Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:43, контрольная работа
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность стратегического управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей их конкурентоспособности. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в нем достойное место. Активное развитие сферы услуг - одна из тенденций современной российской экономики.
1.Вопрос: Формирование стратегии конкуренции.
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность стратегического управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей их конкурентоспособности. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в нем достойное место. Активное развитие сферы услуг - одна из тенденций современной российской экономики.
Конкурентная стратегия предприятия - эффективная стратегическая модель его развития в условиях ограниченных ресурсов и ужесточения конкуренции, разработанная на основе определения стратегических целей и способов их достижения, позволяющих определить долговременные конкурентные преимущества и обеспечить устойчивое повышение конкурентоспособности.
Актуальность проблемы формирования конкурентной стратегии развития предприятия обусловлена необходимостью повышения эффективности производства. Для решения задач, обусловленных актуальностью данной проблемы в условиях ограниченных ресурсов и ужесточения конкуренции, необходимы современные методы формирования конкурентных преимуществ и, прежде всего, стратегический менеджмент и маркетинг, позволяющие:
а) выявить стратегические
б) разработать конкурентную стратегию развития предприятия на основе знания и выбора из числа альтернативных стратегий;
в) определить наиболее
Общие стратегии конкуренции.
Главное, что следует понять относительно наиболее общих стратегий, - это то, что каждая из этих стратегий по сути своей ориентирована на получение определенных конкурентных преимуществ и, чтобы добиться этих преимуществ, компания должна сделать выбор, то есть решить, какого именно типа конкурентные преимущества ей необходимы и в каком масштабе компания будет добиваться этих преимуществ . Быть «всем для всех» нельзя - это стратегический рецепт посредственной и малоэффективной деятельности; часто это означает, что у компании отсутствуют какие бы то ни было конкурентные преимущества.
Два основных типа конкурентных преимуществ в сочетании с той сферой деятельности, в которой компания пытается добиться этих преимуществ, позволяют ей выработать три наиболее общих конкурентных стратегии, с помощью которых можно добиться уровня эффективности, превышающего средние показатели в индустрии: лидерство в минимизации издержек, дифференциация и фокусирование. Стратегия фокусирования имеет две разновидности: фокусирование на издержках и фокусирование на дифференциации.
1.МИНИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК- базовая конкурентная стратегия. В рамках этой стратегии компания ставит своей целью наладить мало затратное производство товаров отрасли. Обычно у такой компании широкая сфера деятельности: компания обслуживает несколько сегментов индустрии, при этом захватывая по возможности и смежные отрасли, - зачастую именно такая широкая сфера деятельности и позволяет компании добиться лидерства в минимизации издержек. Источники преимуществ в области издержек могут быть весьма разнообразны, они варьируют в зависимости от типа отрасли. Преимуществом данной стратегии является:
- создание барьера для выхода на рынок новых игроков,
-защита против сильных поставщиков за счет ценового маневра,
- маневренность при появлении продуктов - заменителей,
-
возможность противостояния
2.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ.
Стратегия дифференциации состоит в том, что компания пытается занять уникальное положение в той или иной индустрии, придавая продукту такие характеристики, которые будут по достоинству оценены большим количеством покупателей. Таких характеристик или атрибутов может быть один или несколько - главное, чтобы они были действительно важны для покупателей. Способы дифференциации различаются от отрасли к отрасли. В основе дифференциации могут лежать уникальные свойства самого продукта, особенности реализации, особые маркетинговые подходы, а также самые разнообразные прочие факторы. Эта стратегия обладает следующими достоинствами:
-усиление приверженности бренду и повышение лояльности клиентов,
-лояльность клиентов может рассматриваться потенциальными конкурентами как барьер при выходе на рынок,
-
повышение рентабельности
3.ФОКУСИРОВАНИЕ.
Третья общая стратегия конкуренции - это стратегия фокусирования. Данная стратегия отличается от остальных: она основана на выборе узкой сферы конкуренции в рамках той или иной отрасли . Компания, избравшая стратегию фокусирования, выбирает определенный сегмент или группу сегментов отрасли и направляет свою деятельность на обслуживание исключительно данного сегмента или сегментов. Оптимизируя свою стратегию в соответствии с целевыми сегментами, компания пытается получить определенные конкурентные преимущества именно в этих сегментах, хотя общих конкурентных преимуществ в рамках всей отрасли у нее может не быть. Стратегия фокусирования существует в двух разновидностях. Фокусирование на издержках - это стратегия, при которой компания, работая в своем целевом сегменте, пытается получить преимущество за счет низких затрат. При фокусировании на дифференциации компания осуществляет дифференциацию в своем целевом сегменте. Оба варианта стратегии основаны на тех признаках, которые отличают избранный целевой сегмент от прочих сегментов данной отрасли.
4.«ЗАСТРЯВШИЕ НА СЕРЕДИНЕ».
Компания, которая безуспешно пытается реализовать все три стратегии, неминуемо окажется «застрявшей» посередине между лидерами и отстающими. Эта стратегическая позиция - верный признак низкой эффективности работы компании, а также путь к тому, чтобы не получить ни одного из конкурентных преимуществ. «Забуксовавшая» компания всегда будет в крайне невыгодной с точки зрения конкуренции позиции - в любом сегменте рынка все выгодные позиции будут заняты либо лидерами в минимизации издержек, либо компаниями, избравшими дифференциацию или фокусирование.
Конкурентная среда предприятия: понятие, сущность, факторы её формирующие
Конкуренция - процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке в конкретное время для одержания победы или достижения других целей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
По степени интенсивности конкуренция подразделяется на:
- привлекательную, когда в данном сегменте предприятие способно удовлетворить свои потребности в большей степени, нежели в другом сегменте.
-
умеренную, когда усилия конкурирующей
компании поддерживают
- ожесточенную, когда одна компания вытесняет другую из данного сегмента.
По форме конкуренция делиться на:
- предметную, когда конкурирующие товары относятся к одной ассортиментной группе, к аналогичным группам, либо товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность потребителя.
- функциональную, когда конкурирующие товары относятся к группе товаров-заменителей.
Конкуренция может происходить на следующих уровнях:
- индивидуальный уровень (предполагает наличие одного участника, который хочет занять наилучшую позицию на рынке)
- местный уровень (соперничают товаропроизводители какой-то территории).
- отраслевой уровень (получение большего дохода предполагается в какой-то одной отрасли).
- межотраслевой (соперничают разные отрасли за предпочтение покупателя).
- национальный уровень (соперничество товаропроизводителей одного государства)
- глобальный уровень (борьба производителей на мировых рынках).
Характер развития конкуренции может быть свободный или регулируемый.
По методам ведения конкурентной борьбы можно выделить ценовое соперничество и неценовое соперничество, когда успеха добиваются путем улучшения качества продукции, обслуживания и т.д.
Конкуренция выступает, как рыночный регулятор, так как она может воздействовать на цену, устранять нестабильное соотношение спроса и предложения, тем самым приводя общую рыночную цену к точке равновесия.
Методы конкуренции:
- повышение качества товара;
- повышение сервиса;
- снижение цены;
- использование всех преимуществ;
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
- размер рынка - чем больше рынок, тем сильнее конкуренты;
- темпы роста - чем быстрее рост, тем проще попасть на рынок;
- мощности - излишние мощности могут привести к падению цен;
- препятствия для входа или выхода с рынка защищают позицию фирмы, тогда как при их отсутствии рынок становиться доступен для проникновения на него неконкурентоспособных новичков;
- цена;
- уровень стандартизации товаров - у покупателей есть преимущество, так как легко могут переключиться с одного товара на другой;
- мобильные технологические модули;
- требование к размерам капитала - жесткие требования повышают риск, создают барьеры при входе компаний на рынок и выходе с него;
- экономия на масштабе - увеличивает долю рынка необходимую для достижения товаром необходимой конкурентоспособности;
- быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции;
В системе маркетинга предприятие, действующее на рынке, никогда не рассматривается само по себе, а только в совокупности с другими субъектами, действующими на рынке. Условия окружающей среды, в которых развивается предприятие, считается конкурентной средой. В условиях конкурентной среды компании борются за покупателей, ресурсы и поставщиков. Способность выдержать эту борьбу говорит о конкурентоспособности предприятия. Такое предприятие может проектировать, изготовлять и реализовывать товары в существующих экономических условиях более привлекательные для конечных потребителей .
Экономическая сущность конкуренции проявляется в следующем:
Закон конкуренции более эффективен в воздействии на поведение участников рынка, нежели закон спроса и предложения. Свободная конкуренция двигает цены к точке равновесия, что ведет к равенству противоборствующих сторон.
Конкуренция выполняет очень важную роль:
- благодаря соперничеству, так как устанавливаются общественно нормальные условия для производства и обращения товара;
- благодаря рыночной борьбе (появляются новые товары);
Рыночная конкуренция устраняет отставшие и неэффективные хозяйства. Выживают те, кто стремиться к новым, современным технологиям, организационным и экономическим достижениям . Возможно, кто-то из участников конкурентной борьбы мечтает о рынке без конкуренции, но возможно ли создание такого рынка?
Методы оценки конкурентоспособности
Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов представляет сложную работу, так как:
- во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоёмкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов;
- во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке конкурентоспособности различных объектов;
- в-третьих, в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности различных объектов. Ни один комитет Государственной Думы, ни одно министерство или ведомство, ни один ВУЗ или НИИ в России комплексно не занимаются проблемами конкурентоспособности;
- в-четвёртых, специфика сферы услуг.
К числу наиболее популярных моделей оценки качества услуг относится так называемый «GAP-анализ», или «модель расхождений», разработанная А. Парасураман, В. Зейтамль и Л. Берри (PBZ).
Gap-анализ
применяется в случаях, когда
текущие результаты компании
имеют расхождения с
Gap-анализ компании. Суть этой модели заключается в определении стратегий и процессов, которые фирма может использовать для достижения превосходства в обслуживании потребителей. Элемент «восприятие услуги» фактически является функцией множества переменных, как управляемых со стороны компании, так и неуправляемых. Центральным элементом gap-модели является «потребительское расхождение», заключающееся в несовпадении потребительских ожиданий и восприятия услуги. Соответственно, главной задачей компании является сокращение данного расхождения с целью удовлетворения потребностей покупателей и выстраивания с ними длительных отношений
Модель Кано.С помощью модели Кано фирма может оценивать влияние своих действий на потребительскую ценность, может сразу выяснить, какими свойствами продукт должен непременно обладать, какие качества могут служить «изюминкой», привлекающей клиента к новинке, какие показатели надо точно дозировать, сопоставляя издержки на их достижение и обусловленный улучшением соответствующих качеств рост числа покупателей, можно обнаружить, что некоторые качества продукта вообще никого не волнуют и, следовательно, на их создание зря тратятся средства .
Конкурентные стратегии предприятия: классификация, процесс разработки
В стратегическом маркетинге выбор конкурентной стратегии обусловлен двумя основными моментами. Во-первых, привлекательностью отрасли с точки зрения долгосрочной прибыльности, а также факторами, которые ее определяют. Не все отрасли обладают равными возможностями для того, чтобы оставаться прибыльными на протяжении длительного времени, поэтому внутренне присущая отрасли прибыльность является также существенной составляющей прибыльности отдельно взятой компании. Второй центральный момент в выборе стратегии конкуренции - это факторы, определяющие относительную конкурентную позицию фирмы внутри отрасли. В большинстве отраслей одни компании могут быть намного прибыльнее, чем другие, независимо от того, каков средний показатель прибыльности в целом по отрасли.