Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий торговли;
2. Исследование этапов формирования ассортимента торгового предприятия;
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты управления ассортиментом……………………...5
1.1 Сущность управления ассортиментом торгового предприятия……...…5
1.2 Этапы формирования ассортимента торгового предприятия………….19
2. Анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Алиев и Ко»……………………………………………………………………………….…..24
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Алиев и ……...……….......24
2.2 Анализ экономических показателей предприятия………………….......26
2.3 Планирование ассортимента товаров на предприятии…………………28
2.4 Контроль, осуществляемый за ассортиментом товаров, на предприятие…………………………………………………………………….......33
3. Разработка путей улучшения управления ассортиментом товаров на предприятии………………………………………………………………………...36
Заключение…………………
Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Ассортиментная политика торгового предприятия - это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности [10].
Ассортиментная политика
торгового предприятия имеет
комплексный характер. Игнорирование
одного из направлений деятельности
может свести к нулю все остальные
усилия. Ассортиментная политика, проводимая
розничной торговой организацией, не
должна иметь застойных тенденций.
Расширение и упорядочение ассортимента
товаров необходимо перевести под
пристальное внимание коммерческих
работников. Расширение ассортимента
подразумевает внедрение в
В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.
В розничной торговле рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который объединяет номенклатуру товаров нескольких отраслей. Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.
Формирование товарного
ассортимента является одновременно и
средством и методом управления
ассортиментом. С целью достижения
максимальной прибыли при полном
удовлетворении потребностей покупателей
коммерческие работники розничной
торговли потребительской кооперации
обязаны учитывать множество
общих и специфических
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
1. Определение текущих
и перспективных потребностей
покупателей, анализ способов
использования данного товара
и особенностей
2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
3. Критическая оценка торговым предприятием товара, в том же ассортименте, что и в п.п. 1 и 2, но уже с позиции покупателя.
4. Решение вопросов, какие
товары следует добавить в
ассортимент, а какие
5. Рассмотрение предложений
о закупке новых позиций
6. Оценка и пересмотр всего ассортимента товара.
Система управления ассортиментом и качеством товаров входит в качестве органической части в комплексную систему управления коммерческой деятельностью предприятия (СУАК). СУАК включает функциональные подсистемы: организацию планирования (прогнозирование) и исполнение, контроль и координацию, каждая из которых состоит из ряда элементов [20].
Подсистема организации
СУАК включает: организацию информационного
обеспечения, организацию методической
помощи розничным торговым предприятиям
и изучении требований потребителей,
организацию повышения
Для реализации элементов подсистемы планирования СУАК существенную роль играет организация информационного обеспечения, которое осуществляется посредством создания информационных потоков вторичных и первичных данных и процессе проведения маркетинговых исследований. Значимость этого элемента подсистемы организации обусловлена тем, что от качества, своевременности, достоверности, полноты и репрезентативности информации зависит обоснованность маркетинговых действий и решений.
Второй элемент подсистемы – это организация методической помощи розничным торговым предприятиям в изучении требований потребителей к ассортименту и качеству товаров народного потребления. Необходимость этого элемента объясняется обеспечением единого подхода к изучению требований потребителей к ассортименту и качеству товаров народного потребления во всех звеньях торговли. Его реализация осуществляется посредством проведения соответствующих совещаний:
- во время проведения
посещения розничной торговой
сети товароведами-
- во время проведения выставок-продаж, выставок-просмотров, покупательских конференций [32].
Для реализации маркетинговых
действий в области повышения
качества товаров особое значение в
настоящее время имеет
К функциям служб ассортимента и качества торговых предприятий относятся:
- изучение и прогнозирование
потребностей покупателей в
- участие в разработке
проектов производственных
- согласование с
- участие в аттестации
продукции, контроль ее
Важным элементом подсистемы организации СУАК является организация пробных продаж, которая должна осуществляться совместными усилиями промышленности, оптовой и розничной торговли и стать неотъемлемой частью программы внедрения новой продукции на рынок. Только пробная продажа нового товара может дать ответы на следующие вопросы:
- нужен ли данный товар потребителю?
- насколько свойства товара
соответствуют требованиям
- каков потенциальный объем его продажи, а следовательно, необходимые объемы его производства?
- какие условия будут способствовать его успешному внедрению на рынок?
Пробная продажа позволяет
оценивать различные элементы маркетинговой
деятельности, осуществляемые в процессе
ее организации: оптимальные размеры
фасовки, упаковку, уровень цен, оптимальный
объем рекламы, эффективность ее
методов и методов
Заключительным элементом организационного обеспечения СУАК является организация правовой и претензионной работы. На современном этапе, в условиях расширения самостоятельности предприятий, перевода их на самофинансирование и хозяйственный расчет, расширения хозяйственных связей с отечественными и зарубежными партнерами, значимость данного элемента возрастает, поскольку он, так же как и другие подсистемы организации, участвует в обеспечении эффективности СУАК.
Элементы подсистемы организации СУАК являются обеспечивающими для системы планирования(прогнозирования) [10].
Данная подсистема состоит из следующих элементов:
- изучение внешних и
внутренних условий
- определение целей;
- разработка и осуществление маркетинговых мероприятий;
- составление сметы расходов.
Поскольку внешняя среда
находится в постоянном движении,
а она является определяющей при
выработке соответствующей
- создания гибких
- повышение квалификации кадров, их обучения, переподготовки и перестановки (перераспределения функциональных обязанностей);
- внесение изменений в
систему маркетинговой
Изучение внутренних и
внешних условий позволяет
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- изучение мотивации покупок
и закономерностей поведения
покупателей на рынке для
- изучение реакции рынка
на новый товар для
- определение направлений воздействия на производителей товаров.
Третий элемент данной
подсистемы - разработка и осуществление
маркетинговых действий. Такими действиями,
обеспечивающими реализацию подсистемы
планирования системы управления ассортиментом
и качеством товаров в
- формирование текущей
и перспективной политики
- участие в формировании
ассортиментной политики
- формирование обоснованных
заявок и заказов на
- закупка товаров с
учетом их потребительских
- формирование торгового ассортимента с обеспечением приоритета потребителя;
- изыскание дополнительных товарных ресурсов;
- интеграции торговой и производственной политики через участие в разработке ассортиментных концепций.
Реализация перечисленных
мероприятий возможна на основе выполнения
следующих исследований по управлению
ассортиментом и качеством
- определения текущих и перспективных потребностей населения;
- изучения требований потребителей к ассортименту и качеству товаров;
- изучения мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке;
- исследование сегментации
рынка и типологии
- изучения потребительских
характеристик и
- изучения жизненного цикла изделий;
- изучения стандартов качества;
- изучения товарных запасов;
- исследования дефектной
продукции, отбракованной в
- изучения реакции рынка на новый товар;
- анализа информации о
качестве и ассортименте
Одним из важнейших мероприятий
является формирование текущей и
перспективной политики торгового
предприятия в области
Другим важным мероприятием, осуществляемым в ходе реализации подсистемы планирования и исполнения в рамках СУАК, является участие торговых предприятий в формировании ассортиментной политики товаропроизводителей с ориентацией на рынок и с учетом жизненного цикла изделий. Это участие обеспечивается через:
- работу в комиссиях
и художественно-технических
- рассмотрение и утверждение образцов-эталонов;
- работу по обновлению ассортимента товаров с учетом требований потребителей;
- работу на постоянно действующих выставках товаров народного потребления.
Выполнению этих действий должны предшествовать такие исследования, как:
- изучение жизненного цикла изделий;
Информация о работе Теоретические аспекты управления ассортиментом