Шпаргалка по «Управление и маркетинг в АПК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:41, шпаргалка

Краткое описание

1 Понятие и сущность управления. Эволюция управленческой мысли
2 Понятие и сущность управления. Объект, субъект управления, связь между ними
3 Соотношение понятий менеджмент и управление, их сходства и различия
4 Роль маркетинга в управлении предприятием
5 Цели, принципы, задачи и функции маркетинга
6 Эволюция маркетинга, характеристика маркетинговых концепций
7 Понятие организации. Признаки и виды организации
8 Функции управления. Понятие, характеристика функций
9 Необходимость контроля, его виды и принципы. Характеристики эффективного контроля.

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен маркетинг.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Методологию ситуационного подхода можно разделить на 3 основные части:

1) менеджер должен быть знаком  с основными концепциями управления; он должен понимать процесс управления; индивидуальное и групповое поведение; системный анализ; методы планирования и контроля; количественные методы принятия решений;

2) каждая из управленческих концепций  имеет свои сильные и слабые  стороны, их необходимо учитывать,  применяя к конкретной ситуации, а также необходимо предвидеть вероятные последствия применения данных концепций;

3) менеджер должен уметь правильно  интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы наиболее важны  в данной ситуации, а какими  переменными можно пренебречь.

5. Американская, европейская и японская модели  управления 

Все рассмотренные концепции в  большей или меньшей степени  реализуются в конкретных моделях  управления. Основными из них после 1970-х гг. являются американская и  японская модели. В 1981 г. У. Оучи предложил теорию Z, которая как бы дополняла идею МакГрегора относительно моделей Х и У. В теории Z Оучи пытался объединить американский и японский подходы к управлению и предложить лучшую модель управления любой организацией. Исходным пунктом концепции является положение о том, что человек – основа любой организации и от него в первую очередь зависит ее эффективность.

6. «Новая  философия управления» 

1. Концепцию группового сотрудничества, предполагающую улучшение трудового  взаимодействия, ориентацию на работу в командах, проектных и целевых группах, создание благоприятного климата в коллективе, сотрудничество с администрацией.

2. Концепцию гуманизации труда,  связанную с приспособлением  техники к рабочему, улучшением  условий труда, обогащением процесса труда, усилением творческих элементов в его содержании.

3. Демократизацию управления, которая  заключается в переходе от  жестких иерархических структур  к плоским, гибким структурам; в делегировании вниз части  управленческих полномочий, расширении  самостоятельности и ответственности исполнителей в решении проблем, возникающих на рабочих местах.

2.Понятие и сущность  управления. Объект, субъект управления, связь между ними

Управление - процесс воздействия  субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.Уровень руководства - это место менеджера в иерархической системе управления. На высшем уровне руководства находятся первые лица - руководители организации (top-managers - топ-менеджеры). Это - верхушка иерархии. У них нет непосредственных начальников, зато есть подчиненные-управленцы (т.е. руководители, менеджеры). Примерами являются директор завода и главный инженер. К нижнему уровню руководства относятся линейные менеджеры, руководящие непосредственными исполнителями. У линейных менеджеров есть непосредственные начальники, но среди их подчиненных менеджеров нет. Примеры - бригадир и мастер на одном из участков завода.Менеджеры среднего уровня руководства подчиняются менеджерам более высокого уровня управленческой иерархии и сами имеют в подчинении менеджеров. Начальник участка и начальник цеха, в который входят несколько участков - руководители среднего звена. Норма управляемости (диапазон контроля) - число работников, которыми может эффективно управлять руководитель. На высшем уровне руководства - это 3-5 человек. На среднем - 10-12 человек. На низшем - до 25-30 человек. Норма управляемости определяется содержанием работ и уровнем управления. Она влияет на число нижестоящих подразделений и число дальнейших уровней управления.

Субъекты управления.Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами.Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий: 1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;

2) степень достижения  субъектом управления своих целей  за счет управленческой деятельности  должна находиться в прямой  зависимости от степени достижения целей управления.

Объекты управления

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в  соответствии с содержанием данных команд. Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью  на протяжении всего времени  функционирования ОУ и не ослабевать  по мере удовлетворения потребностей  объекта управления. Этого можно  добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен  увязывать уровень стимулирования  со степенью достижения конечных целей.

3.Соотношение  понятий менеджмент и управление, их сходства и различия

Менеджмент (в максимально широком  смысле) — руководство социально-экономическими системами.  
Менеджмент- руководство, управление (коммерческая дирекция), организация (создание структуры). Имеет пять функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.  
Организация (как деятельность): 1. Образование и совершенствование связей между частями целого; 2. Создание и совершенствование структуры и правил функционирования ее элементов.  
Управле́ние: 1. Процесс (деятельность), направленный на достижение цели; 2. Перевод системы из одного состояния в заданное или удержание в заданном.  
Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными — получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус.руководить).  
Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии. Соствует русскому понятию приказчик. Также в России часто в силу большей престижности выражения «менеджер по продажам» чем «продавец» это слово используется к сотрудникам, никак не связанных с управлением.  
Ме́неджмент  
1.(от англ. manage — управлять, заведовать, руководить) наука об организации деятельности социальной системы для достижения заданных целей, в условиях ограниченности ресурсов.  
2.(от лат. manus agere, manibus age-re — делать руками) по смыслу близко к русскому слову «руководить». Менеджер оперирует объектами, вещами и ситуациями, для достижения поставленных целей и задач. Социология управления – пограничная наука. Она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. С социологией мы уже знакомы, стоит напомнить, что задача социологии состоит в том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать социальные отношения между людьми с целью выявления законов управляющих обществом. А поскольку общество состоит из различных групп и личностей,3 то социология изучает общество в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей. Менеджмент — это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в рыночном обществе.

Управление с социологической  точки зрения — это властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся местом в системе организации труда (важностью и сложностью выполняемых задач), которое принято называть должностным положением, и местом в системе распределения труда, которое определяет размер основного вознаграждения (оклад, заработная плата) и дополнительных выплат (премия, доля от прибыли). Это искусство так направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.

В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определения сущности управления:

Функция, вид деятельности по руководству  людьми:

системой отношений - это социальная иерархия, диапазон контроля, власть, ранг, статус, роли и т.п.

формой взаимодействия – это  методы контроля (общий и детальный), делегирование полномочий, стиль руководства, конкуренция, продвижение, лидерство, конфликты.

Наука, область человеческого знания, помогающего осуществлять этот вид  деятельности.

Процесс (4 основных действия или функции): планирование, организация, мотивация, контроль.

Определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Орган или аппарат управления.

Несмотря на обилие определений  и подходов, главное, на чём сходится большинство исследователей, это то, что основная задача управления – руководство людьми, координация их деятельности для достижения целей.

Довольно часто возникает вопрос: можно ли считать английское понятие  «менеджмент» и русское «управление» синонимами? Это одно и то же или  нет? Выделяются два подхода в решении этого вопроса:

Эти термины имеют сходство, но существенно отличаются по содержанию. Поскольку менеджмент как наука  возник в США, то американцы говоря о менеджменте, почти всегда имеют  в виду некоторую действующую  организацию или наличие фигуры менеджера в ней как субъекта управления. Говоря о более общей обезличенной системе управления, они используют термин «administration» - администрирование.

Русский термин «управление» по своему содержанию более широк  и может включать как понятие «менеджмент», так и понятие «администрирование».

«Менеджмент» и «управление» рассматриваются  практически с одних и тех  же позиций, поэтому эти термины  можно использовать как тождественные.

4.Роль маркетинга  в управлении предприятием.

Маркетинг, наравне с менеджментом, является системой управления предприятием. В функции маркетинга входит тщательный анализ происходящих на рынке процессов с целью принятия хозяйственных решений, например, для выяснения, что на данном этапе лучше предприятию производить и в каком количестве, для какого контингента потребителей производить продукцию и по какой цене ее продавать. В условиях, когда имеется преобладание предложения товаров над спросом на них, важным является поиск новых возможностей с целью расширения производства, а также сбыта произведенной продукции. Маркетинг в настоящее время превратился в науку, занимающуюся изучением рынка, способами стимулирования спроса на произведенную данным предприятием продукцию. Потребность в маркетинге увеличивается в условиях насыщенности рынка продукцией, когда развитие производства становится невозможным без знания спроса на данную продукцию.

Основное задание стратегического  маркетинга – это поиск «рыночной  ниши», которая представляет собой  возможность сбыта товара с определенными функциональными, потребительскими характеристиками в пределах данного рыночного сегмента, иными словами сбыта продукции, которая предназначена для определенных групп потребителей, что обеспечивает предприятие существенными преимуществами по сравнению с его конкурентами. Сегмент представляет собой определенную часть продажи определенного товара в общей структуре товарообмена.

Во время разработки маркетинговой  стратегии решаются три основных задания:

1. происходит выбор сегмента  рынка, в пределах которого будет работать данное предприятие.

2. обозначаются основные способы  и методы, которые должны обеспечить  высокую конкурентоспособность  товара данного предприятия.

3. обозначаются оптимальные сроки  работы данного предприятия на  определенном рынке по результатам прогнозирования спроса на продукцию.

В условиях кризиса может показаться, что изучение опыта маркетинга лишнее, ненужное. Но это ошибочное мнение. Даже в условиях кризиса нельзя прекращать изучение опыта стран с развитой рыночной экономикой в вопросах спроса населения, изучение методов удовлетворения спроса. Это важно в настоящем и также в будущем. Предприятия в условиях современной экономики вынуждены заниматься маркетингом. Их вынуждает этим заниматься конкуренция и борьба за выживание.

 

 

5.Цели, принципы, задачи и функции маркетинга

Маркетинг -- это целенаправленная деятельность. Его началом является выдвижение целей с их последующим  уточнением на основе проведенного комплексного маркетингового исследования.

Следует различать цели (задачи) деятельности фирмы и маркетинговые цели. Они, безусловно, взаимосвязаны, но соотносятся друг с другом, как предмет и метод. Маркетинг формулирует цели, реализация которых обеспечивает достижение целей деятельности фирмы. Так, если целью фирмы является увеличение валовой прибыли, то целью маркетинга может быть конкретное расширение продаж производимых товаров.

В качестве задач фирмы могут  быть: получение прибыли; предоставление возможностей своим сотрудникам  реализовать себя; достижение лидерства  на рынке или в отрасли и т.д. Хотя прибыль не является единственной целью, тем не менее, она занимает главенствующее место среди стоящих перед фирмой задач. Это объясняется тем, что наличие прибыли гарантирует выживание предприятия, обеспечивает источники финансирования, из которых можно восстановить или увеличить его активы; формирует ресурсы для распределения, в частности, акционерам; является психологическим стимулом для успешной деятельности руководства и персонала; служит показателем надежности фирмы для ее клиентов; является одним из самых важных факторов в оценке потенциальными инвесторами возможностей фирмы; служит объективным показателем эффективности использования ресурсов фирмы.

Информация о работе Шпаргалка по «Управление и маркетинг в АПК»