Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:40, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Маркетинг".
Вопрос 1
Сущность понятия маркетинг. Виды маркетинга
Маркетинг – это особая система управления компанией, направленная на изучение и учет спроса и требований рынка с целью грамотной ориентации производственной деятельности компании на выпуск конкурентоспособной продукции. Такая продукция должна отвечать определенным технико-экономическим характеристикам, а ее реализация – обеспечивать предприятию получение максимальной прибыли и стабильное положение на рынке. Понятие маркетинга как раз и заключается в производстве такого продукта, обеспечении сбыта и достижении максимального уровня рентабельности.
Вообще существует более 1000 определений маркетинга, однако понятие и сущность маркетинга состоит в простой истине – это максимальное удовлетворение потребностей потребителей и, соответственно, получение максимальной же прибыли. Гуру и основатель теории маркетинга Филип Котлер утверждает: "Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена".
Так что, маркетинг – это уникальная 
система управления компанией, начальной 
точкой которой считается 
Виды маркетинга
В зависимости от состояния спроса на рынке
Конверсионный маркетинг применяется в условиях отрицательного спроса, когда значительная часть рынка не принимает продукт и даже может заплатить определённую цену за отказ от его использования. Задачей конверсионного маркетинга является изменение отрицательного отношения потребителей к продукту. Инструментами конверсионного маркетинга являются: переделка продукта, более эффективное его продвижение и снижение цены.
Стимулирующий маркетинг связан с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности потребителей. План стимулирующего маркетинга должен учитывать причины такого безразличия и определить мероприятия по его преодолению.
Развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом на товары (услуги).
Ремаркетинг оживляет спрос в определённый период угасания жизненного цикла товаров или услуг.
Синхромаркетинг используют в условиях колеблющегося спроса. Например, товары сезонного потребления.
Поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствуют уровню и структуре предложения.
Противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества или потребителя расценивается как иррациональный (например, спиртные напитки, табачные изделия).
Демаркетинг используется для снижения спроса на свой продукт в ситуации, когда спрос превышает предложение, и нет возможности увеличить объём производства. Добиться подобных результатов можно, например, повышением цены на товар, снижением объёмов рекламы или усилий по продвижению. Цель демаркетинга (в отличие от противодействующего маркетинга) — не разрушить спрос на продукт, а лишь уменьшить его, сбалансировав с производственными мощностями.
В зависимости от охвата рынка
Массовый маркетинг предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учёта различий между ними. (Я произвожу то, что нужно всем). Цель предприятия — установить низкие цены, так как снижаются затраты на массовое производство и продвижение.
Концентрированный (целевой) маркетинг ориентация на конкретный сегмент, стараясь максимально удовлетворить его потребности (товары для молодожёнов, ритуальные услуги). Преимущества: максимально полное удовлетворение потребности, используется маленькими компаниями. Недостатки: сегмент может неожиданно сократиться, ограничение возможного роста компании.
Дифференцированный маркетинг стремление к захвату большой части рынка в целом и при этом предложение нескольких разновидностей одного и того же товара, который отличается своими потребительскими качествами и может удовлетворить потребности многих сегментов (молочная компания, продукция разной жирности, сырки, творожок, йогурты). Преимущества: удовлетворение потребностей.
Вопрос 2
Исторические аспекты развития маркетинга. Эволюция маркетинга как науки
Эволюция маркетинга как наук
Годы  | 
  Теоретические основы  | 
  Методы  | 
  Сферы применения  | 
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
1900-1950  | 
  Учение о товаре, ориентация на распределение, теория экспорта и сбыта  | 
  Наблюдение, анализ покупки и продаж; расчет вероятностей; потребительские панели  | 
  Производство массовых товаров, сельскохозяйственная отрасль  | 
1960  | 
  Учение о сбыте, ориентация на объем продаж, на товар и функции, теория дистрибьюторства  | 
  Анализ мотивов, исследование операций, моделирование  | 
  Потребители средств потребления  | 
1970  | 
  Научные основы поведения и принятия решений. Маркетинг как рецепт. Ориентация на торговлю, сбыт и частично на потребителя  | 
  Факторинг, дискриминантный анализ, математические методы, маркетинговые модели  | 
  Потребители средств производства и средств потребления  | 
1980-1990  | 
  Ситуационный анализ. Учение о маркетинге как функции менеджмента. Теории конкурентного анализа. Основы экологии. Стратегический маркетинг  | 
  Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, экспертиза, причинно-следственный анализ  | 
  Потребители средств потребления, средств производства, сфера услуг, бесприбыльные отрганизации  | 
С 1990 г. по настоящее время  | 
  Учение о маркетинге как о функции и инструментарии предпринимательства. Теория рыночных сетей, теория коммуникаций и взаимодействия. Ориентация на социальный и экологический эффект  | 
  Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, модели поведения потребителей и конкурентов, бенч-маркетинг, теория игр  | 
  Потребители средств производства, средств потребления, сфера услуг, бесприбыльные организации, сфера государственного предпринимательства  | 
Основные термины по маркетингу возникли в конце ХIХ – начале ХХ веков. Необходимость в маркетинге возникла тогда, когда был затруднен сбыт.
В 1908 г. создается первая коммерческая ассоциация маркетинга в Америке.
Кризис 30-х годов усилил внимание к проблемам маркетинга.
В 1926 г. в США создается национальная ассоциация маркетинга и рекламы.
В 50-е годы проблемы маркетинга становятся глобальными. Проводится структурная перестройка промышленности с целью подчинения всех элементов производственного и торгового процесса требованиям рынка, т. е. необходимо производить то, что нужно.
С начала 60-х годов маркетинг выделяется как особая дисциплина и практически стираются грани между менеджментом и маркетингом.
В 1970 г. в США создается американская 
ассоциация маркетинга (АМА). Главной 
целью всех маркетинговых служб 
становится учет интересов, потребностей 
и запросов покупателя (потребителя). 
Начинаются некоторые движения в 
этом направлении и в России. Формируется 
интегрированная система 
- маркетинг как комплексная деятельность;
- связь управления с 
- взаимная увязка всех 
- выделение маркетинговой 
- концентрирование 
- целевая направленность на 
сбалансирование спроса и 
Вопрос 3
Основные понятия маркетинга: нужда, потребитель, запрос, товар, обмен, сделка и рынок
основные понятия маркетинга входят: нужда, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и, наконец, рынок.
Нужды, 
или первичные потребности 
В основные понятия маркетинга входит также человеческая потребность. Потребность – это такая нужда, которая приняла специфическую новую форму соответственно культурным укладам и личности индивида.
Основные понятия маркетинга продолжают запросы. Если потребности человека практически не имеют границ, то ресурсы, используемые для их удовлетворения, весьма ограниченны. Человек выбирает товар, который обеспечит ему наибольшее удовлетворение в границах его финансовых возможностей. Т.е. запрос представляет собой такую потребность, которая подкреплена покупательной способностью.
Товар. Наличие человеческих нужд, потребностей и запросов предполагает существование товаров, их удовлетворяющих. Товар представляет собой все, что способно удовлетворить человеческие потребности, нужды и запросы. Товарами могут быть не только изделия и услуги, но и личности, организации, места, виды деятельности, идеи и т.д.
Обмен. Все основные проблемы маркетинга как возникают, так и решаются при удовлетворении запросов и нужд при помощи обмена. Обмен представляет собой акт получения желаемого с предложением взамен чего-либо.
Сделка представляет собой коммерческий обмен ценностями сторонами. Сделка предполагает наличие, как минимум, двух значимых объектов, также согласование условий, места и времени ее совершения.
Завершает основные понятия маркетинга рынок, т.е. множество как имеющихся, так и потенциальных покупателей товаров. Маркетинг – это, прежде всего, работа с рынком с целью осуществления обменов и сделок, для того, чтобы удовлетворить человеческих нужды и потребности.
Вопрос 4
Эволюция концепции 
Концепция маркетинга представляет собой рыночный подход к предпринимательской деятельности, который основан на понимании потребителя в качестве основного агента рыночных отношений. Именно на интересы и запросы потребителя должна быть ориентирована маркетинговая деятельность.
Эволюция концепции маркетинга включает в себя стадии формирования различных концепций, каждая из которых существует и сегодня. Различают следующие концепции: совершенствования производства, концепция совершенствования товара, социально-этичного маркетинга и концепция интенсификации коммерческих усилий.
Эволюция концепции маркетинга происходила последовательно, рассмотрим все концепции в порядке их появления.
Концепция совершенствования 
Основана на точке зрения, предполагающей, что покупатель отдает предпочтение широко распространенным и легкодоступным по цене товарам. Исходя из данной концепции, руководство организации должно уделять особое внимание постоянному совершенствованию технологий, организации качественного производства, формам и методам сбыта.
Эволюция концепции маркетинга 
привела к концепции 
Данная концепция основана на том, 
что потребитель отдает предпочтение 
товару, представляющему наиболее высокий 
уровень качества, лучшую производительность 
и множество новых 
Эволюция концепции маркетинга продолжалась, в результате чего сформировалась данная концепция, предполагающая, что потребитель отдает предпочтение и активно покупает товар, который производится компанией в том случае, если предприняты специализированные усилия в продвижении товара на рынке и организованы его широкомасштабные продажи.
Социально-этичная концепция 
В соответствии с этой концепцией 
каждая фирма обязана определять 
потребности и интересы целевых 
покупателей, а затем обеспечивать 
наивысшую потребительскую 
Вопрос 5
Основные цели, принципы и функции маркетинга
Главная цель маркетинга – ориентировать производство на требования рынка, разработать план мероприятий по изучению рынка.
Основные задачи 
маркетинга: 
- изучение ценообразования, спроса 
- стимулирование сбыта; 
- реклама; 
- планирование ассортимента товара; 
- планирование сбыта; 
- планирование мероприятий по хранению, 
транспортировке товара; 
- управление персоналом, организация 
обслуживания потребителей.
Принципы маркетинга: 
1. Конкретность целей, как, например, овладение 
определенным сегментом рынка 
2. Комплексность в подходе, с учетом потребностей 
рынка, ожидаемых прогнозов 
3. Адаптивность к условиям выбранного 
рынка с целенаправленным воздействием 
на него 
4. Долгосрочные планы, в расчете на новые 
изделия, обладающие уникальными потребительскими 
свойствами, обеспечивающие успешное 
развитие предприятия на длительный срок 
5. Быстрота реакции на изменения происходящие 
во внешней среде, оперативное управление 
производством и сбытом продукции
Цели маркетинга: 
1. Рыночные – захват сегмента рынка, а 
так же выявление перспективных сегментов 
2. Маркетинговые – мероприятия по созданию 
благоприятного отношения к фирме, создание 
репутации (имиджа) предприятия, конкурентоспособность, 
объемы продаж, прибыль 
3. Управленческие – отлаживание структуры 
управления 
4. Обеспечивающие – ценовая политика, 
обеспечение качества товара, обеспечение 
высоких показателей продаж 
5. Контрольные.
Функции маркетинга: 
1. Аналитические – изучение спроса, потребителей, 
внутренней и внешней конъюнктуры предприятия, 
конкурентных фирм, посредников и поставщиков, 
анализ выпускаемой продукции 
2. Производственно-сбытовые – разработка 
новых товаров, организация их производства, 
сбыта и послепродажного обслуживания, 
стимулирование сбыта, разработка новой 
ценовой политики, мероприятия по стимулированию 
сбыта. 
3. Управления и контроля – разработка 
новых предложений, краткосрочное и стратегическое 
планирование.