Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:40, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Маркетинг".
Вопрос 1
Сущность понятия маркетинг. Виды маркетинга
Маркетинг – это особая система управления компанией, направленная на изучение и учет спроса и требований рынка с целью грамотной ориентации производственной деятельности компании на выпуск конкурентоспособной продукции. Такая продукция должна отвечать определенным технико-экономическим характеристикам, а ее реализация – обеспечивать предприятию получение максимальной прибыли и стабильное положение на рынке. Понятие маркетинга как раз и заключается в производстве такого продукта, обеспечении сбыта и достижении максимального уровня рентабельности.
Вообще существует более 1000 определений маркетинга, однако понятие и сущность маркетинга состоит в простой истине – это максимальное удовлетворение потребностей потребителей и, соответственно, получение максимальной же прибыли. Гуру и основатель теории маркетинга Филип Котлер утверждает: "Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена".
Так что, маркетинг – это уникальная
система управления компанией, начальной
точкой которой считается
Виды маркетинга
В зависимости от состояния спроса на рынке
Конверсионный маркетинг применяется в условиях отрицательного спроса, когда значительная часть рынка не принимает продукт и даже может заплатить определённую цену за отказ от его использования. Задачей конверсионного маркетинга является изменение отрицательного отношения потребителей к продукту. Инструментами конверсионного маркетинга являются: переделка продукта, более эффективное его продвижение и снижение цены.
Стимулирующий маркетинг связан с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности потребителей. План стимулирующего маркетинга должен учитывать причины такого безразличия и определить мероприятия по его преодолению.
Развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом на товары (услуги).
Ремаркетинг оживляет спрос в определённый период угасания жизненного цикла товаров или услуг.
Синхромаркетинг используют в условиях колеблющегося спроса. Например, товары сезонного потребления.
Поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствуют уровню и структуре предложения.
Противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества или потребителя расценивается как иррациональный (например, спиртные напитки, табачные изделия).
Демаркетинг используется для снижения спроса на свой продукт в ситуации, когда спрос превышает предложение, и нет возможности увеличить объём производства. Добиться подобных результатов можно, например, повышением цены на товар, снижением объёмов рекламы или усилий по продвижению. Цель демаркетинга (в отличие от противодействующего маркетинга) — не разрушить спрос на продукт, а лишь уменьшить его, сбалансировав с производственными мощностями.
В зависимости от охвата рынка
Массовый маркетинг предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учёта различий между ними. (Я произвожу то, что нужно всем). Цель предприятия — установить низкие цены, так как снижаются затраты на массовое производство и продвижение.
Концентрированный (целевой) маркетинг ориентация на конкретный сегмент, стараясь максимально удовлетворить его потребности (товары для молодожёнов, ритуальные услуги). Преимущества: максимально полное удовлетворение потребности, используется маленькими компаниями. Недостатки: сегмент может неожиданно сократиться, ограничение возможного роста компании.
Дифференцированный маркетинг стремление к захвату большой части рынка в целом и при этом предложение нескольких разновидностей одного и того же товара, который отличается своими потребительскими качествами и может удовлетворить потребности многих сегментов (молочная компания, продукция разной жирности, сырки, творожок, йогурты). Преимущества: удовлетворение потребностей.
Вопрос 2
Исторические аспекты развития маркетинга. Эволюция маркетинга как науки
Эволюция маркетинга как наук
Годы |
Теоретические основы |
Методы |
Сферы применения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1900-1950 |
Учение о товаре, ориентация на распределение, теория экспорта и сбыта |
Наблюдение, анализ покупки и продаж; расчет вероятностей; потребительские панели |
Производство массовых товаров, сельскохозяйственная отрасль |
1960 |
Учение о сбыте, ориентация на объем продаж, на товар и функции, теория дистрибьюторства |
Анализ мотивов, исследование операций, моделирование |
Потребители средств потребления |
1970 |
Научные основы поведения и принятия решений. Маркетинг как рецепт. Ориентация на торговлю, сбыт и частично на потребителя |
Факторинг, дискриминантный анализ, математические методы, маркетинговые модели |
Потребители средств производства и средств потребления |
1980-1990 |
Ситуационный анализ. Учение о маркетинге как функции менеджмента. Теории конкурентного анализа. Основы экологии. Стратегический маркетинг |
Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, экспертиза, причинно-следственный анализ |
Потребители средств потребления, средств производства, сфера услуг, бесприбыльные отрганизации |
С 1990 г. по настоящее время |
Учение о маркетинге как о функции и инструментарии предпринимательства. Теория рыночных сетей, теория коммуникаций и взаимодействия. Ориентация на социальный и экологический эффект |
Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, модели поведения потребителей и конкурентов, бенч-маркетинг, теория игр |
Потребители средств производства, средств потребления, сфера услуг, бесприбыльные организации, сфера государственного предпринимательства |
Основные термины по маркетингу возникли в конце ХIХ – начале ХХ веков. Необходимость в маркетинге возникла тогда, когда был затруднен сбыт.
В 1908 г. создается первая коммерческая ассоциация маркетинга в Америке.
Кризис 30-х годов усилил внимание к проблемам маркетинга.
В 1926 г. в США создается национальная ассоциация маркетинга и рекламы.
В 50-е годы проблемы маркетинга становятся глобальными. Проводится структурная перестройка промышленности с целью подчинения всех элементов производственного и торгового процесса требованиям рынка, т. е. необходимо производить то, что нужно.
С начала 60-х годов маркетинг выделяется как особая дисциплина и практически стираются грани между менеджментом и маркетингом.
В 1970 г. в США создается американская
ассоциация маркетинга (АМА). Главной
целью всех маркетинговых служб
становится учет интересов, потребностей
и запросов покупателя (потребителя).
Начинаются некоторые движения в
этом направлении и в России. Формируется
интегрированная система
- маркетинг как комплексная деятельность;
- связь управления с
- взаимная увязка всех
- выделение маркетинговой
- концентрирование
- целевая направленность на
сбалансирование спроса и
Вопрос 3
Основные понятия маркетинга: нужда, потребитель, запрос, товар, обмен, сделка и рынок
основные понятия маркетинга входят: нужда, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и, наконец, рынок.
Нужды,
или первичные потребности
В основные понятия маркетинга входит также человеческая потребность. Потребность – это такая нужда, которая приняла специфическую новую форму соответственно культурным укладам и личности индивида.
Основные понятия маркетинга продолжают запросы. Если потребности человека практически не имеют границ, то ресурсы, используемые для их удовлетворения, весьма ограниченны. Человек выбирает товар, который обеспечит ему наибольшее удовлетворение в границах его финансовых возможностей. Т.е. запрос представляет собой такую потребность, которая подкреплена покупательной способностью.
Товар. Наличие человеческих нужд, потребностей и запросов предполагает существование товаров, их удовлетворяющих. Товар представляет собой все, что способно удовлетворить человеческие потребности, нужды и запросы. Товарами могут быть не только изделия и услуги, но и личности, организации, места, виды деятельности, идеи и т.д.
Обмен. Все основные проблемы маркетинга как возникают, так и решаются при удовлетворении запросов и нужд при помощи обмена. Обмен представляет собой акт получения желаемого с предложением взамен чего-либо.
Сделка представляет собой коммерческий обмен ценностями сторонами. Сделка предполагает наличие, как минимум, двух значимых объектов, также согласование условий, места и времени ее совершения.
Завершает основные понятия маркетинга рынок, т.е. множество как имеющихся, так и потенциальных покупателей товаров. Маркетинг – это, прежде всего, работа с рынком с целью осуществления обменов и сделок, для того, чтобы удовлетворить человеческих нужды и потребности.
Вопрос 4
Эволюция концепции
Концепция маркетинга представляет собой рыночный подход к предпринимательской деятельности, который основан на понимании потребителя в качестве основного агента рыночных отношений. Именно на интересы и запросы потребителя должна быть ориентирована маркетинговая деятельность.
Эволюция концепции маркетинга включает в себя стадии формирования различных концепций, каждая из которых существует и сегодня. Различают следующие концепции: совершенствования производства, концепция совершенствования товара, социально-этичного маркетинга и концепция интенсификации коммерческих усилий.
Эволюция концепции маркетинга происходила последовательно, рассмотрим все концепции в порядке их появления.
Концепция совершенствования
Основана на точке зрения, предполагающей, что покупатель отдает предпочтение широко распространенным и легкодоступным по цене товарам. Исходя из данной концепции, руководство организации должно уделять особое внимание постоянному совершенствованию технологий, организации качественного производства, формам и методам сбыта.
Эволюция концепции маркетинга
привела к концепции
Данная концепция основана на том,
что потребитель отдает предпочтение
товару, представляющему наиболее высокий
уровень качества, лучшую производительность
и множество новых
Эволюция концепции маркетинга продолжалась, в результате чего сформировалась данная концепция, предполагающая, что потребитель отдает предпочтение и активно покупает товар, который производится компанией в том случае, если предприняты специализированные усилия в продвижении товара на рынке и организованы его широкомасштабные продажи.
Социально-этичная концепция
В соответствии с этой концепцией
каждая фирма обязана определять
потребности и интересы целевых
покупателей, а затем обеспечивать
наивысшую потребительскую
Вопрос 5
Основные цели, принципы и функции маркетинга
Главная цель маркетинга – ориентировать производство на требования рынка, разработать план мероприятий по изучению рынка.
Основные задачи
маркетинга:
- изучение ценообразования, спроса
- стимулирование сбыта;
- реклама;
- планирование ассортимента товара;
- планирование сбыта;
- планирование мероприятий по хранению,
транспортировке товара;
- управление персоналом, организация
обслуживания потребителей.
Принципы маркетинга:
1. Конкретность целей, как, например, овладение
определенным сегментом рынка
2. Комплексность в подходе, с учетом потребностей
рынка, ожидаемых прогнозов
3. Адаптивность к условиям выбранного
рынка с целенаправленным воздействием
на него
4. Долгосрочные планы, в расчете на новые
изделия, обладающие уникальными потребительскими
свойствами, обеспечивающие успешное
развитие предприятия на длительный срок
5. Быстрота реакции на изменения происходящие
во внешней среде, оперативное управление
производством и сбытом продукции
Цели маркетинга:
1. Рыночные – захват сегмента рынка, а
так же выявление перспективных сегментов
2. Маркетинговые – мероприятия по созданию
благоприятного отношения к фирме, создание
репутации (имиджа) предприятия, конкурентоспособность,
объемы продаж, прибыль
3. Управленческие – отлаживание структуры
управления
4. Обеспечивающие – ценовая политика,
обеспечение качества товара, обеспечение
высоких показателей продаж
5. Контрольные.
Функции маркетинга:
1. Аналитические – изучение спроса, потребителей,
внутренней и внешней конъюнктуры предприятия,
конкурентных фирм, посредников и поставщиков,
анализ выпускаемой продукции
2. Производственно-сбытовые – разработка
новых товаров, организация их производства,
сбыта и послепродажного обслуживания,
стимулирование сбыта, разработка новой
ценовой политики, мероприятия по стимулированию
сбыта.
3. Управления и контроля – разработка
новых предложений, краткосрочное и стратегическое
планирование.