Факторы зарубежной окружающей среды.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 12:55, доклад

Краткое описание

К контролируемым факторам относятся две группы факторов: инструментарий маркетинга и контролируемые факторы внешней национальной среды.
Инструментарий маркетинга включает товар, цену, продвижение и распределение. Фирма сама определяет, с каким товаром она может выйти на зарубежный рынок, будет ли этот товар не адаптированным или адаптированным к местным условиям или новинка, каких затрат это потребует и какой уровень цен на товар можно установить, а отсюда, и какой доход можно получить.

Вложенные файлы: 1 файл

Практика 2.docx

— 46.18 Кб (Скачать файл)

Для осуществления международных  операций необходимо, чтобы валютный курс был единым и стабильным. На практике такие ситуации возникают  редко. Обычно страны поддерживают режим  нескольких валютных курсов. В результате они используют специальные курсы  для определенного типа валютных операций. Перед началом международных  операций фирмам необходимо изучить, для  каких из них установлен неблагоприятный (завышенный) курс. Нужно иметь в  виду и то, что между курсом покупки  и курсом продажи иностранной  валюты всегда существует узаконенный  разрыв, что снижает доходность внешнеэкономических  операций при переводе прибыли в  иностранную валюту (для страны, где проводятся операции).

Следовательно, изменение  валютного курса приводит к появлению  валютных рисков, последствия которых  могут характеризоваться:

  • вероятностью потерь из-за изменения валютного курса;
  • неопределенностью перспектив ведения внешнеэкономических операций;
  • неопределенностью размеров прибыли и возможностей ее передвижения;
  • вероятностью обесценивания капитала (инвестиций).

 

Важным показателем внешнеэкономической  деятельности является платежный баланс. Платежный баланс - это учет всех поступивших из-за границы и произведенных  субъектами национальной экономики  за границей платежей за определенный период.

Наиболее важной частью платежного баланса является текущий платежный  баланс, т. е. экспорт товаров минус  импорт товаров и услуг. Превышение импорта над экспортом характеризует  дефицит платежного баланса. Напротив, превышение экспорта над импортом формирует  активное сальдо баланса. В развивающихся  странах наблюдается дефицит  платежного баланса; для ликвидации дисбаланса внешнеторговых платежей эти  страны вынуждены увеличивать экспорт  и ликвидировать основные экономические  диспропорции.

Страны, имеющие активное сальдо платежного баланса, обычно достаточно удовлетворены своим положением. Однако в последнее время страны с большим активным сальдо, например Тайвань и Япония, стали испытывать давление со стороны других стран, которое  вынуждает их открывать свои рынки  и стимулировать потребление  с целью уменьшить размер активного  баланса.

Важным моментом является и то, за счет чего достигается активное сальдо баланса. В России, например, оно формируется в основном за счет экспорта энергоносителей и  сырья. Доля такой продукции увеличилась  с 51,1 % в январе 1999 г. до 61,5 % в январе 2000 г.

В платежном балансе присутствует счет операций с капиталом и финансовыми  инструментами. Эта часть показывает, привлекательным ли является размещение инвестиций в данную экономику.

Существенное влияние  на деятельность компании на внешнем  рынке оказывает высокая государственная  задолженность. В условиях высокого государственного долга страны ищут различные способы его погашения, в том числе и за счет снижения темпов экономического роста, что может  оказать отрицательное воздействие  на сбытовые возможности фирм.

Что касается России, то по состоянию  на начало 1999 г. внешний долг России составил 150,8 млрд долл., со своей стороны иностранные государства должны ей 140 млрд долл. При этом следует иметь в виду качественное различие этих двух сумм. Основную массу невозвращенных России кредитов составляют долги развивающихся стран за военные закупки в бывшем СССР; получение этого долга в полном объеме маловероятно из-за отсутствия у стран-должников возможностей их оплаты. Что же касается российской задолженности, то она почти целиком состоит из кредитов, предоставленных развитыми странами в СКВ. Рост задолженности объясняется двумя причинами: невыплатой процентов по долгу СССР и ростом собственного российского долга в связи с новыми займами.

При рассмотрении экономических  факторов внешней среды следует  проанализировать интересующую сферу  бизнеса, ее уровень развития, особенности  и перспективы. Это предполагает исследовать:

  • наличие ресурсов (сырья, материалов, энергии, трудовых ресурсов и т. п.) для развития производства;
  • уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей данную сферу, в том числе транспорт, сбытовую сеть, коммуникации, информационную обеспеченность;
  • наличие консультационных фирм в области экономического анализа, маркетинга, научно-экономической области и пр.

 

Анализируя экономические  факторы, фирмам следует опираться  на рейтинги стран, определяемые различными исследовательскими центрами. Интересен  в этом отношении рейтинг стран  с переходной экономикой, который  приведен центральноевропейским экономическим обозрением (за 1998 г. и прогноз на 1999 г.). В качестве показателей использовались: экономический потенциал (рост ВВП, инфляция), платежный баланс, деловая этика, интеграция в мировую экономику, рынок ценных бумаг, законность, стабильность цен, производительность труда, политическая стабильность, инвестиционный климат. В соответствии с этими показателями первое место поделили Венгрия и Словакия, на третьем месте Польша, далее Чехия, Эстония. Россия в 1998 г. была на 9-м месте.

Необходимо отметить, что  иногда рейтинги строятся по непроверенным  данным или на основе прогнозов, что  приводит к искажению итогов. Так, в вышеупомянутом рейтинге на 1999 г. прогнозировался спад в российской экономике (в размере 4,6 % ВВП) при  высоком уровне галопирующей инфляции (156,8 %). На самом деле в 1999 г. произошел  перелом, вследствие которого наблюдался хоть и незначительный, но экономический рост, а инфляция составила 36,5 %. В итоге этого определенное для России 22-23-е место не соответствует истинному положению дел.

Анализ экономических  факторов 1-го и 2-го блоков дает фирме  лишь общее представление о стране-партнере по бизнесу. Самым же главным является анализ 3-го блока экономических  факторов.

Третий блок факторов включает основные рыночные показатели, характеризующие:

  • состояние спроса и предложения;
  • емкость рынка;
  • доступность рынка;
  • потенциал рынка;
  • уровень цен;
  • состояние и структуру конкуренции, в том числе анализ конкурентных преимуществ на различных уровнях;
  • состав возможных поставщиков, потребителей, посредников;
  • требования к качеству, безопасности, рекламе, упаковке, маркировке;
  • циклические и долгосрочные колебания спроса и предложения и др.

 

Эти показатели позволяют  определить стратегию и тактику  фирмы, выходящей на зарубежный рынок.

Политические факторы  и принципы государственного регулирования. Стратегия в области международного маркетинга прежде всего определяется политическим состоянием в стране партнера по бизнесу. Часто именно от стабильности политической ситуации зависит результат внешнеэкономической деятельности фирмы, а иногда и сама возможность выхода на зарубежный рынок. Неслучайно этот фактор включается в показатели, определяющие рейтинг популярности страны.

Политическая стабильность в международном маркетинге характеризуется  предсказуемостью внешней политики в стране бизнес-партнера. Политическая стабильность определяется устойчивостью  политического режима, социально-политического  курса при приходе к власти новых партий, новых руководящих  звеньев (правительств), так как изменение  этих факторов может привести к появлению  барьеров для осуществления предпринимательской  деятельности зарубежными фирмами, ухудшению экономических результатов  работы. Это связано с тем, что  предпринимательская деятельность, особенно за рубежом, сопряжена с  риском. В широком смысле риск означает вероятность того, что произойдет событие, которое неблагоприятно скажется на прибыли или положении фирмы  на зарубежном рынке. К рискам, определяемым политическими факторами и факторами  государственного регулирования, относятся: страновой, несоответствия, валютный, финансовый, банковский риск.

Так, страновой риск включает в себя:

  • риск потери собственности (в случае национализации);
  • риск потери на возмещении инвестиций иностранным инвесторам в случае введения ограничений на внешнеэкономическую деятельность и экономические связи с иностранными партнерами;
  • риск ограничения доступа на рынок;
  • риск введения обязательных преференций, т. е. создания предприятий с установленной долей национального и иностранного капитала;
  • риск невыполнения обязательств со стороны партнера (отгрузить товары, вовремя их поставить, доставить в сохранности, осуществить оплату и др.) по не зависящим от него причинам.

 

Риск несоответствия обусловлен невозможностью быстро и без потерь перестроиться при изменениях в социально-политической системе или в условиях государственного регулирования экономики.

Валютный риск состоит  из риска потери дохода при вывозе валюты, так как государство может  установить ограничения на конвертацию  и вывоз валюты, и риска потерь при изменении курса валют. Так, при девальвации валюты страны-партнера экспортер получает платеж обесцененными  деньгами, в то время как импортер несет убытки при ревальвации  иностранной валюты (если в ней  предусмотрена оплата контрактного договора).

Валютный риск возрастает при купле-продаже готовых изделий, осуществляемых в кредит, с рассрочкой платежа, так как чем длительнее срок сделки, тем больше вероятность  изменений на валютном рынке.

Помимо странового и валютного существует банковский риск. Ввиду того что расчеты по внешнеэкономическим операциям осуществляют через банковскую систему, необходимо отслеживать ее стабильность и надежность банка, который обслуживает осуществление сделки.

Естественно, что предприятию  сложно оценить надежность иностранного банка. Поэтому следует обратиться за помощью к национальному банку, тем самым уменьшив банковский риск.

Финансовый риск возникает, например, при введении повышенных ставок налогообложения для иностранных  предприятий, в результате чего уменьшается  прибыль от предпринимательской  деятельности.

Валютный, банковский и финансовый риски существуют и в условиях политической стабильности, но в этом случае все изменения прогнозируются и больших потерь можно избежать. В условиях же политической нестабильности необходимо проводить превентивные меры защиты бизнеса, осуществлять управление риском, но все равно возможны крупные потери.

В качестве одного из наиболее эффективных способов защиты от риска  в международном предпринимательстве  применяется страхование. Страхование  осуществляется как государственными, так и частными страховыми компаниями. Так, государство США страхует 3/4 экспорта в обязательном порядке. В  результате риск практически может  быть значительно уменьшен (если застраховать остальные 25 % в частном порядке).

Страхование может осуществляться и косвенными методами (без заключения страхового договора). Например, при  использовании третьей валюты для  расчетов по сделкам или использовании  компенсационной сделки, когда в  счет платежа предоставляются товарно-материальные ценности (сырье, материалы, сельскохозяйственные товары и т. п.), вывоз которых государство  не ограничивает.

Одним из самых простых  методов хеджирования (страхования) является предусмотренная в договоре "индексация" суммы платежа  на изменение курса валюты, а также  проведение форвардных и опционных  сделок с национальным банком. В  последнем случае валютный риск перекладывается  на банк.

Самым опасным для внешнеэкономической  деятельности является вступление страны-партнера в военный конфликт. В этом случае возникают новые формы странового риска, такие как:

  • риск уничтожения имущества, в результате чего фирма может быть разрушена или прекратит свое существование;
  • риск гибели или потери здоровья работниками фирмы. Любая небезопасность пребывания работников (и членов их семей) в стране может привести к остановке производства вследствие увольнения работников;
  • риск переориентации экономики на военные нужды, вследствие чего сырье, энергия, материальные и трудовые ресурсы могут стать полностью (или частично) недоступными предприятиям других сфер и др.

 

Возникает и ценовой риск, который заключается в изменении  цен на продукцию фирмы, сырье, энергию, топливо и т. п. (например, военный  конфликт между Ираком и Кувейтом привел к росту цен на бензин).

Анализ политической ситуации дает возможность определять менее рисковые в данных условиях формы внешнеэкономической деятельности. Чем больше политическая стабильность, тем разнообразнее могут применяться формы такой деятельности: экспорт, создание филиалов и дочерних предприятий, создание совместных предприятий, портфельные вложения инвестиций и пр. При политической нестабильности можно осуществлять тот вид деятельности, который менее уязвим, более защищен правовыми нормами.

При анализе политических факторов особое внимание следует уделить  отношениям, которые сложились у  данной страны с Россией, наличию  между ними договоров в различных  областях. Необходимо узнать, входит ли государство в политические блоки, какие партии имеют наибольшее влияние  в политической и экономической  жизни. Все это будет оказывать  существенное влияние на бизнес как в настоящее время, так и в будущем.

Но даже в условиях разносторонних тесных отношений между странами следует учитывать особенности  функционирования чиновничьего аппарата, т. е. какие звенья осуществляют согласование вопросов, принимают то или иное решение, сколько времени для этого требуется. К сожалению, есть страны (к ним относится и Россия), где приходится проходить множество ступеней согласования и принятия решений, вследствие чего время получения необходимых документов может быть значительным (до нескольких месяцев).

Необходимо отметить, что  не только политические факторы влияют на экономику страны, но и экономическое  развитие оказывает существенное влияние  на политическую стабильность. Так, замечено, что в период кризисов возрастает политическая нестабильность и, наоборот, в условиях развития (подъема) наблюдается  общая стабилизация (в том числе  и политическая). Ухудшение политической ситуации практически всегда приводит к резкому ухудшению экономической  жизни. В то же время влияние политических факторов в разных странах в различные  периоды времени неодинаковое. Например, в Италии смена правительства (иногда происходящая часто) не приводит к изменению  экономической стабильности, в то время как в России любые сообщения  в СМИ о возможных перестановках  в правительстве приводят к колебаниям валютного курса, росту темпов инфляции, изменению деловой активности.

Информация о работе Факторы зарубежной окружающей среды.