Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является установление связи между стилем
руководства, эффективного производства, как в теоретическом плане, так и в
практике управления на примере деятельности руководителя – среднего звена одного из отделов компании «Уралсвязьинформ».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Изучение теории стилей руководства.
2. Характеристика принципиально новых менеджеров – лидеров.
3. Определение результатов практического применения стиля руководства и
его приближенности к новым тенденциям..
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория стилей руководства…………………………………………….6
1.1 Понятие и структура стилей руководства…………………………………..6
1.2 Классификация стилей………………………………………………………10
Глава 2. Современные менеджеры лидеры и анализ системы управления персоналом на примере компании ОАО «Уралсвязьинформ»……………….25
2.1. Современные менеджеры-лидеры………………………………………….25
2.2 Характеристика предприятия ОАО «Уралсвязьинформ»…………………29
2.3 Анализ стиля управления одного из руководителей компании «Уралсвязьинформ»……………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………………… 40
изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное
воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень
профессиональной и политической подготовки, особенности характера и
темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно
относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать
атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию.
Следовательно, в стиле руководства выделяют, с одной стороны, его
общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств,
нравственности, характера, темперамента и пр.;
технология управления, функции руководителя;
производства, форма организации труда, обеспеченность материальными
ресурсами и т. п.;
подготовленности,
характер сложившихся в нем
и ценности.4
Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он
непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и
непосредственно на подчиненных.
Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную
комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная
личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является
творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при
этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и
обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное
содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем
отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом
определяет результаты
деятельности всей системы.
1.2 Классификация стилей.
Классификация (лат. Classic- разряд, facere- делать) особый случай
применения логической операции деления объёма понятия, представляющий собой некоторую совокупность деления (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.). Классификация предназначена для постоянного
использования в какой-либо науке или области практической деятельности,
обычно в качестве
оснований деления в
существенные для данных предметов.5
Обилие
классификаций стиля
сложности этого социального явления.
Ученые применили три подхода к определению эффективного стиля
лидерства:
известной так же под названием теории великих людей, лучшие из
руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств,
и если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться
воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.
Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания,
впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность,
социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в
себе.
решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные
факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер
задания, требования и воздействия среды. Главной идеей ситуационного
подхода было предположение, что поведение руководителя должно быть разным в различных ситуациях.
руководства. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность
определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой
поведения по отношению к подчинённым.6
В
поведенческом подходе
руководства:
1. Первое – характеризуется минимальной степенью, до которой руководитель
делегирует
своим подчинённым свои
любой ценой не оказывая никакого или минимум доверия сотрудникам.
2. Второе –
определяется стремлением
деловой
доверительной обстановки в
В рамках поведенческого подхода ученые-психологи выявляли различные типы руководства:
приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным
решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни
коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.7
Руководитель, придерживающийся этого стиля, догматичен, непременно
жаждет подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не
прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчинённых и
жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его
указаниям делать, что велено. Если и проводятся совещания, то лишь для
соблюдения формальности, ибо решения у руководителя готовы ещё до
совещания.
Критику не выносит и не признает своих ошибок, однако сам любит
покритиковать. Придерживается того мнения, что административные взыскания –
лучший способ воздействия на подчинённых в целях достижения высоких
трудовых показателей. Работает много, заставляет работать и других, в том
числе и во внеурочное время.
В целом для руководителя – автократа характерен недостаток уважения к
окружающим.
предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их таким видам деятельности, как
постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, создание
необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их
усилий, уважение к людям и забота об их потребностях, поощрение инициативы
и творческой активности, забота об информированности подчинённых, умение
считаться с мнениями и советами подчинённых.8
Руководитель
демократического стиля во
занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя
подчинённым решать все остальные. Он старается чаще советоваться с ними и
прислушиваться к мнению коллег, не подчёркивает своего превосходства и
разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за
собственные решения, ни за ошибки исполнителей. Руководитель
демократического стиля полагает своим долгом постоянно и обстоятельно, с
полной откровенностью информировать подчинённых о состоянии дел и
перспективах развития коллектива. При такой системе общения намного легче
мобилизировать подчинённых на реализацию поставленных перед ними задач,
воспитывать у них чувство подлинных хозяев.
Руководитель – демократ ориентируется на возможности подчинённого, на
его естественное стремление к самовыражению посредством реализации своего
интеллектуального и профессионального потенциала.
отсутствием размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание
указаний сверху, нежелание принимать на себя ответственность за решения и
за последствия, когда они неблагоприятны, осторожность в делах, решениях,
неуверенность в соей компетентности и в своём положении,
непоследовательность в действиях, легко поддаётся влиянию окружающих,
склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, во взаимоотношениях с
подчинёнными вежлив и доброжелателен, помогает в решении их проблем.9
Пользующийся этим стилем руководитель мало вмешивается в дела
подчинённых и вообще не проявляет особой активности, выступает в основном в
роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами. Как правило, он
непоследователен в действиях, легко поддаётся влиянию окружающих, может без
серьезных оснований отменить ранее принятое решение. Руководитель – либерал
готов выслушивать критику и соображения, но большей частью оказывается
несостоятельным реализовать подсказываемые ему дельные мысли. Подчинённые, располагая большой свободой действий, пользуются этим по своему усмотрению, сами ставят задачи и выбирают способы их решений. В результате перспективы выполнения работы оказываются в большой зависимости от интересов и настроения самих работников.
2. Другой ученый, Дуглас Мак Грегор, создает теорию «X» и «Y». Предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам Мак Грегор называет теорий «Х», а предпосылки демократического стиля - теорией «У».