Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 11:01, реферат
Субъекты рынка стремятся четко ориентироваться в рыночных отношениях, добиваться максимальных экономических результатов с наименьшим риском, регулировать определенные рыночные процессы с целью обеспечения себе коммерческо-хозяйственного преимущества. Достижение этого преимущества возможно благодаря умелому применению принципов, методов, приемов маркетинга - системы социально-экономической деятельности в условиях рыночных отношений в обществе.
Ведение…………………………………………………………………………....3
1. Управление маркетингом на предприятии………………………………...…4
2. Сущность, значение и основные этапы процесса управления маркетингом на предприятии………………………………………………………………....…4
3. Планирование и контроль маркетинга………………………………………10
4. Маркетинговые организационные структуры………………………………13
Выводы…………………………………………………………………………...21
Список используемой литературы……………………………………………...22
Первым разделом такого плана маркетинга является "Аннотация", в которой содержатся главные цели, включенные в план.
Второй раздел - "Текущая маркетинговая ситуация" - содержит сведения o рынке, полученные в результате анализа официальной информации, статистических данных предприятия, информации o конкурентах и результатов маркетинговых исследований.
Этот раздел характеризует целевой рынок (в том числе отдельные сегменты рынка) и долю данного предприятия на рынке. Кроме того, здесь указывается объем продаж товаров, цена, уровень рентабельности, распределение продукции по каналам, тенденции изменения сбыта.
В третьем разделе тактического плана маркетинга рассматриваются "опасности и возможности" товара на рынке. Опасности - события, которые могут привести к гибели товара на рынке, a возможности - привлекательные направления маркетинговых усилий, при которых предприятие получает определенные преимущества над конкурентами.
Содержание четвертого раздела тактического плана маркетинга составляют "Маркетинговые цели", которые характеризуют целевую направленность плана и являются целями более низкого уровня по сравнению c исходными долгосрочными маркетинговыми целями предприятия. Примером целей тактического маркетинг-плана служат: цели в области товарной политики, ценовой политики, коммуникаций, доведения товаров до потребителей и др.
Пятый раздел - "Маркетинговые стратегии" главное направление маркетинговой деятельности, благодаря которому предприятие стремится достичь маркетинговых целей. Маркетинговые стратегии тактического маркетинг-плана включают конкретные стратегии работы на отдельных рыночных сегментах, а также затраты на маркетинговую деятельность.
B шестом разделе тактического
плана представлена "Программа
действий", включающая конкретные
мероприятия, которые должны выполнить
маркетинговые подразделения
Завершающим выступает седьмой раздел - "Бюджет маркетинга", содержащий планируемые суммы затрат, доходов и прибыли. Размер доходов определяется на основе прогнозируемого объема продаж и цен. Затраты рассматриваются как сумма издержек производства и маркетинга.
При реализации планов маркетинга могут возникнуть различные отклонения, поэтому необходим контроль за их выполнением. Маркетинговый контроль нацелен на то, чтобы установить эффективность деятельности предприятия. Контроль за выполнением стратегического плана маркетинга заключается в регулярной проверке соответствия исходных стратегических целей предприятия имеющимся рыночным возможностям.
Контроль за выполнением тактического плана состоит в выявлении отклонении результатов от запланированного уровня.
Маркетинговые организационные структуры
Управление маркетингом на предприятии осуществляется в условиях различных маркетинговых структур. Структуры маркетинга - составная часть организационной структуры предприятия, которая представляет собой совокупность всех служб предприятия и существующих между ними органических связей, как по горизонтали, так и по вертикали от начальника к непосредственному исполнителю.
Достижение целей предприятия зависит, в основном, от выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует.
Маркетинговая структура имеет решающее значение для эффективного управления маркетингом. B настоящее время не существует универсальной схемы маркетинговой организационной структуры. Отделы маркетинга могут быть созданы на разных основах. Как правило, они являются частью коммерческой сферы деятельности предприятия. На предприятиях, производящих специфическую наукоемкую продукцию эти отделы иногда становятся элементом технической сферы. Каждое предприятие (фирма) создает отдел маркетинга c таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей.
Вместе c тем, маркетинговые структуры в значительной степени зависят от размера ресурсов предприятия, специфики выпускаемой продукции и рынков, на которых продукция реализуется. Организационное построение отдела маркетинга может иметь одну из следующих ориентаций по:
-функциям;
-товарам;
-рынкам;
-регионам;
-функциям и товарам;
-функциям и рынкам;
-функциям и регионам и др.
Структура функционального типа целесообразна для предприятий, y которых количество товаров и рынков невелико. B этом случае, рынки и производимые товары рассматриваются как однородные, для работы c которыми создаются специализированные подразделения. На рис.3. представлена схема отдела маркетинга, организованного по функциям.
Рис 3. Функциональная организация маркетинга на предприятии.
Рис.5. Функциональные области фирмы-товаропроизводителя.
Маркетинг
Привлечение и сохранение лояльной группы потребителей посредством уникального сочетания товара, распределения, продвижения и цены
НИОКР
Поиск возможностей технологических прорывов, повышение качества продукции, выявление нововведений
Производство
По возможности полное использование производственного потенциала, снижение относительных издержек производства, оптимизация процесса поддержания качества
Снабжение
Приобретение однородных материалов большими партиями по низким ценам и поддержание оптимальных запасов
Финансы
Функционирование в пределах установленного бюджета, ориентация на прибыльную продукцию, контроль предоставляемых кредитов и минимизация стоимости заемных средств
Учет
Стандартизация отчетности, детализация издержек, стандартизация сделок
Юридическая служба
Обеспечение юридической защиты от действий правительства, конкурентов, сбытовиков и потребителей
Функциональная организация маркетинга на предприятии выступает базовой для остальных форм. Она основана на разделении труда по установившимся и вновь возникающим функциям, на специализации работников. Кроме указанных подразделений, в отделе маркетинга могут быть созданы группы планирования маркетинга, новых товаров и другие.
Функциональная организация отдела маркетинга эффективна при стабильной конъюнктуре рынка, когда производственно-сбытовая деятельность предприятия постоянна, при небольшой номенклатуре выпускаемой продукции. B табл.2 представлены достоинства и недостатки функциональной организации отдела маркетинга.
Таблица 2
Функциональная организация маркетинга
Достоинства |
Недостатки |
Функциональная организация маркетологов является условием их профессиональной квалификации |
Снижение эффективности при увеличении номенклатуры выпускаемой продукции |
Простота управления: каждый исполнитель выполняет круг функций |
Отсутствие ориентации на нововведения, выпуск новой продукции |
Необходимость координации деятельности отдельных маркетинговых подразделений |
При товарной организации маркетинга появляется возможность координации комплекса маркетинга по каждому товару (или товарной группе) и быстрого реагирования на возникающие на рынке проблемы.
Для предприятий, выпускающих продукцию широкой номенклатуры, целесообразна товарная организация маркетинга (рис.4).
Рис.4. Организационная структура маркетинга по товарам.
Товарная организационная структура маркетинга имеет свои достоинства и недостатки (табл.3).
Таблица 3
Товарная организация маркетинга
Достоинства |
Недостатки |
Каждая группа, входящая в отдел маркетинга, имеет возможность выполнять функции маркетинга в полном объеме |
Более высокий уровень расходов по сравнению с функциональной структурой, так как требуется большое количество работников в отделе маркетинга |
Возможность изучать основных потребителей по каждому товару |
Значительное количество маркетинговых функций, выполняемых одним маркетологом, дублирование выполняемых функций разными группами отдела маркетинга |
Возможность учесть требования к упаковке, сбыту и рекламе каждого товара, выпускаемого предприятием |
Организация маркетинга по товарам обходится дороже, чем функциональная, так как требует больше расходов на оплату труда из-за увеличения численности работников. Такая структура маркетинга оправдана только на тех предприятиях, где объем сбыта каждого товара (или товарной группы) достаточен для того, чтобы оправдать неизбежное дублирование в работе. B развитых странах эта структура находит применение в крупных децентрализованных компаниях, где каждый филиал специализируется на выпуске конкретного товара.
Для предприятии, продающих свою продукцию на разных рынках, где наблюдаются неодинаковые товарные предпочтения, целесообразна организация маркетинга по рынкам (рис.5).
Рис.6. Организационная структура маркетинга по рынкам
Организация маркетинга по рынкам ставит запросы покупателей в центр внимания; для каждого рынка разрабатывается своя стратегия маркетинга.
Достоинства и недостатки организации маркетинга по рынкам представлены в табл.4.
Таблица.4
Организация маркетинга по рынкам
Достоинства |
Недостатки |
Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок |
Недостаточное знание товара |
В центре внимания-запросы покупателей каждого рынка |
Возможность дублирования функций |
Возможность более достоверно прогнозировать конъюнктуру отдельных рынков |
Большое количество разных функций, выполняемых одним маркетологом |
На предприятиях, выпускающих продукцию, покупаемую многими регионами, в каждом из которых целесообразно учитывать специфику потребления этой продукции, маркетинговые структуры могут быть организованы по регионам. Подобная организация маркетинга чаще всего встречается в крупных фирмах (особенно международных) c обширными рынками, которые разграничиваются на зоны и районы. Организация маркетинга по регионам имеет достоинства и недостатки (табл.5).
Таблица 5
Организация маркетинга по регионам
Достоинства |
Недостатки |
Возможность учесть специфику потребления продукции покупателями в отдельных регионах |
Проблемы координации деятельности |
Создание возможности более достоверно прогнозировать конъюнктуру рынков в региональном разрезе |
Дублирование функций |
Большое количество разных функций, выполняемых одним маркетологом |
Кроме того, на предприятиях могут быть созданы функционально-товарная, функционально-рыночная и функционально-региональная структуры маркетинга.
Функционально-товарная организация отдела маркетинга предполагает сочетание функционального и товарного принципов; работники отдела маркетинга специализируются на выполнении отдельных функций по каждому товару. Деятельность работников отдела маркетинга координируется.
Функционально-рыночная организация отдела маркетинга характеризуется сочетанием функционального и рыночного принципов. Работники отдела маркетинга специализируются на выполнении функций в разрезе отдельных рынков.
Функционально-региональная организация отдела маркетинга основана на сочетании функционального и регионального принципов.
Таким образом, на предприятиях могут существовать разные варианты организации отделов маркетинга, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями, достоинствами и недостатками. Когда выбирается тот или иной вариант организации отдела маркетинга на предприятии необходимо стремиться к тому, чтобы:
Маркетинговая структура была простой. Простота и четкость построения организационной структуры способствуют более легкому приспособлению к ней персонала и, следовательно, активному участию в реализации целей;
На одного сотрудника отдела маркетинга возлагалась ответственность за выполнение ограниченного количества функций. Чем больше товаров находится в ведении маркетолога, тем c меньшим количеством функций он в состоянии справиться.
Выводы
На систему маркетинга на предприятии воздействует большое количество различных факторов: труднопредсказуемая внешняя среда, политическая неустойчивость, быстрое изменение позиций конкурентов и др.
Управление маркетингом - часть всей руководящей работы на предприятии. Важнейшими составными элементами управления маркетингом являются планирование и организация маркетинговой деятельности.
Маркетинговыми целями могут быть любые цели, направленные на превращение потребностей покупателей в доходы предприятия, на достижение желаемых результатов на конкретных рынках, a также цели - миссии, которые воплощают в себе социальную значимость предприятия.
Под влиянием высоких темпов научно-технического прогресса, роста масштабов и усложнения производства, быстрого изменения потребительского спроса, других факторов, изменяются характер и направление целей предприятия, a также способы их достижения. B силу этого, маркетинговые структуры должны обладать определенной гибкостью и приспосабливаемостью.