Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:55, реферат
Поэтому главной целью данной работы является рассмотрение того, как действующее законодательство регулирует отношения, связанные с использованием товарных знаков. Исходя из этой цели можно поставить следующие задачи:
- раскрыть понятие товарного знака, установить его признаки; - рассмотреть виды товарных знаков;
- уточнить вопросы, касающиеся использования товарных знаков; - перечислить основные способы защиты прав на товарный знак; - коснуться проблем использования товарных знаков в европейских странах; -предложить пути повышения эффективности защиты прав владельцев товарных знаков;
Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Чаще всего такие знаки представляют собой сочетание рисунка и слова, рисунка и букв, слов и цифр и т.д. Желательно, чтобы словесная и изобразительная части образовывали единое целое, связывались композиционно и сюжетно. Одним из самых распространенных видов комбинированных товарных знаков являются разнообразные этикетки, в которых, как правило, сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом решении.
Помимо приведенных видов товарных знаков, законодательство допускает к регистрации и другие обозначения товаров и услуг, в частности звуковые, световые, обонятельные и иные обозначения. В настоящее время подобные иностранные знаки регистрируются в основном на имя иностранных пользователей, так как в отечественной практике они распространения не получили.
Наряду с подразделением товарных знаков по форме их выражения они делятся по иным основаниям. Так, в зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, следует различать индивидуальные и коллективные товарные знаки. Индивидуальный товарный знак - это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического и физического лица. Коллективный товарный знак - это товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для выпускаемого или реализуемого ими вида товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Правовой режим коллективных товарных знаков имеет ряд особенностей.
1. Такой товарный
знак может принадлежать
2. Субъектом
пользования коллективным
3. Предприятия-участники
объединения могут
4. Товары, которые
будут обозначаться этим
5. Объединение обладает правом контроля за использованием товарного знака.
Указанные выше
условия использования
Коллективный
товарный знак следует отличать от
товарных знаков, которые находятся
в совместном владении нескольких юридических
и физических лиц. Российское законодательство
не допускает возможности
По степени известности товарные знаки подразделяются на общеизвестные и обычные. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, зарегистрированные в Патентном ведомстве. (допечатать)
Таким образом, в зависимости от признака классификации товарные знаки могут разделяться:
Использование товарного знака.
Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя товарный знак, приобретают право использовать их на всей территории РФ. Данное право действует в течении 10 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Срок охраны может быть сколь угодно длительным, поскольку действие свидетельства на товарный знак может неоднократно продлеваться.
Заявление о продлении
срока охраны, каждый раз на десять
лет, должно быть подано обладателем
свидетельства в течении
Заявление вместе с приложенными к нему документами (подлинник свидетельства, документ об уплате пошлины) рассматривается в течении трех месяцев с даты поступления в Патентное ведомство. Сведения о продлении срока действия регистрации вносятся в соответствующие Государственные реестры и свидетельства, а также публикуются для всеобщего сведения в официальном бюллетене Патентного ведомства.
Сущность права на пользование товарным знаком состоит в возможности их неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых ими товаров. Использование товарного знака считается прежде всего применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован и (или) на их упаковке. Лицом, применяющим товарный знак может быть как сам его владелец, так и лицо, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. При наличии уважительных причин неиспользование товарного знака в такой форме использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ.
Использование товарного знака рассматривается законом не только как право, но и как обязанность его владельца. Хотя в Законе РФ о товарных знаках это прямо не подчеркивается (в отличие от Положения о товарных знаках 1974 г.), анализ его норм позволяет сделать такой вывод. В частности п.3 ст.22 Закона РФ о товарных знаках предусматривает возможность досрочного прекращения действия регистрации товарного знака, которое может быть полным или частичным. Данный вопрос решается Высшей патентной палатой РФ (в настоящее время - судом) по заявлению любого заинтересованного юридического или физического лица. Основанием для этого может быть неиспользование товарного знака непрерывно в течении пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче такого заявления.
При решении вопроса о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака в связи с его использованием могут быть приняты во внимание представленные владельцем товарного знака доказательства того, что товарный знак не использовался по не зависящим от него причинам. Например, из-за стихийного бедствия, отсутствия необходимого сырья. Изменения профиля деятельности предприятия и т.п.
Достаточно сложным
Качественная сторона вопроса об объеме использования товарного знака обычно связывается с оценкой соответствия перечня товаров, для обозначения которых товарный знак фактически применяется. Согласно общему правилу, эти перечни должны совпадать друг с другом. На практике , однако, от этого встречаются отступления двоякого рода. С одной стороны, товарным знаком могут обозначатся товары, не указанные в перечне при регистрации. Такое применение товарного знака считается неправомерным и , соответственно, не учитывается как исполнение обязанности по применению товарного знака. Но иногда возникает ситуация. Когда товарный знак используется для обозначения товаров, формально не указанных в перечне. Но охватываемых одним из терминов регистрационного перечня как родовым понятием. С другой стороны, товарный знак часто фактически используется для обозначения более узкого круга товаров, чем ото указано при регистрации. Данное обстоятельство может послужить основанием для сужения объема охраны товарного знака путем исключения из перечня товаров тех объектов, которые фактически не производятся владельцем товарного знака и (или) по каким то причинам не маркируются товарным знаком.
При использовании товарного знака его обладатели могут проставлять с указанным обозначением предупредительную маркировку. Она указывает на то , что данное обозначение является товарным знаком. Эта маркировка выполняет как рекламно-информационную так и патентно-правовую функции. С одной стороны она позволяет особым образом выделить товарный знак среди других видов обозначения товара (символы управления, эксплуатации, хранения, транспортировки и т.п.). Благодаря такому «обособлению» внимания покупателей обращается на особую природу знака, побуждая их к выяснению содержания данной маркировки и способствует тем самым ее лучшему запоминанию. Предупредительная маркировка свидетельствует о наличии исключительных прав на товарный знак и тем самым подтверждает его определенную оригинальность. Кроме того, применение данной маркировки является дополнительным рекламным средством и собственно товарного знака и маркируемых им товаров, что способствует повышению престижа фирмы в глазах потребителей ее продукции.
С другой стороны, благодаря
предупредительной маркировке становится
возможным оперативное
Действующее законодательство не содержит специальных норм, регламентирующих нанесение предупредительной маркировки. Она наносится исключительно по усмотрению владельца прав на товарный знак и в любой момент может быть снята. Владелец товарного знака сам избирает вид и форму предупредительной маркировки. Например, она может представлять собой прямое указание на то, что соответствующее обозначение является зарегистрированным товарным знаком, т.е. содержать слова «зарегистрированный товарный знак» или просто «товарный знак». Данное уведомление может содержать указание на название страны регистрации, номер свидетельства или иного охранного документа, дату регистрации и т.п.
Предупредительная маркировка может быть выражена и в виде сокращенного обозначения:
ä - (Not Yet Approved) - еще не утверждено, т.е. незарегистрированная торговая марка.
â - (Registered TM Approved) - зарегистрированная торговая марка.
Предупредительная маркировка также может быть в виде специальной изобразительной отметки в виде звездочки с последующей расшифровкой в тексте или в сноске.
Использование
предупредительной маркировки должно
быть добросовестным. Проставление указанной
маркировки в тех случаях, когда
соответствующее обозначение не
зарегистрировано в Патентном ведомстве,
рассматривается как
Итак, право на товарный знак действует в течении 10 лет и может неоднократно продлеваться. Использование товарного знака является не только правом, но и обязанностью его владельца. При использовании товарного знака их обладатели могут проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку. Она выделяет товарный знак среди других обозначений и облегчает защиту прав на товарный знак в случае их нарушения.
Защита прав на товарный знак.
За неправомерное использование товарного знака или сходного с товарным знаком обозначения взимается пошлина. Действия, наносящие или способные нанести ущерб владельцу товарного знака, влекут за собой гражданско-правовую и (или) уголовную ответственность.
Согласно п.2 ст.4 Закона РФ о товарных знаках, нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, предложение к продаже, продажа или иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначение, сходное с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.
Защита прав на товарный знак осуществляется в основном в юрисдикционной форме в рамках административной, гражданской и уголовно-правовой процедур. Понятие «юрисдикционная форма» означает, что лицо, права которого нарушены, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.