Сосредоточение ресурсов
учреждения на изготовлении таких ОУ,
которые реально необходимы потребителям
в избранных учреждением
Понимание качества ОУ как меры удовлетворения потребности в них. Поэтому ненужные ОУ не могут быть качественными. Более того, любое качественное отличие данной услуги от другой значимо не само по себе, а в зависимости от значимости той потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика услуги.
Субъекты маркетинга - люди
и организации - существуют на рынке
не сами по себе, а лишь благодаря
процессам обмена материальными, энергетическими,
информационными и другими
В маркетинге открытых систем философия участников рынка опирается на положение о том, что ограничение взаимоотношений с конкурентами только соперничеством бесперспективно и неплодотворно. В образовании сотрудничество конкурентов проявляется постоянно и эффект его значителен: при формировании новых учебных дисциплин, подготовке учебных и методических пособий, использовании научно-педагогических кадров, создании и эксплуатации дорогостоящих комплексов учебного и научного оборудования, а также других объектов инвестирования. Учитывая долгосрочность проявления эффекта инвестиций в образовании (например, в высшей школе - через пять-восемь лет), инвесторы стремятся минимизировать риск, поощряют готовность образовательных учреждений к сотрудничеству с конкурентам
2.2 Методы маркетинга и проведение исследований
Маркетинг как философия
субъектов цивилизованного
В маркетинге реализуются общенаучные методы, позволяющие:
В маркетинге применяются также конкретные методы и группы методов генерирования новых идей (в отношении объектов маркетинга, обновления ассортимента, ценообразования и адаптации цен, содержания и организации коммуникаций, продвижения и продаж товаров и услуг на рынке), экспертного оценивания, контент-анализа (прежде всего средств массовой информации) и др.
Большая часть перечисленных методов - это методы, используемые непосредственно в ходе маркетинговых исследований. Исследования занимают весьма значительную часть (от одной трети до половины) всей маркетинговой деятельности и ее бюджета. Тем важнее правильно спланировать их.
Разнообразие перечисленных
методов и наук, причастных к маркетингу,
способно удручить непрофессионалов;
однако для образовательных учреждений
высшего и дополнительного
.
Заключение
Маркетинг образования представляет
собой систему управления рыночной
деятельностью образовательного учреждения,
направленную на регулирование рыночных
процессов и изучение образовательного
рынка, ведущую к наиболее эффективному
удовлетворению потребностей: личности
в образовании; образовательного учреждения
в развитии; фирм и других организаций-заказчиков
в росте кадрового потенциала;
общества в расширенном воспроизводстве
совокупного личностного и
Учитывая, что маркетинговые
исследования основа для начала формирования
маркетинговой деятельности, то, предпринимая
различные маркетинговых
В числе особенностей, определяющих специфику маркетинга в сфере образования как таковой, выделены прежде всего следующие:
- активная роль конечного
потребителя образовательных
- отсроченный характер
проявления результатов
- сущность маркетинга
образовательных услуг как
- сохраняющаяся высокая
значимость и необходимость
Информация о работе Сущность и особенности маркетинга в определенной сфере