Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:27, курсовая работа
Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре. Дадим определения этим понятиям.
Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и по¬терь и облегчающих процесс транспортирования, хранения и ре¬ализации продукции. Тара является элементом упаковки, пред¬ставляющим собой изделие для размещения продукции. В про¬цессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без него.
Введение……………………………………………………………………………..2
I. СОЗДАНИЕ УПАКОВКИ ТОВАРА……………………………………………3
1.Сотрудничество дизайнера и маркетолога……………………………………3
2.Этапы работы маркетолога над созданием упаковки продукта……………7
3.Основные критерии оценки вариантов упаковки………………………….15
4.Информация на упаковке………………………………………………………19
5.Соответствие принципу концентрации внимания……………………….....20
6.Анализ цветовых решений упаковки…………………………………………20
7.Возможность внесения изменений в дизайн упаковки……………………..22
II. МЕТОДЫ РАБОТЫ С УПАКОВКОЙ………………………………………22
1. Упаковка подобна красивой одежде………………………………………….23
2. Орнамент - понятный и однозначный символ……………………………...23
3. Дополнительная защита……………………………………………………….24
4. Закрепление на местных и этнических рынках…………………………….24
5. Изыски не для эконом - класса………………………………………………..25
6. Декор и форма в борьбе на полках…………………………………………...25
РЕЗЮМЕ……………………………………………………………………………29
ЛИТЕНРАТУРА…………………………………………………………………...30
Упаковка – это
носитель закодированной
В целом, задачи
дизайна должны соотноситься
с общей стратегией
Основные стратегии при проектировании упаковки.
Стратегия |
Цели |
Задачи при проектировании упаковки | |
1. |
Прямой вызов |
Уверенно заявить о себе как о лучшей (или достойной) альтернативе лидерам. Прямой вызов конкурентам и их самым сильным маркам. |
Выявление сильных сторон
дизайна лидирующих марок конкурентов
и совершенствование |
2. |
Имитация |
Достижение максимальной схожести с лидером. |
Использование аналогичных конкурентам приемов дизайна, проверенных дизайнерских решений |
3. |
Наступление |
Атака более слабых позиций конкурентов и вытеснение слабых противников. |
Выделение марок и корпоративного
блока с помощью |
4. |
Инфильтрация |
Использование ошибок и упущений конкурентов. |
Выделение и демонстрация преимуществ упаковки собственного продукта на фоне неудачных дизайнерских решений конкурентов.Заполнение пустующих мест в продуктовой линии (размер, форма, характер использования упаковки). |
5. |
Оборона |
Укрепление позиций |
Устранение ошибок, недоработок в дизайне, укрепление корпоративного блока. |
После того, как стратегия
определена, остается уточнить, на
чем сделать акцент: вкусе, полезности,
цене, уникальности или типичности,
новизне или традиционности, репутации
производителя или
Рассмотрим подробно
некоторые моменты, которые
a) Выбор типа композиции
Выбор композиционного
решения должен быть
- Симметричная - базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов (симметричные архитектурные объекты и геометрические орнаменты, строение некоторых минералов). Симметричная композиция с элементами асимметрии - равновесие с элементами динамики (такой тип композиции присущ человеческому телу и большинству животных).
- Асимметричная – основана
на динамическом равновесии, динамика
одного элемента
Композиция, использованная на упаковке товара, должна говорить не только о товаре, но и нести информацию о производителе.
Восприятие композиционных решений упаковки.
Вид композиции |
Восприятие |
Симметричность |
§ Приверженность производителя традициям, соблюдение старинных рецептов и способов изготовления товара; консерватизм, не подвластность изменчивой моде; § Любовь к порядку, серьёзность, продуманность; § Постоянство и ответственность,
солидность, надежность, требовательное
отношение производителя к § Официальность, идеи державности (большинство государственных гербов симметричны). |
Ассиметричность |
§ Свобода, раскованность, динамичность, энергия, напор, активность; § Сила, агрессивность; § Новизна, революционность; § Изящность, лёгкость, утонченность, богемная элитарность; § Сладострастность, выраженное гендерное начало (женственность или мужественность); § Кратковременность выгодного предложения (в сочетании с сообщением о большем объеме упаковки за ту же цену, информацией о лотереях); § Творческий поиск, стремление производителя к новизне и переменам или непостоянство, метания. § Неформальный подход. |
б) Рекомендации по использованию цветов на упаковке
Зарубежные и отечественные
специалисты уделили большое
внимание особенностям
Некоторые виды продукта
традиционно требует
Дизайн упаковки, как известно, определяет первое впечатление потребителя о товаре. Положительное или отрицательное отношение к продукту может сформироваться, если цветовое решение упаковки не соответствует жизненным установкам и убеждениям человека.
в) Рекомендации по
использованию информационных и
изобразительных элементов
В техническом задании
на разработку упаковки
Информационные и изобразительные элементы на упаковке продукта.
Информационные элементы |
Изобразительные элементы |
1. Название продукта. 2. «Материнская» марка. 3. Информация о производителе. 4. Информация о свойствах продукта (стандартизирована). 5. Информация об особенностях продукта. 6. Информация о специальных предложениях («33% бесплатно»,«новая экономичная упаковка», «1,5 литра по цене 1-го»). 7. Особенности потребления продукта (рецепты, новые возможности). 8. Легенда, связанная с продуктом. 9. Рассказ, обращение или история производителя. |
1. Геометрические фигуры, составляющие композицию (с помещением в них информации). 2. Фирменный знак. 3. Изображение самого продукта (куски рулета, конфеты). 4. Награды продукта. 5. Сюжетные изображения (картинки или фотографии, показывающие потребление продукта, натюрмортные композиции, пейзажи и пр.) 6. Различные символы. 7. Фон и фактуры. |
3. Основные критерии
оценки вариантов упаковки
Первый шаг в оценке
макетов, предложенных
§ возникает ли дискомфорт при взгляде на упаковку (зрительный или эстетический)?
§ что вызывает раздражение, подсознательно или сознательно?
§ что вызывает основное недоумение?
Причины возникновения
дискомфорта при восприятии
Причины возникновения дискомфорта при восприятии упаковки.
Причина возникновения дискомфорта |
Недостатки дизайна |
Информации на упаковке не читается или читается с трудом |
Использованы сложно читаемые шрифты.Надпись теряется на фоне.Надписи расположены под углом, неудобным для чтения. |
Продукт не удерживает взгляд |
Изображен набор разрозненных элементов, композиция не сбалансирована.Акценты расположены вблизи границ. Расположение цветовых и тональных пятен не структурировано. |
Упаковка имеет «дешевый» вид |
Использованы неудачные сочетания цветов. Много ахроматических тонов (оттенки серого). Неудачно подобраны шрифты. Качество фотографий и рисунков низкое. Применены стандартные, часто используемые фактуры, заливки и символы из библиотек Corel Draw, других широко доступных программных продуктов. |
Далее можно производить более детальную оценку по следующим критериям:
ü Цельность образа.
§ Соответствие принципу KISS.
В разработке дизайна продукции, как и во многих других областях, все большее применение находит принцип KISS (“Keep It Short and Simple”) – держись простоты и краткости. Ключевой вопрос: не слишком ли сложен для понимания покупателя созданный образ продукта? Он должен быть понятен без дополнительных объяснений – это общепринятое требование к изображению (не только реалистическому) и иллюстрации.
§ Сочетание изображений на упаковке и названия.
§ Сочетание изображений на упаковке и вида продукта.
Покупатель при первом взгляде на упаковку, даже с расстояния, должен безошибочно ответить на вопрос: «Что это за продукт?» Важно это не только в случаях, когда потребление данного вида продукта еще не стало привычным (молочные десерты, замороженные торты, мюсли), но и для традиционных, часто покупаемых продуктов. Так, увидев красочную, в стиле мультфильма картинку на упаковке «Шоколадницы забавной» комбината «Коломенское», не все покупатели осознают, что перед ними любимый вафельный торт, а не видеокассета.
§ Ограничение количества цветов и элементов.
Главных информационных элементов, основных контрастов и цветов должно быть немного. Рекомендуется использовать не более пяти основных цветов. Это правило не исключает использование блендов (диффузионных цветовых растяжек) этих пяти цветов. Число главных информационных элементов (надписей, изображений) тоже желательно ограничить пятью, но иногда можно пользоваться формулой «семь плюс-минус два».
ü «Честность» упаковки.
Самое главное –
не обмануть ожидания
Привести к разочарованию
могут и завышенные размеры
упаковки. Несмотря на то, что
до покупателя доводится
Иногда изображение