Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 15:32, курсовая работа
В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов. Классические теории управления получили развитие в период с 1880-1930 г. Основателем классической теории управления считается Фредерик Тейлор (1856-1915) - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.
Динамический метод
Метод структуризации
целей предусматривает
Экспертно-аналитический
метод совершенствования
Нормативный метод
предусматривает применение
Параметрический метод заключается в установлении функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы управления персоналом для выявления их соответствия.
Метод главных компонент
позволяет отразить в одном
показателе свойства десятков
показателей. Это дает
Опытный метод базируется
на опыте предшествующего
Метод функционально-стоимостного анализа. Этот метод позволяет выбрать такой вариант построения системы управления персоналом или выполнения той или иной функции управления персоналом, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов.
Метод творческих совещаний
предполагает коллективное
Морфологический анализ является
средством изучения всевозможных комбинаций
вариантов организационных
Это далеко не полный перечень методов построения системы управления персоналом и ее совершенствования. Наибольший эффект достигается в том случае, когда все методы применяются в совокупности.
2. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
2.1. Виды, этапы, планирование личной карьеры
Под деловой карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов.
С организационной точки зрения карьера рассматривается как совокупность взаимосвязанных решений лица о выборе того или иного варианта предстоящей деятельности.
Этот выбор исходит
из открывающихся перед ним
Расстановка персонала обеспечивает эффективное замещение рабочих мест исходя из результатов комплексной оценки, плановой служебной карьеры, условий и оплаты труда персонала. Научно обоснованная расстановка персонала предусматривает:
Исходными данными для расстановки кадров являются:
Карьера - совокупность должностей, которые занимал и занимает на данный момент времени работник (фактическая карьера) и/или может занимать (плановая карьера).
Различают несколько видов карьеры:
2.Зависимая (от начальника). Здесь концентрируется внимание на ЛПР (лицо принимающее решение), от которого зависит карьераЛюди в этом случае формируют свою работу «под начальника»: угодничество, подхалимство, подсиживание, доносительство. Поэтому образно такую карьеру называют лакейской, подхалимской, «лизальной», угоднической..
3. От развития объекта. Сначала руководитель возглавляет небольшое подразделение, а затем добивается развития его или превращение в более крупное с изменением занимаемой должности.
4. Собственноручная. Люди работают настолько профессионально, что этот профессионализм сам себе прокладывает дорогу в должностных «джунглях», т.к. такому напору профессионализма невозможно противостоять.
5. «По трупам». Карьерные интересы превалируют в жизни - человек ни перед чем не останавливается в желании пройти наиболее короткий путь к нужной должности. Он использует различные методы и приемы уничтожения соперников.
6. Системная. Карьера увязывает в единое целое различные составные части карьеры и требует создания организационного фундамента ее планирования.
Карьера может быть динамичной,
связанной со сменой рабочих мест,
и статичной, осуществляющейся в
одном месте и в одной
Она бывает вертикальной, предполагающей должностное продвижение по ступеням иерархической лестницы, и горизонтальной, происходящей в пределах одного уровня управления, однако со сменой вида занятий, а подчас и профессии. Совмещение двух этих подходов дает так называемую ступенчатую карьеру.
Карьера может быть административной
или профессиональной. Многие фирмы,
связанные с наукоемкой деятельностью,
чтобы сохранить
Выделяется еще одна разновидность
карьеры — центростремительная,
суть которой состоит не столько
в перемещениях как таковых, сколько
в их реальном результате, заключающемся
в приближении к «ядру» организации.
Речь идет о том, что человек, даже
не занимая каких-то высоких должностей,
может оказаться близким
Следовательно, успех в карьере можно рассматривать и с точки зрения продвижения внутри организации от одной должности к другой, более высокой, и с точки зрения степени овладения определенной профессией, составляющими ее навыками и знаниями, и с точки зрения получения особого признания руководства.
Факторами успешной карьеры
могут быть случай, предоставляющий
человеку шанс; реалистический подход
к выбору направления; возможности,
создаваемые социально-
В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов:
1.Предварительный(До 25 лет). Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности. Безопасность, социальное развитие
2.Становление.(До 30 лет). Освоение работы, развитие профессиональных навыков. Социальное признание, независимость
3. Продвижение(До 45 лет). Профессиональное развитие. Социальное признание, самореализация.
4. Завершение(После 60 лет). Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены. Удержание социального признания.
5. Пенсионный(После 65 лет). Занятие другими видами деятельности. Поиск самовыражения в новой сфере деятельности.
Планирование деловой карьеры - определение путей, ведущих к достижению ее цели.
Процесс планирования индивидуальной карьеры начинается с выявления сотрудниками своих потребностей и интересов (желаемой должности, уровня доходов и т.п.) и потенциальных возможностей, на основе чего с учетом перспектив организации и объективных личных данных формулируются основные цели карьеры. Затем самостоятельно или с помощью руководителя и при консультации специалиста по работе с персоналом определяются варианты продвижения по службе, как в собственной фирме, так и за ее пределами и необходимые для этого меры.
Основой планирования карьеры часто становится так называемая карьерограмма. Этот документ, составляемый на 5-10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой стороны, обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.
Средством реализации плана карьеры являются успешная работа в занимаемой должности; профессиональное и индивидуальное развитие; обучение; эффективное сотрудничество с руководителем; создание положения и имиджа в организации. Все это позволяет успешно пройти через ряд последовательных должностей и добиться желаемого, осуществив тем самым развитие карьеры.
2.2. Управление служебно-
Система служебно-профессионального
продвижения – это совокупность
средств и методов должностного
продвижения персонала, применяемых
в различных организациях. Вообще
в практике управления различают
два вида продвижения: продвижение
специалиста и продвижение
Первый этап – работа со студентами старших курсов вузов и практикантами. Специалисты подразделений управления персоналом совместно с руководителями соответствующих подразделений, где проходят практику студенты, проводят отбор наиболее способных, склонных к руководящей работе студентов и осуществляют подготовку их к конкретной деятельности в подразделениях организации. Студентам, успешно прошедшим подготовку и практику, выдается характеристика-рекомендация для направления на работу в соответствующие подразделения организации.
Второй этап – работа с
Третий этап – работа с
Четвертый этап – работа с руководителями среднего звена управления. Работа строится по индивидуальным планам. За каждым назначенным на должность руководителя среднего звена закрепляется наставник – руководитель высшего звена для индивидуальной работы с ним. На основе анализа личных качеств и профессиональных знаний, специалистов подразделений управления персоналом составляет индивидуальный план подготовки. Как правило, это программы обучения деловым взаимоотношениям, передовым методам управленческого труда, экономики и юриспруденции.