Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:40, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Маркетинг".
Вопрос 6
Классификация маркетинга
сновная классификация маркетинга
по приоритетным задачам.
1. Дифференцированный
— это деятельность фирмы в нескольких
сегментах рынка с производством отдельного
товара для каждого из сегментов. Дифференцированным
маркетингом начинает пользоваться все
большее число фирм.
2. Недифференцированный
— это деятельность фирмы, направленная
на обращение сразу ко всему рынку с одним
предложением, т. е. фирма ориентируется
не на отдельные потребности, а ищет общее
в этих нуждах. Старается разработать
товар массового потребления путем создания
образа превосходства в сознании покупателей.
3. Концентрированный
— это сосредоточение маркетинговых усилий
на наибольшей доле одного или нескольких
субрынков.
Благодаря этому маркетингу фирма может
обеспечить себе довольно прочную рыночную
позицию в тех сегментах рынка, в которых
она работает, так как лучше других знает
нужды покупателей данной ниши и пользуется
определенной репутацией. А при спеC
циализации производства и применении
мер по стимулированию сбыта может добиться
снижения издержек во многих сферах своей
деятельности.
В зависимости от широты охвата рынка
выделяют массовый маркетинг,
который характеризуется массовым производством,
массовым распространением и стимулированием
сбыта какого-то одного товара для всех
покупателей.
Этот маркетинг направлен на продажу большого
количества однородного товара по доступной
цене, т. е.главная цель — максимальный
сбыт. Также выделяют вертикальный и горизонтальный
маркетинг.
Вертикальный
— это маркетинг, ориентированный на вертикальную
нишу рынка, с целью найти такие пути реализации
данного изделия, которые позволят найти
нового покупателя.
Разрабатывать, производить и выпускать
различный товар (одной ассортиментной
группы) для каждого рынка сбыта это достаточно
дорогой способ. Гораздо выгоднее производить
товары общего, так сказать, пользования,
но способные выполнять разC
ные задачи в зависимости от особенностей
сфер использования, благодаря наличию
программного обеспечения и (или) других
параметров.
Горизонтальный
— это маркетинг, ориентированный на горизонтальную
нишу рынка с целью удовлетворить потребность
покупателя по всему кругу изделий и услуг,
в которых последний может только нуждаться.
Принципиальное отличие данной классификации
от предыдущей заключается в том, что фирма
старается как можно больше производить
однородных товаров, даже если между ними
отсутствует тесная функциональная связь,
с целью удовлетворения растущих потребностей.
Одной из основных проблем данной классификации
является неумение переводить имеющиеся
потребности и спрос с языка конкретных
запросов и предпочтений на язык конкретных
товаров (услуг).
лассификация
маркетинга относится к типу естественнонаучных
классификаций, то есть таких, за основу
которых берутся существенные признаки
объектов и явлений. Классификация маркетинга
– это инструмент познания законов, в
соответствии с которым существует и развивается
рынок. Классификация маркетинга может
быть проведена по многим основаниям.
По степени охвата рынка различают дифференцированный
(компания представлена на нескольких
сегментах рынка с различными предложениями
товаров), недифференцированный (компания
предлагает один и тот же продукт всему
рынку) и концентрированный маркетинг
(усилия компании сосредоточены на продвижение
товара для определенной категории потребителей).
Если основанием классификации маркетинга
является территориальный признак, то
различают местный (область, город), национальный
(страна), региональный и глобальный маркетинг.
Классификация маркетинга в зависимости от направления приложения маркетинговых усилий различает маркетинг, ориентированный на товар (совершенствование товара, новации, новые технологии), маркетинг, ориентированный на потребителя (приоритет – удовлетворение потребностей клиентов, потребителей), и интегрированный маркетинг, объединяющий оба направления.
Обширна классификация маркетинга в зависимости от воздействия на спрос. В этой классификации выделяют стимулирующий маркетинг (спрос низкий, необходима стимуляция), развивающий (спрос неявный), поддерживающий (усилия компании направлены на поддержание существующего спроса), противодействующий (спрос чрезмерен, его необходимо снизить), конверсионный маркетинг, ремаркетинг, синхромаркетинг.
Классификация
маркетинга по сфере охвата делит
маркетинг на промышленный, потребительский
и инвестиционный, а в зависимости
от объекта маркетинг подразделяют
на маркетинг услуг, товара, организации,
социальный. В свою очередь, каждый
вид маркетинга в этой классификации
может разделяться на подвиды
– так, маркетинг товара делится
на маркетинг товаров народного
потребления и товаров
Вопрос 7
Основные элементы комплекса маркетинга. Понятие маркетинг-микс
Основным стержнем теории и практики
маркетинга есть - комплекс маркетинга.
Товарная, ценовая, сбытовая и коммуникативная
маркетинговая политика - четыре основные
элементы комплекса маркетинга. | |
Примеры: бесплатный мешочек при покупке
или бесплатная стоянка для автомобилей
у магазина. |
Четвертый элемент маркетинга - Коммуникации Маркетинг-микс – это система, комплекс тактических
маркетинговых инструментов, с помощью
которых реализуется стратегия маркетинга
компании. Все элементы, образующие комплекс
маркетинг-микс, управляемы, поэтому, манипулируя
ими, компания может удерживать стабильное
положение на рынке и чутко реагировать
на его изменения. Вопрос 8 Понятие маркетинговой среды организации. Внутренняя среда Маркетинговая среда предприятия
— это совокупность условий, факторов
и активных субъектов прямо или
косвенно влияющих на деятельность предприятия. Динамичные изменения, постоянно происходящие во всех сферах общественной жизни, делают управление маркетингом весьма сложным занятием. Происходящие за пределами предприятия процессы в той или иной мере сказываются на изменениях и процессах, происходящих внутри фирмы. Совокупность этих субъектов и отношений составляет понятие маркетинговой среды, которая во многом определяет характер деятельности фирмы и является объектом внимательного изучения. Маркетинговая среда – это совокупность субъектов и факторов, действующих за пределами фирмы и внутри нее, и оказывающих влияние на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с целевыми клиентами. Поставщики и клиенты, маркетинговые посредники и клиенты, финансовые круги и средства массовой информации, государственные учреждения и общественные организации, динамика численности, структуры населения и законодательная база предпринимательской деятельности, технический прогресс и состояние природной среды, культурная среда и внутренняя культура организации – вот далеко не полный перечень субъектов и факторов, действующих на предприятии и влияющих на эффективность его функционирования. Маркетинговая среда с точки зрения ее изучения может рассматриваться на трех уровнях: внутренняя среда, микросреда, макросреда. Микро- и макросреда представляют собой внешнюю среду фирмы.
§ 2. Внутренняя среда Внутренняя среда – часть маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется руководством. Она включает структурные подразделения предприятия и складывающиеся между ними отношения, персонал, ресурсы, корпоративную культуру. От состояния внутренней среды в значительной степени зависит стабильность функционирования, а значит, и выживания в конкурентной борьбе. Выбор товарной специализации,
схем товародвижения, ценообразования
и стимулирования сбыта, ориентации
на тот или иной целевой рынок,
организации маркетинговой Анализ внутренней
среды является трудной задачей,
решению которой уделяется Если все службы не объединены единой стратегией, не заинтересованы в реализации общих целей маркетинга, то предприятие в целом не может рассчитывать на успех. Сотрудники службы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, работая над созданием новых товаров, вправе рассчитывать, что отдел материально-технического снабжения обеспечит производственные службы не только более дешевым, но и качественным сырьем и комплектующими. И те, и другие ожидают от производственников выпуска качественной продукции. Финансовым службам не следует относиться к затратам на продвижение фирменных товаров как к пустой трате средств. Руководство предприятия не может быть озабочено только текущими проблемами и не задумываться о стратегических задачах. Внутренняя атмосфера взаимоотношений и социального климата на предприятии, складывающаяся под влиянием норм, правил и ценностей, составляет внутреннюю культуру предприятия. Главным ресурсом и цементирующим звеном предприятия является персонал, люди. Их мнение о деятельности своего предприятия, об успехах и проблемах – важный объект изучения внутренней среды. Вопрос 9 Внешняя маркетинговая среда организации (микросреда, макросреда) Внешняя маркетинговая среда фирмы состоит из микросреды и макросреды.К ней относятся все объекты, факторы и явления ,которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. В микросреду фирмы включаются взаимоотношения фирмы с поставщиками, посредниками, клиентами и конкурентами. Макросреда фирмы представлена более общими для большинства фирм факторами преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера Микросреда – это непосредственное окружение фирмы: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники, контактные аудитории и клиенты, имеющие отношение и оказывающие влияние на выполнение ею своих функций. В свою очередь, фирма может
оказывать существенное влияние
на характер и содержание этого взаимодействия,
усиливая положительные и ослабляя
отрицательные тенденции. Задача маркетинговых
исследований в области изучения
микросреды заключается в получении
информации о ситуации в ближайшем
окружении фирмы, предвидении возможных
направлений развертывания Макросреда – совокупность факторов, оказывающих влияние на микросреду. Каждый субъект микросреды испытает по-своему на себе ее влияние и не может управлять ею, и это обстоятельство позволяет назвать макросреду неконтролируемой предприятием. Основные характеристики факторов макросреды представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные характеристики факторов макросреды
Окончание табл. 2.1
Вопрос 10 Анализ конъюнктуры рынка Рынок как сложная социально-
Анализ рынка — основа для разработки тактики и стратегии предприятия (как в настоящем, так и в будущем), прогноза конъюнктуры рынка и состояния конкуренции — наиболее важных элементов анализа. Прогноз конъюнктуры рынка представляет возможные варианты изменений в структуре и объеме потребления, которые сопоставляются с оценками развития производства товара, что позволяет получить прогнозы объема продаж, спроса, предложения и соотношения между ними. При составлении прогноза
рынка как части общего маркетингового
прогноза используют информацию из разнообразных
аналитических маркетинговых Анализ конъюнктуры рынка Конъюнктура, конъюнктура рынка — экономическая ситуация на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж. Положение на рынке зависит от конъюнктуры рынка, т.е. от состояния спроса и предложения. Для того чтобы понять ситуацию на рынке, необходимо дать определение конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка — сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением,движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка — это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют. Основная цель изучения конъюнктуры рынка — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров. Комплексный подход к изучению
конъюнктуры рынка предполагает
использование различных, взаимодополняющих
источников информации; сочетание ретроспективного
анализа с прогнозом Изучение конъюнктуры
рынка базируется на анализе показателей,
характеризующих производство и
поставку товаров этой группы, объем
и структуру розничной продажи,
товарных запасов на складах предприятия,
в оптовой и розничной При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайне мере на один-два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций. По своему характеру прогноз
показателей конъюнктуры Задачи при изучении конъюнктуры рынка:
Анализ конъюнктуры рынка включает в себя изучение двух взаимосвязанных блоков — общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры рынка конкретного товара. Для анализа конъюнктуры рынка проводят исследование:
Для анализа общехозяйственной конъюнктуры используют результаты изучения внешней среды предприятия. Среди важнейших показателей общехозяйственной конъюнктуры назовем следующие:
Анализ конъюнктуры товарного рынка начинается с изучения спроса на товарном рынке, который проводится по отдельным сегментам рынка:
Наиболее сложным для
анализа и прогнозирования Объем спроса зависит от покупательной способности населения, которая определяется уровнем реальных доходов, условиями получения кредитов, суммой сбережений, соотношением между расходами на приобретение товаров и услуг. Сумма средств населения, направляемая на приобретение товаров, составляет объем платежеспособного спроса. Емкость рынка конкретного товара, т.е. объем потребленного (приобретенного) за определенный период времени товара, определяется как объем производства с учетом изменения запасов товаров и сальдо экспорта и импорта. Когда спрос на товар не удовлетворяется полностью, возникает феномен неудовлетворенного платежеспособного спроса, который не характерен для рыночной экономики или проявляется на начальных стадиях появления на рынке нового товара. Емкость рынка можно также определить, используя данные о реализованном спросе или объеме розничного товарооборота данного товара. При проведении анализа необходимо помнить, что стоимостные показатели спроса включают в себя оптовые и розничные наценки на товары. В связи с этим стоимостной анализ рекомендуется дополнять анализом спроса в натуральных показателях (штуках, килограммах, литрах) с учетом структуры розничных и оптовых цен, а также их изменения. Объем производственного потребления товарного рынка определяется величиной закупок потребителей. Среди факторов можно отметить общеэкономические, отраслевые, внутрихозяйственные. Объем государственного потребления определяется государственным заказом на товар. Главными факторами развития этого сектора рынка являются потребности государства в данном товаре и его финансовые возможности. Объем экспорта товара уменьшает емкость рынка. Величины экспорта регистрируются государственными таможенными службами, и данные о них публикуются в статистических сборниках. Среди факторов, влияющих на экспортные поставки, необходимо отметить следующие:
Анализ предложения предусматривает: количественную оценку предложения в стоимостных и натуральных показателях; определение структуры предложения с точки зрения ассортиментных разновидностей товара по ценам, типам, моделям, качеству, дизайну, новизне и т.д.; исчисление доли отдельных поставщиков (производителей и продавцов) на рынке товара, в том числе доли импорта в общем объеме предложения; выявление мировых тенденций в развитии данного рынка и возможные последствия таких тенденций для рынка страны. Анализ тенденций развития спроса и предложения на исследуемом рынке служит логическим продолжением предшествующих этапов анализа. На данном этапе основная задача — выявить тенденции динамики стоимостных и натуральных измерителей спроса и предложения, определить количественные и качественные факторы, влияющие на объемные и структурные изменения спроса и предложения, сопоставить выявленные тенденции на рынке страны с тенденциями в других регионах и других странах; определить стадию жизненного цикла, на которой находится товар. Результаты этого анализа являются отражением процесса удовлетворения потребности, которую выражают покупатели товара. Изучение конъюнктуры
товарного рынка завершается ан Задачи исследования потребностей носят качественный характер и решаются в основном путем опросов потребителей и специалистов — маркетологов, товароведов, социологов. Результаты анализа конъюнктуры рынка товара вместе с прогнозом общехозяйственной конъюнктуры становятся основой разработки конъюнктурного прогноза. |