Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:34, курсовая работа
Мировая практика продвижения потребительских товаров и услуг на рынок способствовала осознанию экономистами выгодности создания в умах покупателей определенного образа приобретаемого ими продукта. Было замечено, что наиболее удачливыми игроками на рынке являются не те компании, которые основой успеха считают качественные характеристики товара и отрицают или недооценивают положительное влияние маркетинговых приемов на рост спроса, но и не компании, делающие упор на непрерывное, массированное рекламное давление, считая, что известность продукта станет гарантией его качества в глазах потребителя.
Гораздо более уверенно ощущали себя компании, равномерно распределявшие свои силы сразу на нескольких направлениях: производстве товара, удовлетворяющего запросам покупателей; его позиционировании и рекламе, указывающей не только на осязаемые отличительные особенности товара, но и на престижность обладания им; проведении специальных акций, подогревающих интерес к производимому товару.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 4
1.1. Подходы к определению понятия «конкурентоспособность» 4
1.2. Оценка конкурентоспособности предприятия 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Далее необходимо распределить приведенные показатели по группам, которые используются для расчета интегральных показателей КП и КД. Выделим следующие группы показателей:
1. Потребительский эффект (4 показателя);
2. Цена продукции (1 показатель);
3. Текущая эффективность деятельности, в том числе:
3.1. Удовлетворенность контрагентов (4 показателя);
3.2. Эффективность использования ресурсов (4 показателя);
3.3. Эффективность организации потоков и процессов (3 показателя);
4. Адаптивность предприятия, в том числе:
4.1. Возможность ухода с рынка (1 показатель);
4.2. Устойчивость и способность реагировать на колебания среды (4 показателя).
Итоговое значение по каждой группе рассчитывается как средняя арифметическая величина, так как нами принято допущение о равной значимости всех частных показателей. Результаты расчетов представлены в табл. 8.
Таблица 8 – Результаты расчетов вспомогательных показателей конкурентоспособности
Х |
Лидер |
Относительные значения показателей | ||||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
И | |||
1. Потребительский эффект |
0.750 |
0.800 |
0.433 |
0.638 |
0.710 |
0.600 |
0.525 |
0.825 |
0.675 |
0.625 |
Качество продукции. в баллах |
0.800 |
0.900 |
0.630 |
0.600 |
0.900 |
0.500 |
0.800 |
0.600 |
0.400 |
0.900 |
Дизайн продукции. в баллах |
0.900 |
0.600 |
0.300 |
0.650 |
0.500 |
0.700 |
0.400 |
1.000 |
0.900 |
0.600 |
Эргономичность продукции. в баллах |
0.700 |
0.700 |
0.200 |
0.800 |
0.600 |
0.500 |
0.400 |
0.800 |
0.900 |
0.700 |
Надежность продукции. в баллах |
0.600 |
1.000 |
0.600 |
0.500 |
0.840 |
0.700 |
0.500 |
0.900 |
0.500 |
0.300 |
2. Цена продукции. тыс.руб. |
1.131 |
1.000 |
1.120 |
0.980 |
1.090 |
1.140 |
0.950 |
1.090 |
0.990 |
1.070 |
3. Текущая эффективность деятельн |
0.670 |
0.951 |
0.496 |
0.659 |
0.743 |
0.659 |
0.575 |
0.910 |
0.569 |
0.603 |
3.1. Удовлетворенность контрагентов |
0.558 |
0.950 |
0.350 |
0.683 |
0.698 |
0.638 |
0.538 |
0.905 |
0.435 |
0.738 |
Дивиденды. % |
0.029 |
1.000 |
0.000 |
0.580 |
0.420 |
0.250 |
0.000 |
0.920 |
0.000 |
1.080 |
Кредитная история. в баллах |
0.930 |
1.000 |
0.500 |
0.800 |
0.900 |
0.960 |
0.970 |
0.850 |
0.700 |
0.970 |
Количество постоянных поставщиков |
0.500 |
1.000 |
0.200 |
0.500 |
0.700 |
0.600 |
0.540 |
0.900 |
0.300 |
0.200 |
Коэффициент постоянства кадров |
0.772 |
0.800 |
0.700 |
0.850 |
0.770 |
0.740 |
0.640 |
0.950 |
0.740 |
0.700 |
3.2. Эффективность использования ре |
0.581 |
0.903 |
0.518 |
0.568 |
0.783 |
0.665 |
0.515 |
0.995 |
0.620 |
0.428 |
Рентабельность капитала. % |
0.016 |
1.000 |
0.200 |
0.300 |
0.810 |
0.580 |
0.100 |
1.400 |
0.480 |
0.000 |
Коэффициент годности основных фондов |
0.610 |
0.700 |
0.460 |
0.600 |
0.730 |
0.580 |
0.600 |
0.780 |
0.550 |
0.370 |
Коэффициент использования материалов |
0.860 |
0.910 |
0.720 |
0.820 |
0.710 |
0.710 |
0.670 |
0.870 |
0.730 |
0.750 |
Годовая выработка рабочего. т. р. |
0.839 |
1.000 |
0.690 |
0.550 |
0.880 |
0.790 |
0.690 |
0.930 |
0.720 |
0.590 |
3.3. Эффективность организации |
0.872 |
1.000 |
0.620 |
0.727 |
0.750 |
0.673 |
0.673 |
0.830 |
0.653 |
0.643 |
Коэффициент оборачиваемости запасов готовой продукции |
1.014 |
1.000 |
0.570 |
0.700 |
0.710 |
0.640 |
0.710 |
0.870 |
0.630 |
0.700 |
Коэффициент оборачиваемости запасов материалов |
0.857 |
1.000 |
0.860 |
0.680 |
0.760 |
0.810 |
0.530 |
0.930 |
0.770 |
0.450 |
Коэффициент оборачиваемости запасов НЗП |
0.744 |
1.000 |
0.430 |
0.800 |
0.780 |
0.570 |
0.780 |
0.690 |
0.560 |
0.780 |
4. Адаптивность предприятия, в том числе |
0.821 |
0.525 |
0.720 |
0.424 |
0.684 |
0.714 |
0.665 |
0.648 |
0.606 |
0.613 |
4.1. Универсальность оборудования. в баллах |
1.000 |
0.400 |
0.800 |
0.350 |
0.700 |
0.750 |
0.700 |
0.570 |
0.700 |
0.700 |
4.2.Устойчивость и |
0.642 |
0.650 |
0.640 |
0.498 |
0.668 |
0.678 |
0.630 |
0.725 |
0.513 |
0.525 |
Скорость фиксации изменений внешней среды. в баллах |
0.665 |
0.700 |
0.300 |
0.640 |
0.490 |
0.390 |
0.600 |
0.600 |
0.440 |
0.600 |
Скорость реакции на изменения внешней среды. в баллах |
0.694 |
0.500 |
0.860 |
0.650 |
0.800 |
0.850 |
0.900 |
0.600 |
0.560 |
0.800 |
Возможности реакции на благоприятные изменения. в баллах |
0.570 |
0.900 |
0.700 |
0.330 |
0.650 |
0.680 |
0.520 |
0.800 |
0.580 |
0.500 |
Возможности реакции на неблагоприятные изменения. в баллах |
0.640 |
0.500 |
0.700 |
0.370 |
0.730 |
0.790 |
0.500 |
0.900 |
0.470 |
0.200 |
Следующим шагом является расчет интегральных показателей конкурентоспособности продукции КП в соответствии с формулой:
где Эi – показатель потребительского эффекта; Vi – коэффициент весомости; Ц – цена продукции.
И конкурентоспособности деятельности КД в соответствии с формулой:
КД = ТЭ*VТЭ + А*VА ,
где ТЭ – показатель текущей эффективности деятельности; VТЭ – коэффициент весомости показателя текущей эффективности деятельности; А – показатель адаптивности предприятия; VА – коэффициент весомости показателя адаптивности.
И собственно конкурентоспособности предприятия К (в соответствии с формулой:
где КП – интегральный показатель конкурентоспособности продукции; КД – интегральный показатель конкурентоспособности деятельности.
Результаты расчетов представлены в табл. 9.
Таблица 9 – Результаты расчетов интегральных показателей конкурентоспособности
Показатель |
Х |
Лидер |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
И |
Потребительский эффект |
0.750 |
0.800 |
0.433 |
0.638 |
0.710 |
0.600 |
0.525 |
0.825 |
0.675 |
0.625 |
Цена продукции |
1.131 |
1.000 |
1.120 |
0.980 |
1.090 |
1.140 |
0.950 |
1.090 |
0.990 |
1.070 |
Конкурентоспособность продукции КП |
0.663 |
0.800 |
0.386 |
0.651 |
0.651 |
0.526 |
0.553 |
0.757 |
0.682 |
0.584 |
Текущая эффективность деятельности |
0.670 |
0.951 |
0.496 |
0.659 |
0.743 |
0.659 |
0.575 |
0.910 |
0.569 |
0.603 |
Адаптивность предприятия |
0.821 |
0.525 |
0.720 |
0.424 |
0.684 |
0.714 |
0.665 |
0.648 |
0.606 |
0.613 |
Конкурентоспособность деятельности КД |
0.746 |
0.738 |
0.608 |
0.541 |
0.714 |
0.686 |
0.620 |
0.779 |
0.588 |
0.608 |
Конкурентоспособность предприятия К |
0.495 |
0.590 |
0.235 |
0.352 |
0.465 |
0.361 |
0.343 |
0.589 |
0.401 |
0.355 |
Проанализируем рассчитанные показатели конкурентоспособности продукции с использованием графической методики построения многоугольников конкурентоспособности продукции (рис. 1). Для этого показатель, характеризующий стоимостное конкурентное преимущество (цена продукции) необходимо модифицировать, так как чем цена выше, тем хуже с точки зрения конкурентоспособности продукции. Следовательно, необходимо использовать показатель, обратный рассчитанному (преобразование представлено в табл. 10).
Таблица 10 – Расчет стоимостного показателя многоугольника конкурентоспособности
Показатель |
Х |
Лидер |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
И |
Относительная цена продукции |
1.131 |
1.000 |
1.120 |
0.980 |
1.090 |
1.140 |
0.950 |
1.090 |
0.990 |
1.070 |
Характеристика "цена" для многоугольника конкурентоспособности |
0.884 |
1.000 |
0.893 |
1.020 |
0.917 |
0.877 |
1.053 |
0.917 |
1.010 |
0.935 |
Рисунок 1 – Многоугольники конкурентоспособности товаров
Следует отметить, что на рис. 3 представлен достаточно сложный для анализа материал, тем не менее очевиден ряд выводов:
- в отрасли достаточно
- из десяти конкурентов только один (Товар А) ни по одной позиции не превосходит исследуемое Товар Х;
- ни одно предприятие отрасли не превосходит Товар Х по всем позициям одновременно;
- Товар Х не является ни лучшим, ни худшим в отрасли ни по одной из позиций.
Следовательно, может быть сделан вывод, что по конкурентоспособности продукции Товар Х занимает средние позиции в высококонкурентной отрасли.
Для более подробного анализа целесообразно провести попарное сравнение многоугольника Товара Х с многоугольниками конкурентов, а также обозначить на осях условно идеальный товар, соединив между собой максимальные по отрасли значения показателей (рис. 2).
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о напряженности конкуренции в отрасли и выделить основные направления совершенствования продукции предприятия Х. Очевидно, что наиболее существенный провал наблюдается по показателю надежности продукции – в данной области должны быть приложены максимальные усилия по совершенствованию товара. Также следует уделить внимание повышению эргономичности товара. Однако в случае специфичности рынка (это должно быть обосновано дополнительными исследованиями), возможна рекомендация по наращиванию основного конкурентного преимущества – дизайна продукции и захвата лидерских позиций по этому направлению. При отсутствии дополнительной маркетинговой информации в первую очередь следует руководствоваться соображениями ликвидации недостатков.
Рисунок 2 – Многоугольник конкурентоспособности условно идеального товара
Проанализируем соотношение проявленной и потенциальной конкурентоспособности для предприятий отрасли. Для этого сведем в табл. 13 данные по показателям проявленной конкурентоспособности (ПрК) и адаптивности (А). В данном случае характеристика адаптивности предприятия является носителем его потенциальной конкурентоспособности.
Очевидно, что все предприятия отрасли находятся в достаточно устойчивом состоянии, обладая запасом адаптивности. Два предприятия (лидер и Товар Б) могут быть отнесены к зоне напряженного внимания, так как характеризуются близкими значениями показателей проявленной конкурентоспособности и адаптивности. Все остальные предприятия, в том числе и исследуемое Товар Х, характеризуются существенным потенциалом и могут быть отнесены к зоне относительной устойчивости.
Таблица 11 – Соотношение проявленной и потенциальной конкурентоспособности
Показатель |
Х |
Лидер |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
И |
ПрК |
0.378 |
0.437 |
0.342 |
0.368 |
0.368 |
0.353 |
0.361 |
0.405 |
0.343 |
0.333 |
Адаптивность А |
0.821 |
0.525 |
0.720 |
0.424 |
0.684 |
0.714 |
0.665 |
0.648 |
0.606 |
0.613 |
Абсолютное отклонение А от ПрК |
0.443 |
0.088 |
0.378 |
0.056 |
0.316 |
0.360 |
0.304 |
0.243 |
0.263 |
0.279 |
Относительное отклонение А от ПрК, % |
117.42% |
20.23% |
110.73% |
15.15% |
85.97% |
102.00% |
84.04% |
59.88% |
76.58% |
83.75% |
Если Товар Х устраивает текущее рыночное положение, то достаточно в штатном режиме вести свою деятельность, мониторинг окружающей рыночной среды и контролировать конкурентов. В случае необходимости усиления позиций предприятию Х следует максимальные усилия сосредоточить на текущей конкурентной борьбе и повышении своей проявленной конкурентоспособности, так как определенным запасом прочности по адаптивности оно уже обладает (максимальный показатель адаптивности по отрасли).
Однако, следует проявлять осторожность и осмотрительность, так как почти все представители рынка также в высокой степени адаптивны. На руку предприятию Х играет тот факт, что предприятие-лидер обладает относительно меньшими возможностями по приспособлению к меняющимся условиям среды. Следует внимательно изучить слабые места лидера, а затем пристально следить за динамикой конъюнктуры и, в случае соответствующих изменений, быстро реагировать, используя свое преимущество в адаптивности, с тем, чтобы потеснить лидера с занятых позиций.
На следующем этапе анализа конкурентоспособности ранжируем предприятия отрасли по значению показателя К, а также разделим их на группы по сбалансированности составляющих конкурентоспособности предприятия (КП и КД). Сведем результаты в табл. 12.
Таблица 12 – Оценка сбалансированности составляющих конкурентоспособности
Ранг |
Предприятие |
К |
КП |
КД |
Отклонение КП от КД |
Сбалансированность КП и КД | |
абсолютное |
относительное, % | ||||||
1 |
Лидер |
0.590 |
0.800 |
0.738 |
0.062 |
8% |
|
2 |
Товар Х |
0.589 |
0.757 |
0.779 |
-0.022 |
-3% |
КП < КД |
3 |
Товар Е |
0.495 |
0.663 |
0.746 |
-0.082 |
-11% |
КП < КД |
4 |
Товар В |
0.465 |
0.651 |
0.714 |
-0.062 |
-9% |
КП < КД |
5 |
Товар Ж |
0.401 |
0.682 |
0.588 |
0.094 |
16% |
КП > КД |
6 |
Товар Б |
0.361 |
0.526 |
0.686 |
-0.160 |
-23% |
КП < КД |
7 |
Товар Г |
0.355 |
0.584 |
0.608 |
-0.024 |
-4% |
КП < КД |
8 |
Товар И |
0.352 |
0.651 |
0.541 |
0.109 |
20% |
КП > КД |
9 |
Товар Д |
0.343 |
0.553 |
0.620 |
-0.068 |
-11% |
КП < КД |
10 |
Товар А |
0.235 |
0.386 |
0.608 |
-0.222 |
-36% |
КП < КД |
Информация о работе Теоретические основы конкурентоспособности, понятия, оценка, анализ