Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:29, лекция
Маркетинг – социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желание людей и организаций, путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услуг.
ТЕМА 1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
1
Маркетинг – социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желание людей и организаций, путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услуг.
Более просто: вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Цель маркетинга – наиболее точное изучение потребностей клиента и предложение товаров, полностью удовлетворяющие эти потребности.
На ряду с обменом, маркетинг охватывает следующие виды деятельности: исследование, анализ рыночной конъюнктуры, сегментирование рынка, разработка новых товаров, распространение и продвижение товаров, ценообразование, планирование, контроль маркетинговой деятельности.
Выделяют стратегический и операционный маркетинг. Задачами стратегического маркетинга является:
Роль операционного маркетинга сводится к организации сбыта, продаж. Для этого необходимо определить целевой сегмент рынка, разработать план маркетинга, реализовать его и осуществить контроль с целью выявления и устранения недостатков.
Маркетинг, тесно связан с такими понятиями как: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка, рынок.
Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным, и чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. По мере прогрессивного роста общества растут и потребности.
Потребности практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены.
Запрос – это потребность,
подкрепленная покупательной
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку для привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. все товары и услуги, способные удовлетворить эту нужду называется товарным ассортиментом.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение следующих условий:
1)сторон должно быть как минимум две;
2)каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны;
3)стороны должны быть
способны осуществлять коммуник
4)свобода в принятии решения;
5)целесообразность или желанность совершения обмена.
Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами Бывает: денежная и бартерная (товарная).
Условия необходимы для совершения сделки:
Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей.
Рынок продавца – рынок, на котором больше власти имеет продавец, более активными приходиться быть покупателями.
Рынок покупателя – больше власти имеет покупатель, наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам.
2
Маркетинговая деятельность предприятия базируется на следующих принципах:
На потребительском рынке широко известны следующие принципы маркетинга:
1.Потребитель-король
2.Надо стараться производит то, что можно продать, а не стремиться продать то, что можно производить
3.Инженеры создают изделия, а маркетологи создают товар
4.Хороший дизайн
5.Прогнозирование изменение внешней среды
6.Никто не хочет платить за низкое качество, никто не будет платить за лишнее качество
7.Самые бесполезные
затраты – затраты на
8.Изучайте конкурентов, прежде чем они изучили вас.
Цели:
- максимизация потребления
-максимизация удовлетворения потребителей
-предоставление потребителям максимального выбора товаров
-максимизация качества жизни - маркетинг должен обеспечить не только количество, качество, разнообразие и доступность товаров, но так же качество культурной и физической среды обитания людей.
3
Функция маркетинга – это определенный вид деятельности в системе маркетинга, связанный с процессом управления, обменами товаров и услуг.
Все маркетинговые функции можно свести в следующие основные группы:
Проводят изучение спроса на товары и услуги, изучение рынков и конкурентов и анализ ситуации в отдельных отраслях и сферах
Определение и разработки ассортиментной политики, приспособление производимых товаров к нуждам потребителя, контроль за выполнением заказов
Организация распределения товаров, налаживание каналов сбыта, планирование продаж, связь с покупателями..
На ряду с разработанной рекламной концепцией, стимулированием сбыта, большое внимание уделяется формированию положительного образа предприятия.
Определение ценовой политики, установление цен на новый товар, ценообразование на различных типах рынка, проблемы ценообразования.
ТЕМА: АССОРТИМЕНТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Формирование товарного ассортимента фирмы
2. Понятие товарной номенклатуры
3. Новые товары в рыночной экономике.
4. Этапы процесса разработки товаров
5. Жизненный цикл товаров
1
Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой, либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же клиентам, через одни типы торговых заведений или в рамках одного и того же диапазона цен.
На предприятии, производящих различный ассортимент, с каждой группой товаров работает отдел управления. С течением времени, фирма может прийти к решению о расширении своего ассортимента. Достигается это 2 способами:
- наращивание вниз
– цель сдерживать конкурентов,
- наращивание вверх – фирма позиционирует себя в качестве производителя с исчерпывающим ассортиментом
- двустороннее наращивание
– принятие решения о
2. Решение о насыщенности товарного ассортимента.
Расширение будет происходить за счет добавления новых единиц изделий, модификация или изменение ранее произведенных изделий.
2
Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.
Товарную номенклатуру, можно описать с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины, гармоничности.
Широта – общая численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых фирмой.
Насыщенность – общее число составляющих ее отдельных товаров.
Глубина – варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
Гармоничность – степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного пользования, требований к организации производства, каналов распределения или иных показателей.
Эти четыре параметра, характеризующие товарную номенклатуру, помогают фирме определить свою товарную политику (концепцию).
Ассортиментная концепция предприятия – является одним из важнейшим инструментом, с помощью которого фирма работает на рынке.
Ее задача – обеспечение полного соответствия набора выпускаемых и реализуемых товаров нуждам потребителей как по качеству, так и в отношении количественных объемов.
Основные принципы концепции:
3 – 4
Товар бывает новым не сам по себе, а только в отношении к трем базовым элементам: потребность-потребитель-рынок.
Новые товары можно классифицировать с точки зрения маркетинга:
Перед фирмой стоит дилемма: с одной стороны, разрабатывать новые товары необходимо, а с другой — шансов на успех новинок не много. Создателей новых товаров должны тщательно прорабатывать каждую стадию создания новинок. Основные этапы этого процесса представлены на рисунке 1 и описаны ниже.
Рисунок 1 – Основные этапы разработки товара-новинки
Формулировка идей
Разработка нового товара начинается с поиска идей для новинки.
Существует источники идей для создания новинок - потребители (опрос, групповые обсуждения, поступающие письма и жалоб); ученые (изобрести или отыскать новые материалы или свойства, которые приведут к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов существующих товаров); конкуренты; торговый персонал и дилеры фирмы; изобретатели, патентные поверенные, лаборатории университетов и коммерческие лаборатории, консультанты сферы промышленности, консультанты по проблемам управления, рекламные агентства, фирмы маркетинговых исследований, профессиональные ассоциации и отраслевые издания.
Отбор идей
Цель отбора — как можно раньше выявить непригодные идеи.
Разработка замысла и его проверка
Идеи после отбора надо превратить в замыслы товаров.
Идея товара — это общее представление о возможном товаре, который фирма могла бы, по ее мнению, предложить рынку.
Замысел товара — проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями. Образ товара — конкретное представление, сложившееся у потребителей о реально существующем или потенциальном товаре.
Разработка стратегии маркетинга
Изложение стратегии маркетинга состоит из трех частей. В первой части дается описание величины, структуры и поведения целевого рынка, предполагаемого позиционирования товара, а также показателей объема продаж, доли рынка и прибыли на несколько ближайших лет.
Во второй части - даются общие сведения о предполагаемой цене товара, об общем подходе к его распределению и смете расходов на маркетинг в течение первого года.
В третьей части изложения стратегии маркетинга содержатся перспективные цели по показателям сбыта и прибыли, а также долговременный стратегический подход к формированию комплекса маркетинга.
Анализ возможностей производства и сбыта
Необходимо проанализировать намеченные контрольные показатели продаж, издержек и прибыли, чтобы удостовериться в их соответствии целям фирмы. Если результаты анализа окажутся удовлетворительными, можно приступать к этапу непосредственной разработки товара.
Информация о работе Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга