Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 12:55, доклад
К контролируемым факторам относятся две группы факторов: инструментарий маркетинга и контролируемые факторы внешней национальной среды.
Инструментарий маркетинга включает товар, цену, продвижение и распределение. Фирма сама определяет, с каким товаром она может выйти на зарубежный рынок, будет ли этот товар не адаптированным или адаптированным к местным условиям или новинка, каких затрат это потребует и какой уровень цен на товар можно установить, а отсюда, и какой доход можно получить.
Замечено, что в предвыборный период времени, когда политики становятся осторожнее, ухудшаются условия выхода на рынок зарубежных фирм, усложняется получение лицензий, квот и пр.
Поскольку деятельность фирм
связана с одним (или несколькими)
регионами, необходимо рассматривать
политическую обстановку и расстановку
сил, существующую в каждом из них. Местные
власти, обладающие относительной свободой,
могут вводить локальные
Государственное регулирование - это форма участия государства в экономической жизни, целенаправленный координирующий процесс прямого и косвенного воздействия государства на определенные сегменты экономики с помощью перераспределения ресурсов в целях достижения экономического и социального развития страны.
Государственное регулирование осуществляется в двух формах:
Протекционизм создает крайне неблагоприятные условия для деятельности предприятий других стран. Он может быть односторонним, двусторонним и многосторонним.
Односторонний протекционизм - это когда ограничительные меры (введение квот на импорт, повышенные пошлины на товары и т. п.) вводятся без согласования и консультаций с другой стороной.
При двустороннем протекционизме ограничительные меры вводятся двумя сторонами, при многостороннем - несколько стран-партнеров вводят одинаковые ограничительные меры. Протекционизм обычно используется менее развитыми странами против более развитых с целью защиты и обеспечения условий для развития национальных предприятий.
Развитые страны также могут использовать отдельные протекционистские меры, хотя основной целью государственного регулирования является создание условий для свободной торговли.
Инструменты, которые использует
государство при регулировании
международных экономических
Косвенные инструменты - это налоги, цены, тарифы (пошлины), государственные закупки, денежно-кредитная и фискальная политика и др.
Обычно государство использует не один, а несколько инструментов, которые дополняют и усиливают действие друг друга. Поэтому в международном маркетинге следует учитывать факторы государственного регулирования, которые включают:
Регулирование предпринимательской деятельности основано на законах как национальных, так и страны-партнера, а также законах, действующих в союзах, в которых состоят эти страны. К таким законам относятся основные законы, определяющие предпринимательство (законы об акционерных обществах и других формах организации предприятий, антимонопольные законы, законы о ценах, конкуренции, рекламе и т. д.), о чем будет говориться при анализе правовых факторов.
В мировой практике выделяются
три способа регулирования
Для регулирования цен и потоков товаров государством используются так называемые тарифные и нетарифные барьеры. При этом тарифные влияют на цены, а нетарифные либо на цены, либо непосредственно на потоки товаров.
К тарифным барьерам относятся тариф (пошлина) и таможенные платежи.
Тариф (пошлина) - обязательный платеж, установленный государством на товары, пересекающие границы страны.
Пошлины в зависимости
от объекта обложения
a) вывозные (экспортные) - платежи, уплачиваемые вывозящими фирмами на экспортируемые товары при выпуске их за пределы территории государства. Такие пошлины применяются только на отдельные товары, вывоз которых государство стремится сократить, или на товары, цены на которые на мировом рынке значительно превышают внутренние цены (обычно регулируемые в стране), на сырьевые товары, по которым страна занимает монопольное положение на мировом рынке (например, рис в Таиланде, какао-бобы в Гане). Экспортные пошлины могут использоваться и в чисто фискальных целях - для увеличения дохода государства;
б) транзитные - пошлины,
которые накладываются на
в) ввозные (импортные) - пошлины, устанавливаемые на импортные товары при допуске их на внутренний рынок для свободной продажи.
Ввозные пошлины наиболее распространены и в основном используются как средство повышения цен на импортируемые товары, чтобы конкурентные отечественные товары получили относительное ценовое преимущество, или как средство получения государственных доходов. Причем чем менее развита страна, тем большая часть доходов бюджета формируется за счет ввозных пошлин. Так, в России таможенные поступления составляют около 9 % доходов, в то время как в западноевропейских развитых странах до 3 %, а в США - 1,5 % поступлений (хотя в конце XIX в. - 1/2 бюджета).
По характеру пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые, компенсационные. Сезонные вводятся на товары сезонного характера (например, продукция сельского хозяйства). Их действие ограничено по времени. Антидемпинговые применяются, когда ввозятся товары по ценам значительно более низким, чем действующие в стране. Демпинг приводит к вытеснению с рынка национального производителя или к ухудшению условий для расширения производства продукции внутри страны. При этом ставка пошлины может быть чрезмерной. Например, с 1994 г. в Западной Европе действует пошлина на российский ферросилиций в размере 74 %, что привело к резкому сокращению объемов поставки этого товара. Определить, имеет ли место продажа по демпинговым ценам, крайне сложно, поэтому государства в основном ориентируются на мировые цены, а не на издержки производства фирмы. Так, в 1999 г. производители стали США обвинили Магнитогорский металлургический комбинат в продаже стали по демпинговым ценам, хотя на самом деле низкая цена определялась низкой (в долларовом эквиваленте) себестоимостью.
Компенсационные - пошлины на ввозимые в страну товары, при производстве которых использовались субсидии. Обычно применяются тогда, когда их импорт наносит ущерб национальным товаропроизводителям.
По способу установления пошлины подразделяются на:
Обычно в периоды подъема цены специфические пошлины будут составлять (если их не менять) меньший процент от стоимости единицы товара и поэтому в меньшей степени ограничивать импорт.
Ставки тарифов могут
быть постоянными и переменными.
Постоянные ставки устанавливаются
правительством на длительный срок. Переменные
ставки изменяются при изменении
условий на мировом или национальном
рынке (при изменении цен или
соотношения цен внутри страны и
за рубежом, при применении субсидий,
дотаций и т. д.). Переменные ставки
применяют страны Европейского Союза
на продукцию
Ставки тарифов могут изменяться и в зависимости от степени обработки исходного сырья. Например, при импорте хлопка пошлина в России не берется, при ввозе хлопчатобумажной пряжи ставка равна 7-9 %, при импорте изделий из хлопка берется пошлина в размере 20 %.
Таможенные пошлины меняются в зависимости от наличия и вида договорно-политических отношений между странами. При наличии двустороннего (или многостороннего) соглашения (например, Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) или договора о таможенном союзе) применяются договорные (минимальные) ставки. Договорные пошлины действуют в России со 125 странами, с которыми заключены торговые договоры и соглашения (Великобритания, Канада, Корея, Польша, Португалия, США, Турция, ФРГ, Франция, Финляндия, Швеция, Швейцария, Япония, Китай и др.). Если какие-либо договоры отсутствуют, то применяются автономные пошлины, т. е. пошлины, вводимые законодательным органом в одностороннем порядке (без предварительных консультаций и соглашений). Автономные пошлины могут быть в несколько раз выше или ниже договорных (в России, например, они в 2 раза выше и применяются к товарам, ввозимым из государств, которым РФ не предоставляет режим наиболее благоприятствующей нации, или товарам, страна происхождения которых неизвестна).
На товары, ввозимые из развивающихся стран, действуют более мягкие, так называемые преференциальные, пошлины. С 1971 г. в мире действует общая система преференций, в соответствии с которой Россия не берет пошлины с товаров 46 стран (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Ботсвана, Бутан, Гвинея и пр.). В соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Россией и соответствующими государствами, беспошлинное движение товаров осуществляется с бывшими республиками СССР (среди них Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан). Еще для 104 стран установлены ставки пошлин в 2 раза меньшие по сравнению с договорными (Алжир, Бразилия, Венесуэла, Гонконг, Индия, Ирак, Иран, Куба, Ливан, Мексика, Саудовская Аравия, Таиланд, Турция, Египет и пр.).
Помимо пошлин в качестве тарифных барьеров применяются таможенные платежи, которые включают пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за таможенное оформление, таможенное сопровождение, сборы за хранение на таможенных складах или складах временного хранения, сборы за выдачу лицензий и за консультирование.
Таможенные платежи
Тарифные барьеры - наиболее
эффективные методы регулирования
внешнеэкономической
Экспортные субсидии - это безвозмездная помощь государства предприятиям, вывозящим часть своей продукции на экспорт. В этом случае государство берет на себя часть издержек производства, тем самым способствуя снижению цены. Субсидии могут применяться, с одной стороны, для стимулирования расширения производства и увеличения реализации товара внутри страны (выступая в форме дотаций или льгот по налогообложению), что делает невыгодным импорт товара в страну. С другой стороны, экспортные субсидии могут компенсировать убытки, понесенные при сбыте товаров за рубежом, и в этом случае импортер может продолжить пребывание на зарубежном рынке.
Субсидии могут не иметь денежной формы, например при предоставлении бесплатной информации, поиске партнера и др., но и в этом случае производитель получает чистый выигрыш за счет экономии на затратах.
В качестве нетаможенных барьеров используется таможенная оценка. Она применяется тогда, когда таможенной службе сложно определить, насколько точно указаны цены в счетах-фактурах. В этом случае, применяя методы оценки аналогичных товаров, идентичных товаров, базовых издержек, таможня увеличивает размер пошлины.
Воздействие на цену оказывает и взимание консульского сбора, сбора за таможенную очистку, за оформление документов и т. п.
Установлено, что в результате применения нетарифных барьеров происходит повышение цены в 4 раза большее, чем при тарифном обложении.
К нетарифным барьерам, воздействующим на потоки товаров, относятся: