Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:25, шпаргалка
1. Раскройте сущность маркетинга и охарактеризуйте основные составляющие комплекса маркетинга.
2. Сегментация рынка (деление потребителей на сегменты) – группы потребителей с однородным характером спроса.
3. Сформулируйте, в чем заключаются основные принципы маркетинга.
4. Перечислите и охарактеризуйте основные виды маркетинга в зависимости от рыночного спроса.
....
12. Раскройте структуру построения анкеты. Приведите рекомендации при составлении анкет.
Подсистема поддержки маркетинговых решений – совокупность элементов (модели, аналитические методы, вычислительная техника, программное обеспечение), которые используются предприятием для сбора и преобразования внутренней и внешней информации.
Маркетинговые исследования – предполагает сбор информации по конкретному вопросу собственными силами или с помощью специальных фирм.
Чтобы исследования были эффективными они должны носить систематический, а не случайный характер, как правило, из разных источников.
МИ могут быть направлены на изучение:
Схема проведения маркетинговых исследований:
Для решения некоторых проблем достаточно ограничиться изучением вторичной информации. В таком случае говорят о кабинетном исследовании проблемы (работа с документами). Но иногда ее бывает недостаточно, тогда необходимо воспользоваться первичной информацией, т.е. проводится полевое исследование (внекабинетное исследование).
Полевое исследование предполагает использование следующих методов сбора информации:
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Эксперимент
4. Имитация
1. Опрос – метод является наиболее распространенным и используется в 90% случаях. Основан на устном или письменном обращении к потребителю с вопросами, содержание которых представляют проблему исследования.
Если опрос принимает форму свободной беседы, то его называют интервью.
Если вопросы ставят в тесно фиксированной форме, то это – анкетирование.
Классификация опроса:
В зависимости от источника информации:
1. Массовые опросы, опрашиваются различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа, участников опроса называют респондентами.
2. Специализированные (экспертные) – участвуют компетентные лица, профессиональная деятельность которых связана с предметом исследования.
От частоты проведения:
2.Повторные, позволяют выявить тенденции изменения запросов и предпочтений. Сюда относятся панельные опросы – позволяют получить необходимую информацию с помощью неоднократного опроса, интересующей группы покупателей (семья, предприятие, специалисты, места массового посещения), через равные промежутки времени.
Метод связан со многими практическими проблемами:
- эффект «смертность панели» - отказ от сотрудничества, смена места жительства, физическая смерть).
- «эффект панели» - участники не всегда правдивы, проявляют небрежность в заполнении.
От степени охвата:
2.Выборочные – опрашивается определенная часть, отобранная специальными научно обоснованными методами (метод фокус-группы, куда входят от 8-до 12 человек, формирование группы идет по принципу гомогенности – по возрасту, виду деятельности, семейному положению).
От присутствия исследователя:
1. Очное – (посещение респондентов на дому, по месту работы, на улице, магазине, транспорте). Возможность получить достоверную информации на месте, возможность пояснить респонденту все непонятные вопросы, возврат анкет сразу и полнота заполнения.
2. Заочное: почтовый опрос – рассылка анкет и получение ответов по почте; или прессовый – печатают в газете или журнале, или прилагаются к товару. Возможность охватить большую аудиторию, отсутствие психологического барьера, отсутствие временных ограничений на заполнение анкеты. Недостатки: длительность сроков получения анкет, неполный возврат анкет (иногда безвозвратных анкет достигает до 90%), сомнения в достоверности информации.
Анкетирование
Анкета – объединенная единым замыслом система вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме.
Структура построения анкеты:
Закрытые – предполагают выбор ответа из набора вариантов, приводимых в анкете.
Открытые – не содержат подсказок, не навязывают тот или иной вариант, а рассчитаны на получение нестандартных ответов.
Полузакрытые – кроме определенных вариантов ответов, приведены содержания своего варианта.
Рекомендации при составлении анкет:
Как правило, используется для изучения процесса покупки товаров и поведений людей на выставках. Наблюдение является весьма трудоемким методом и недостаточно субъективным является восприятие наблюдения.
Виды наблюдения:
По способу осуществления:
По степени стандартизации:
По месту наблюдения:
Преимущество: позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемых явлений.
Эксперименты могут быть:
Пробный маркетинг – особенно важен для товаров-новинок, когда производитель точно не знает, как отреагирует потребитель на товар и как его продвинуть на рынок.
1 вариант – образцы раздают своим сотрудникам с условием сообщить о всех замеченных достоинствах и недостатках с сохранением коммерческой тайны.
2 вариант- Экспериментальная продажа небольшой партии товара на контролируемом рынке. Пробная продажа позволяет проверить жизнеспособность товара и отработать технику его продвижения и сбыта. Это дает возможность снизить риск при организации массового производства.
Для решения некоторых проблем достаточно ограничиться изучением вторичной информации. В таком случае говорят о кабинетном исследовании проблемы (работа с документами). Но иногда ее бывает недостаточно, тогда необходимо воспользоваться первичной информацией, т.е. проводится полевое исследование (внекабинетное исследование).
Полевое исследование предполагает использование следующих методов сбора информации:
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Эксперимент
4. Имитация
1. Опрос – метод является наиболее распространенным и используется в 90% случаях. Основан на устном или письменном обращении к потребителю с вопросами, содержание кот. представляют проблему исследования.
Если опрос принимает форму свободной беседы, то его называют интервью.
Если вопросы ставят в тесно фиксированной форме, то это – анкетирование.
Классиф. опроса:
В зависимости от источника информации:
1. Массовые опросы, опрашиваются различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа, участников опроса называют респондентами.
2. Специализированные (экспертные) – участвуют компетентные лица, профессиональная деятельность которых связана с предметом исследования.
От частоты проведения:
2.Повторные, позволяют выявить тенденции изменения запросов и предпочтений. Сюда относятся панельные опросы – позволяют получить необходимую информацию с помощью неоднократного опроса, интересующей группы покупателей (семья, предприятие, специалисты, места массового посещения), через равные промежутки времени.
Метод связан со многими практическими проблемами:
- эффект «смертность панели» - отказ от сотрудничества, смена места жительства, физическая смерть).
- «эффект панели» - участники не всегда правдивы, проявляют небрежность в заполнении.
От степени охвата:
2.Выборочные – опрашивается определенная часть, отобранная специальными научно обоснованными методами (метод фокус-группы, куда входят от 8-до 12 человек, формирование группы идет по принципу гомогенности – по возрасту, виду деятельности, семейному положению).