Экономические потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:00, реферат

Краткое описание

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. У всех людей есть различные потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг_1.doc

— 494.00 Кб (Скачать файл)

Компоненты  потребностей

        Роттер вводит в свою теорию три более общих переменных, являющихся компонентами потребностей. Это — потенциал потребности, ценность потребности и свобода передвижений.[8]

 Потенциал  потребности 

        В отличие от поведенческого потенциала — вероятности того, что конкретный вариант поведения будет иметь место в данной ситуации по отношению к конкретному подкреплению, потенциал потребности относится к группе функционально связанных поведений. Потенциал потребности — это вероятность реализации набора функционально связанных поведений, направленных на удовлетворение одной и той же цели или подобных целей.

Когда мы видим разных людей, ведущих себя примерно одинаково, например обедающих в шикарном ресторане, мы не можем сделать вывод, что все они удовлетворяют одну и ту же потребность. Один человек может удовлетворять потребность в физическом комфорте, то есть в еде, другой может быть более заинтересован в любви и привязанности, третий, возможно, удовлетворяет в первую очередь потребность в признании и статусе. Вероятно, любая из шести широких категорий потребностей может удовлетворяться с помощью обеда в ресторане. Однако будет ли чей-то потенциал потребности реализован, зависит не только от степени предпочтения этим человеком данного вознаграждения, но также и от его свободы передвижений, необходимой для того, чтобы производить действия, ведущие к получению этого вознаграждения. Надо помнить, что потенциал потребности невозможно измерить отдельно, только с помощью наблюдения за поведением данного человека.

 Ценность потребности

Если ценность подкрепления — это относительное предпочтение определенного подкрепления при  равной вероятности всех подкреплений, то ценность потребности относится к группе подкреплений, связанных с шестью категориями потребностей. Личная ценность потребности — это степень предпочтения человеком одной группы подкреплений другой. Роттер определяет ценность потребности как «среднее значение предпочтения набора функционально связанных подкреплений».[8] Если считать свободу передвижений константой, тогда человек будет реализовывать такую цепочку поведений, которая ведет к удовлетворению наиболее значимой потребности. Если человек имеет одинаковые ожидания относительно вероятности получения позитивных подкреплений в результате поведения, нацеленного на удовлетворение каждой потребности, то определяющим моментом будет ценность, которую имеет для него каждая конкретная группа потребностей. Если человек предпочитает независимость и в равной степени ожидает получить подкрепление, выбрав любую группу потребностей, тогда он будет стремиться к достижению независимости.

Свобода передвижений

Третья компонента потребностей — это свобода передвижений. В  общей формуле предсказаний свобода передвижений — аналог ожиданий, и определяется она как «среднее ожидание относительно достижения положительного удовлетворения в результате реализации группы связанных поведений, направленных на получение группы функционально связанных подкреплений».[8] Другими словами, свобода передвижений — это ожидания человека относительно получения подкрепления после произведения действий, направленных на удовлетворение какой-либо общей потребности. Возьмем в качестве примера женщину с сильной потребностью доминировать. Для удовлетворения этой потребности она может вести себя различными способами: выбирать одежду для своего мужа, решать за сына, какой курс он будет посещать в колледже, руководить актерами на сцене, организовать профессиональную конференцию с участием множества коллег или использовать один из сотен других способов подкрепить свою потребность в доминировании. Средний уровень ожиданий относительно того, приведут ли эти действия к желаемому удовлетворению, есть мера ее свободы передвижений в сфере доминирования.

         Изучая отношение свободы передвижений к ценности данной потребности, Роттер разработал оригинальную концепцию адаптации. «Насколько свобода передвижений высока, можно определить, считая ценность потребности константой и рассматривая при этом потенциал потребности.»[8] Например, если человек совершенно одинаково ценит доминирование, независимость, любовь и привязанность, а также то, что удовлетворяет его прочие потребности, тогда этот человек будет вести себя таким образом, чтобы с наибольшей вероятностью получить какое-нибудь вознаграждение. Если, например, человек предпочитает поведение, доставляющее физический комфорт, значит, в этом направлении у него существует большая свобода передвижений, чем в направлении, ведущем к удовлетворению потребностей других групп. В обычной жизни, конечно, ценность потребности не является константой, потому что большинство людей предпочитают удовлетворение одних потребностей удовлетворению других. Но если оказывается, что ценность потребности высока, а человек не обладает свободой передвижений, то это приводит к сильной фрустрации. Человек предполагает, что его деятельность не будет успешна, часто ищет достижения целей в фантазиях или прикладывает огромные усилия, чтобы защититься от риска потерпеть неудачу. Именно это сочетание факторов — высокая ценность потребности и низкая свобода передвижений, согласно Роттеру, является причиной плохой адаптации.

 

  1. Классификация Э. Фромма.

 

        Помимо социальных механизмов модели человеческого поведения Фромм рассматривает экзистенциальные потребности, свойственные самому человеческому существованию. Он называет человека "капризом вселенной", брошенным в этот мир в случайное время и место. Осознание случайности, ограниченности собственного бытия и собственных возможностей определяется Фроммом как "экзистенциальные дихтомии"[8]. Человек, по Фромму, никогда не бывает свободен от дихтомии своего существования: он не может избавиться от разума - источника раскола сознания - и от своего тела, которое заставляет его хотеть жить.[8]

         В качестве основной экзистенциальной дихтомии Фромм выделяет дихтомию жизни и смерти. Факт смерти неустраним для человека и служит источником трагизма. Человек пытается преодолеть эту дихтомию при помощи идеологий. Христианская концепция бессмертия души, в данном случае, является ярким примером снятия противоречий.

 Фромм выделил  пять экзистенциальных потребностей:[8]

1. Потребность  в установлении связей.

        Осознание одиночества как одного из характерных свойств человеческого существования взаимосвязано с потребностью в установлении связей со своими ближними. Идеальный путь связи с миром реализуется в заботе о ком-то, в участии в судьбе "другого", в "продуктивной" любви, которая помогает людям трудиться вместе, сохраняя свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, постоянным спутником человека становится тревога, одиночество, ощущение неполноценности. Обычно такое состояние сопровождается крайним эгоизмом, недоверчивостью к окружающим, зацикленностью на собственных интересах.

2. Потребность  в преодолении.

         Человек нуждается в преодолении своей пассивной животной природы. В этом стремлении самосознание, воображение и разум, по Фромму, занимают ключевые позиции. Именно разум заставляет человека стремиться к преодолению коренной противоречивости собственного существования. Динамика развития, считает Фромм, обусловлена вечной пытливостью разума, которая вынуждает человека идти вперед, стараться сделать неизвестное известным, заполняя не только пробелы в своем знании, но и создавая мир идей, искусства, материальные ценности. Осознание продуктивности собственной деятельности, собственной включенности в поток жизни дает возможность человеку достичь чувства собственной значимости.[8]

3. Потребность в корнях.

 Человек не может  перенести одиночества и обособленности  от ближних. Он стремится ощущать  себя неотъемлемой частью мира. Эта потребность заложена в  природе человека и возникает  с самого появления на свет, когда разрываются биологические  связи с матерью. Из этого Фромм делает вывод, что потребность в корнях, в чувстве стабильности и прочности, обеспечивающее ощущение безопасности, сохраняется на протяжении всей жизни. Утратив симбиотические отношения с матерью, человек стремится вернуться в "потерянный рай". [8]

4. Потребность  в идентичности.

 Фромм считал, что  людям свойственная внутренняя  потребность тождества с самим  собой, осознание собственной  уникальности, неповторимости, своеобразия.[8] Подлинная идентичность, в его  концепции, является реализацией позитивной свободы в соответствии с собственной внутренней потребностью, а не согласно общепризнанным стандартам и стереотипам поведения.

5. Потребность  в системе взглядов и преданности.

 Фромм считал необходимым  средством для установления чувства стабильности систему ориентаций, представляющих совокупность убеждений, объясняющих и примиряющих человека со сложностью и противоречивостью жизни. Человеку, подчеркивал Фромм, "нужно чувствовать себя во вселенной, как у себя дома".[8] С этой позиции особенное значение в его концепции придавалось рациональному формированию объективного взгляда на природу и общество. Люди также нуждаются и в объекте преданности, в посвящении себя высшей инстанции (Бог, нация, совесть, моральная необходимость и т.д.). Удовлетворение этой потребности дает возможность преодоления изолированного существования и придает жизни смысл.

          В теории Фромма возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей предоставляются определенным типом общества, который формирует структуру личности или же "основные ориентации характера".

 

 

  1. Типологическая система Симонова.

 

Другим примером многофакторного  подхода к типологии потребностей может служить система, предложенная П. Симоновым Симонов, 1987] и представленная на рисунке 3.

 

 Здесь потребности  подразделяются на три группы  по генетическому признаку: биологические,  социальные и идеальные. Биологические,  или материальные, потребности связаны  с желаниями, ориентированными  на выживание человека как  организма и человечества как  биологического вида. Проводя аналогию с пирамидой Маслоу, можно сказать, что данная группа включает первичные потребности, то есть первые две ступени системы Маслоу. Социальные потребности по Симонову, в свою очередь, соотносят социо-эмоциональные, потребности как желания, относящиеся к необходимости занимать некую социальную нишу, то есть быть включенным в общность и пользоваться соответствующим статусным положением. Наконец, идеальные, или духовные, потребности у Симонова покрывают верхние три ступени пирамиды Маслоу.

При первом рассмотрении типология Симонова выглядит даже менее  убедительной, чем типология Маслоу, однако при дальнейшем анализе можно  без труда убедиться в ошибочности  такого заключения. Во-первых ,подход Симонова не предполагает иерархии между биологическими, социальными и идеальными потребностями, оставляя лишь генетический критерий их разделения. Во-вторых, система Симонова вовсе не ограничивается анализом этого основания таксономии. Каждая из трех генетических групп включает в себя некие базисные потребности соответствующего типа и квазипотребности, которые могут быть сведены к базисным.

Для биологической группы в роли базисных выступают потребности  в безопасности, в личной территории ив продолжении рода. Симонов приводит сложные цепи выведения многочисленных квазипотребностей из базисных. Например, уже упомянутая базисная потребность в безопасности предполагает потребность в поддержании постоянной температуры тела, что ведет к формированию потребности в одежде, а значит, и к ее производству и созданию средств для него. В основе социальных потребностей лежит базисная потребность в эмоциональном контакте. Из нее могут быть выведены такие квазипотребности, как привязанность, любовь, уважение и т.д. Наконец, для группы идеальных потребностей базисной является потребность в новой информации. На ее основе развиваются потребности в познании, творчестве, самовыражении, красоте.

Таким образом, Симонов  выстраивает иерархическую систему  внутри каждой группы, выделенной по генетическому  признаку. Это, в противовес пирамиде Маслоу, позволяет дифференцировать как горизонтальные соотношения потребностей, так и их вертикальную иерархию.

 Система Симонова  предполагает и разделение потребностей  на основании их субъектной  ориентированности. Данный критерий  близок основанию 12 в карте классификаций потребностей. Речь идето потребностях "для себя" и "для других". Симонов уточняет, что такой подход релевантен только для биологических и социальных потребностей. Если говорить о первых, то материальные потребности "для себя" имеют витальный характер для самого индивида, тогда как биологические потребности "для других" отражают необходимость выживания человечества как рода. Такого рода потребности во многом имеют биосоциальный характер. Собственно социальными потребностями "для себя" являются желания индивида, возникающие в его взаимоотношениях с группой по поводу статуса, славы, власти и т.п. Напротив, социальные потребности "для других" ориентированы на реализацию интересов группы, в которую включен индивид. Более того, в эту категорию также попадает потребность отстаивать права других людей, например, в соответствии с представлениями о справедливости, даже если это не связано с интересами субъекта потребности.        

 Типология Симонова учитывает и соотношение достижимости удовлетворения потребности с существующей системой общественного порядка. Отталкиваясь от этой идеи, в рамках каждой из трех генетических групп можно выделить потребности сохранения, или нужды, а также потребности развития, или роста. Если первые подлежат удовлетворению в рамках существующего общественного уклада, то для реализации вторых предполагается выход за эти пределы ради улучшения положения субъекта.

Информация о работе Экономические потребности