Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:00, реферат
Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. У всех людей есть различные потребности.
Компоненты потребностей
Роттер вводит в свою теорию три более общих переменных, являющихся компонентами потребностей. Это — потенциал потребности, ценность потребности и свобода передвижений.[8]
Потенциал потребности
В отличие от поведенческого потенциала — вероятности того, что конкретный вариант поведения будет иметь место в данной ситуации по отношению к конкретному подкреплению, потенциал потребности относится к группе функционально связанных поведений. Потенциал потребности — это вероятность реализации набора функционально связанных поведений, направленных на удовлетворение одной и той же цели или подобных целей.
Когда мы видим разных людей, ведущих себя примерно одинаково, например обедающих в шикарном ресторане, мы не можем сделать вывод, что все они удовлетворяют одну и ту же потребность. Один человек может удовлетворять потребность в физическом комфорте, то есть в еде, другой может быть более заинтересован в любви и привязанности, третий, возможно, удовлетворяет в первую очередь потребность в признании и статусе. Вероятно, любая из шести широких категорий потребностей может удовлетворяться с помощью обеда в ресторане. Однако будет ли чей-то потенциал потребности реализован, зависит не только от степени предпочтения этим человеком данного вознаграждения, но также и от его свободы передвижений, необходимой для того, чтобы производить действия, ведущие к получению этого вознаграждения. Надо помнить, что потенциал потребности невозможно измерить отдельно, только с помощью наблюдения за поведением данного человека.
Ценность потребности
Если ценность подкрепления
— это относительное
Свобода передвижений
Третья компонента потребностей — это свобода передвижений. В общей формуле предсказаний свобода передвижений — аналог ожиданий, и определяется она как «среднее ожидание относительно достижения положительного удовлетворения в результате реализации группы связанных поведений, направленных на получение группы функционально связанных подкреплений».[8] Другими словами, свобода передвижений — это ожидания человека относительно получения подкрепления после произведения действий, направленных на удовлетворение какой-либо общей потребности. Возьмем в качестве примера женщину с сильной потребностью доминировать. Для удовлетворения этой потребности она может вести себя различными способами: выбирать одежду для своего мужа, решать за сына, какой курс он будет посещать в колледже, руководить актерами на сцене, организовать профессиональную конференцию с участием множества коллег или использовать один из сотен других способов подкрепить свою потребность в доминировании. Средний уровень ожиданий относительно того, приведут ли эти действия к желаемому удовлетворению, есть мера ее свободы передвижений в сфере доминирования.
Изучая отношение свободы передвижений к ценности данной потребности, Роттер разработал оригинальную концепцию адаптации. «Насколько свобода передвижений высока, можно определить, считая ценность потребности константой и рассматривая при этом потенциал потребности.»[8] Например, если человек совершенно одинаково ценит доминирование, независимость, любовь и привязанность, а также то, что удовлетворяет его прочие потребности, тогда этот человек будет вести себя таким образом, чтобы с наибольшей вероятностью получить какое-нибудь вознаграждение. Если, например, человек предпочитает поведение, доставляющее физический комфорт, значит, в этом направлении у него существует большая свобода передвижений, чем в направлении, ведущем к удовлетворению потребностей других групп. В обычной жизни, конечно, ценность потребности не является константой, потому что большинство людей предпочитают удовлетворение одних потребностей удовлетворению других. Но если оказывается, что ценность потребности высока, а человек не обладает свободой передвижений, то это приводит к сильной фрустрации. Человек предполагает, что его деятельность не будет успешна, часто ищет достижения целей в фантазиях или прикладывает огромные усилия, чтобы защититься от риска потерпеть неудачу. Именно это сочетание факторов — высокая ценность потребности и низкая свобода передвижений, согласно Роттеру, является причиной плохой адаптации.
Помимо социальных механизмов модели человеческого поведения Фромм рассматривает экзистенциальные потребности, свойственные самому человеческому существованию. Он называет человека "капризом вселенной", брошенным в этот мир в случайное время и место. Осознание случайности, ограниченности собственного бытия и собственных возможностей определяется Фроммом как "экзистенциальные дихтомии"[8]. Человек, по Фромму, никогда не бывает свободен от дихтомии своего существования: он не может избавиться от разума - источника раскола сознания - и от своего тела, которое заставляет его хотеть жить.[8]
В качестве основной экзистенциальной дихтомии Фромм выделяет дихтомию жизни и смерти. Факт смерти неустраним для человека и служит источником трагизма. Человек пытается преодолеть эту дихтомию при помощи идеологий. Христианская концепция бессмертия души, в данном случае, является ярким примером снятия противоречий.
Фромм выделил
пять экзистенциальных
1. Потребность в установлении связей.
Осознание одиночества как одного из характерных свойств человеческого существования взаимосвязано с потребностью в установлении связей со своими ближними. Идеальный путь связи с миром реализуется в заботе о ком-то, в участии в судьбе "другого", в "продуктивной" любви, которая помогает людям трудиться вместе, сохраняя свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, постоянным спутником человека становится тревога, одиночество, ощущение неполноценности. Обычно такое состояние сопровождается крайним эгоизмом, недоверчивостью к окружающим, зацикленностью на собственных интересах.
2. Потребность в преодолении.
Человек нуждается в преодолении своей пассивной животной природы. В этом стремлении самосознание, воображение и разум, по Фромму, занимают ключевые позиции. Именно разум заставляет человека стремиться к преодолению коренной противоречивости собственного существования. Динамика развития, считает Фромм, обусловлена вечной пытливостью разума, которая вынуждает человека идти вперед, стараться сделать неизвестное известным, заполняя не только пробелы в своем знании, но и создавая мир идей, искусства, материальные ценности. Осознание продуктивности собственной деятельности, собственной включенности в поток жизни дает возможность человеку достичь чувства собственной значимости.[8]
3. Потребность в корнях.
Человек не может
перенести одиночества и
4. Потребность в идентичности.
Фромм считал, что
людям свойственная внутренняя
потребность тождества с самим
собой, осознание собственной
уникальности, неповторимости, своеобразия.[8]
Подлинная идентичность, в его
концепции, является реализацие
5. Потребность
в системе взглядов и
Фромм считал необходимым
средством для установления
В теории Фромма возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей предоставляются определенным типом общества, который формирует структуру личности или же "основные ориентации характера".
Другим примером многофакторного
подхода к типологии
Здесь потребности
подразделяются на три группы
по генетическому признаку: биологические,
социальные и идеальные.
При первом рассмотрении
типология Симонова выглядит даже менее
убедительной, чем типология Маслоу,
однако при дальнейшем анализе можно
без труда убедиться в
Для биологической группы в роли базисных выступают потребности в безопасности, в личной территории ив продолжении рода. Симонов приводит сложные цепи выведения многочисленных квазипотребностей из базисных. Например, уже упомянутая базисная потребность в безопасности предполагает потребность в поддержании постоянной температуры тела, что ведет к формированию потребности в одежде, а значит, и к ее производству и созданию средств для него. В основе социальных потребностей лежит базисная потребность в эмоциональном контакте. Из нее могут быть выведены такие квазипотребности, как привязанность, любовь, уважение и т.д. Наконец, для группы идеальных потребностей базисной является потребность в новой информации. На ее основе развиваются потребности в познании, творчестве, самовыражении, красоте.
Таким образом, Симонов
выстраивает иерархическую
Система Симонова
предполагает и разделение
Типология Симонова учитывает и соотношение достижимости удовлетворения потребности с существующей системой общественного порядка. Отталкиваясь от этой идеи, в рамках каждой из трех генетических групп можно выделить потребности сохранения, или нужды, а также потребности развития, или роста. Если первые подлежат удовлетворению в рамках существующего общественного уклада, то для реализации вторых предполагается выход за эти пределы ради улучшения положения субъекта.