Факторы зарубежной окружающей среды.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 12:55, доклад

Краткое описание

К контролируемым факторам относятся две группы факторов: инструментарий маркетинга и контролируемые факторы внешней национальной среды.
Инструментарий маркетинга включает товар, цену, продвижение и распределение. Фирма сама определяет, с каким товаром она может выйти на зарубежный рынок, будет ли этот товар не адаптированным или адаптированным к местным условиям или новинка, каких затрат это потребует и какой уровень цен на товар можно установить, а отсюда, и какой доход можно получить.

Вложенные файлы: 1 файл

Практика 2.docx

— 46.18 Кб (Скачать файл)

Замечено, что в предвыборный период времени, когда политики становятся осторожнее, ухудшаются условия выхода на рынок зарубежных фирм, усложняется  получение лицензий, квот и пр.

Поскольку деятельность фирм связана с одним (или несколькими) регионами, необходимо рассматривать  политическую обстановку и расстановку  сил, существующую в каждом из них. Местные  власти, обладающие относительной свободой, могут вводить локальные протекционистские  меры, такие как высокие цены на землю или высокие арендные ставки на 1 ед. площади. Поэтому фирма при  выходе на рынок данного региона  должна познакомиться и с влиянием на принимаемые решения национальных монополий, групп предпринимателей (и их союзов) и отдельных олигархов. Чем больше это влияние, тем реакционнее по отношению к иностранным товарам, капиталам, фирмам будут приниматься решения, несмотря на то что в целом политический климат в стране будет благоприятный.

Государственное регулирование - это форма участия государства  в экономической жизни, целенаправленный координирующий процесс прямого  и косвенного воздействия государства  на определенные сегменты экономики  с помощью перераспределения  ресурсов в целях достижения экономического и социального развития страны.

Государственное регулирование  осуществляется в двух формах:

  • свободы торговли, когда государство минимально вмешивается во внешнюю политику, поддерживая лишь баланс спроса и предложения;
  • протекционизма, т. е. политики защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

 

Протекционизм создает крайне неблагоприятные условия для  деятельности предприятий других стран. Он может быть односторонним, двусторонним и многосторонним.

Односторонний протекционизм - это когда ограничительные меры (введение квот на импорт, повышенные пошлины  на товары и т. п.) вводятся без согласования и консультаций с другой стороной.

При двустороннем протекционизме ограничительные меры вводятся двумя  сторонами, при многостороннем - несколько  стран-партнеров вводят одинаковые ограничительные меры. Протекционизм обычно используется менее развитыми странами против более развитых с целью защиты и обеспечения условий для развития национальных предприятий.

Развитые страны также  могут использовать отдельные протекционистские  меры, хотя основной целью государственного регулирования является создание условий  для свободной торговли.

Инструменты, которые использует государство при регулировании  международных экономических отношений, делятся на прямые и косвенные. Прямые включают административные меры ограничения или запрета импорта (экспорта) товаров, ввоза капитала или ведения предпринимательской деятельности. Так, во многих странах запрещен ввоз наркотиков, в некоторых штатах США не разрешено размещение рекламы табачных изделий, в Англии ограничено размещение игорных домов, магазинов по продаже порнографических товаров и т. д. В международной практике существует понятие "количественные ограничения" - форма регулирования товарного обращения, которая определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту (импорту). К прямым инструментам относятся и квотирование, лицензирование, требования о содержании местных компонентов, условия безопасности товаров, стандарты и пр.

Косвенные инструменты - это  налоги, цены, тарифы (пошлины), государственные  закупки, денежно-кредитная и фискальная политика и др.

Обычно государство использует не один, а несколько инструментов, которые дополняют и усиливают  действие друг друга. Поэтому в международном  маркетинге следует учитывать факторы  государственного регулирования, которые  включают:

  • регулирование предпринимательской деятельности;
  • регулирование внешнеэкономической деятельности.

 

Регулирование предпринимательской  деятельности основано на законах как  национальных, так и страны-партнера, а также законах, действующих  в союзах, в которых состоят  эти страны. К таким законам  относятся основные законы, определяющие предпринимательство (законы об акционерных  обществах и других формах организации  предприятий, антимонопольные законы, законы о ценах, конкуренции, рекламе  и т. д.), о чем будет говориться при анализе правовых факторов.

В мировой практике выделяются три способа регулирования внешнеэкономической  деятельности:

  • регулирование цен;
  • регулирование потоков товаров;
  • валютное регулирование.

 

Для регулирования цен  и потоков товаров государством используются так называемые тарифные и нетарифные барьеры. При этом тарифные влияют на цены, а нетарифные либо на цены, либо непосредственно на потоки товаров.

К тарифным барьерам относятся  тариф (пошлина) и таможенные платежи.

Тариф (пошлина) - обязательный платеж, установленный государством на товары, пересекающие границы страны.

Пошлины в зависимости  от объекта обложения подразделяются на:

a) вывозные (экспортные) - платежи, уплачиваемые вывозящими фирмами на экспортируемые товары при выпуске их за пределы территории государства. Такие пошлины применяются только на отдельные товары, вывоз которых государство стремится сократить, или на товары, цены на которые на мировом рынке значительно превышают внутренние цены (обычно регулируемые в стране), на сырьевые товары, по которым страна занимает монопольное положение на мировом рынке (например, рис в Таиланде, какао-бобы в Гане). Экспортные пошлины могут использоваться и в чисто фискальных целях - для увеличения дохода государства;

 б) транзитные - пошлины,  которые накладываются на товары, перевозимые через территорию  страны транзитом. Они применяются  обычно как форма торговой  войны и поэтому используются  редко; 

в) ввозные (импортные) - пошлины, устанавливаемые на импортные товары при допуске их на внутренний рынок  для свободной продажи.

 

Ввозные пошлины наиболее распространены и в основном используются как средство повышения цен на импортируемые товары, чтобы конкурентные отечественные товары получили относительное  ценовое преимущество, или как  средство получения государственных  доходов. Причем чем менее развита  страна, тем большая часть доходов  бюджета формируется за счет ввозных  пошлин. Так, в России таможенные поступления  составляют около 9 % доходов, в то время  как в западноевропейских развитых странах до 3 %, а в США - 1,5 % поступлений (хотя в конце XIX в. - 1/2 бюджета).

По характеру пошлины  делятся на сезонные, антидемпинговые, компенсационные. Сезонные вводятся на товары сезонного характера (например, продукция сельского хозяйства). Их действие ограничено по времени. Антидемпинговые применяются, когда ввозятся товары по ценам значительно более низким, чем действующие в стране. Демпинг приводит к вытеснению с рынка национального производителя или к ухудшению условий для расширения производства продукции внутри страны. При этом ставка пошлины может быть чрезмерной. Например, с 1994 г. в Западной Европе действует пошлина на российский ферросилиций в размере 74 %, что привело к резкому сокращению объемов поставки этого товара. Определить, имеет ли место продажа по демпинговым ценам, крайне сложно, поэтому государства в основном ориентируются на мировые цены, а не на издержки производства фирмы. Так, в 1999 г. производители стали США обвинили Магнитогорский металлургический комбинат в продаже стали по демпинговым ценам, хотя на самом деле низкая цена определялась низкой (в долларовом эквиваленте) себестоимостью.

Компенсационные - пошлины  на ввозимые в страну товары, при  производстве которых использовались субсидии. Обычно применяются тогда, когда их импорт наносит ущерб  национальным товаропроизводителям.

По способу установления пошлины подразделяются на:

  • специфические, которые устанавливаются в расчете на единицу товара;
  • стоимостные, устанавливаемые в виде процента от стоимости продукции;
  • смешанные, сочетающие в себе два предыдущих принципа установления.

 

Обычно в периоды подъема  цены специфические пошлины будут  составлять (если их не менять) меньший  процент от стоимости единицы  товара и поэтому в меньшей  степени ограничивать импорт.

Ставки тарифов могут  быть постоянными и переменными. Постоянные ставки устанавливаются  правительством на длительный срок. Переменные ставки изменяются при изменении  условий на мировом или национальном рынке (при изменении цен или  соотношения цен внутри страны и  за рубежом, при применении субсидий, дотаций и т. д.). Переменные ставки применяют страны Европейского Союза  на продукцию сельскохозяйственного  и связанных с ним производств.

Ставки тарифов могут  изменяться и в зависимости от степени обработки исходного  сырья. Например, при импорте хлопка пошлина в России не берется, при  ввозе хлопчатобумажной пряжи ставка равна 7-9 %, при импорте изделий  из хлопка берется пошлина в размере 20 %.

Таможенные пошлины меняются в зависимости от наличия и  вида договорно-политических отношений  между странами. При наличии двустороннего (или многостороннего) соглашения (например, Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) или договора о таможенном союзе) применяются договорные (минимальные) ставки. Договорные пошлины действуют в России со 125 странами, с которыми заключены торговые договоры и соглашения (Великобритания, Канада, Корея, Польша, Португалия, США, Турция, ФРГ, Франция, Финляндия, Швеция, Швейцария, Япония, Китай и др.). Если какие-либо договоры отсутствуют, то применяются автономные пошлины, т. е. пошлины, вводимые законодательным органом в одностороннем порядке (без предварительных консультаций и соглашений). Автономные пошлины могут быть в несколько раз выше или ниже договорных (в России, например, они в 2 раза выше и применяются к товарам, ввозимым из государств, которым РФ не предоставляет режим наиболее благоприятствующей нации, или товарам, страна происхождения которых неизвестна).

На товары, ввозимые из развивающихся  стран, действуют более мягкие, так  называемые преференциальные, пошлины. С 1971 г. в мире действует общая  система преференций, в соответствии с которой Россия не берет пошлины  с товаров 46 стран (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Ботсвана, Бутан, Гвинея и пр.). В соответствии с двусторонними  соглашениями о свободной торговле, заключенными между Россией и  соответствующими государствами, беспошлинное движение товаров осуществляется с  бывшими республиками СССР (среди  них Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан). Еще для 104 стран установлены ставки пошлин в 2 раза меньшие по сравнению с договорными (Алжир, Бразилия, Венесуэла, Гонконг, Индия, Ирак, Иран, Куба, Ливан, Мексика, Саудовская Аравия, Таиланд, Турция, Египет и пр.).

Помимо пошлин в качестве тарифных барьеров применяются таможенные платежи, которые включают пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за таможенное оформление, таможенное сопровождение, сборы за хранение на таможенных складах или  складах временного хранения, сборы  за выдачу лицензий и за консультирование.

Таможенные платежи увеличивают  цену товара, что может стимулировать  его производство (или увеличение предложения) внутри страны и/или ограничивать ввоз товара в страну. Чрезмерный размер этих платежей может привести к потерям  общества: уменьшение импорта сокращает  потребление продукта или увеличивает  внутреннее производство (менее эффективное  по сравнению с импортным). Поэтому перед любой страной стоит проблема определения оптимальной ставки тарифа, т. е. такой ставки, которая обеспечивала бы максимальный уровень благосостояния и привлечение капитала в страну (прежде всего в форме прямых вложений). Выбор оптимальной ставки требует осуществления сложного экономического анализа и математического расчета. Отсутствие оптимальной ставки приводит к появлению неблагоприятных последствий, таких как, например, появление "синдрома IBM" (компании IBM пришлось свернуть сборку компьютеров в России, так как ставки пошлины на комплектующие были выше, чем на ввозимые персональные компьютеры).

Тарифные барьеры - наиболее эффективные методы регулирования  внешнеэкономической деятельности. В то же время для воздействия  на цены государство использует нетарифные барьеры, которые включают: субсидии, таможенную оценку, специальные сборы.

Экспортные субсидии - это  безвозмездная помощь государства  предприятиям, вывозящим часть своей  продукции на экспорт. В этом случае государство берет на себя часть  издержек производства, тем самым  способствуя снижению цены. Субсидии могут применяться, с одной стороны, для стимулирования расширения производства и увеличения реализации товара внутри страны (выступая в форме дотаций  или льгот по налогообложению), что  делает невыгодным импорт товара в  страну. С другой стороны, экспортные субсидии могут компенсировать убытки, понесенные при сбыте товаров  за рубежом, и в этом случае импортер может продолжить пребывание на зарубежном рынке.

Субсидии могут не иметь  денежной формы, например при предоставлении бесплатной информации, поиске партнера и др., но и в этом случае производитель получает чистый выигрыш за счет экономии на затратах.

В качестве нетаможенных барьеров используется таможенная оценка. Она применяется тогда, когда таможенной службе сложно определить, насколько точно указаны цены в счетах-фактурах. В этом случае, применяя методы оценки аналогичных товаров, идентичных товаров, базовых издержек, таможня увеличивает размер пошлины.

Воздействие на цену оказывает  и взимание консульского сбора, сбора  за таможенную очистку, за оформление документов и т. п.

Установлено, что в результате применения нетарифных барьеров происходит повышение цены в 4 раза большее, чем  при тарифном обложении.

К нетарифным барьерам, воздействующим на потоки товаров, относятся:

  • квоты;
  • самоограничение экспорта;
  • лицензирование;
  • государственная монополия внешней торговли;
  • стандарты;
  • административное ограничение услуг;
  • взаимные требования и пр.

Информация о работе Факторы зарубежной окружающей среды.