Воздействие графики на психику человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить особенности воздействия графики на психику человека на примере современной российской наружной рекламы. В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены его задачи:
1.на основе анализа литературы дать определение понятиям «реклама» и «наружная реклама», рассмотреть сущность наружной рекламы;
2.изучить психологическое воздействие наружной рекламы на человека;
3.выявить специфику воздействия графических элементов наружной рекламы на психику человека;
4.провести исследование особенностей воздействия графики наружной рекламы на психику человека;
5.разработать рекомендации по совершенствованию воздействия рекламной графики на психику человека.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воздействия графики в наружной рекламе на психику человека 5
1.1 Понятие, сущность наружной рекламы 5
1.2 Психологическое воздействие наружной рекламы на человека 11
1.3 Специфика воздействия графических элементов наружной рекламы на психику человека 16
Глава 2. Анализ особенностей воздействия графики на психику человека на примере современной российской наружной рекламы 23
2.1 Исследование особенностей воздействия графики наружной рекламы на психику человека 23
2.2 Рекомендации по совершенствованию воздействия рекламной графики на психику человека 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_воздействие графики на психику человека.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

 

Актуальность данного исследования обусловлена динамизмом изменений, которые претерпевает рынок рекламы на современном этапе развития общества. Все чаще современные рекламисты помимо изучения дневных охватов, стоимостей тысячи контактов и прочих математических изысканий на тему воздействия рекламоносителей, обращаются к еще одной важнейшей составляющей успеха – воздействию на психику потребителя, - прекрасно понимая, что главное – не просто разработать и разместить рекламу, а сделать ее эффективной.

При этом повышенное внимание специалистов в области рекламы и дизайна  вызывает один из самых эффективных  и старейших видов рекламы – наружная реклама, основанная на коммуникации с потребителем посредством визуального образа и слова. В то же время данному виду рекламы присущи не только яркая метафоричность и высокие художественные качества, но и активная действенность, особая сила воздействия на потребителя. Ведь язык графических образов может «работать» как редуцирующий механизм, переводя рекламную информацию на уровень обыденного понимания масс.

Однако для достижения данной цели знания одних только особенностей графического дизайна наружной рекламы недостаточно. Для этого, прежде всего, необходим учет психологических закономерностей воздействия графики на психику человека, позволяющих представить выраженную в рекламе идею наиболее эффектно. В этой связи особый интерес для дизайнера-рекламиста представляет проблема воздействия графики в наружной рекламе на психику потребителя. Ведь с помощью подобных знаний можно управлять отношением потребителя к рекламе, а создавая необходимую визуальную среду, можно вызвать у потребителя рекламы требуемые эмоции.

Исходя из вышесказанного, выделим  объект и предмет исследования.

Объект исследования – современная российская наружная реклама.

Предмет исследования - особенности воздействия графики на психику человека на примере современной российской наружной рекламы.

Цель данной работы – выявить особенности воздействия графики на психику человека на примере современной российской наружной рекламы.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены его задачи:

  1. на основе анализа литературы дать определение понятиям «реклама» и «наружная реклама», рассмотреть сущность наружной рекламы;
  2. изучить психологическое воздействие наружной рекламы на человека;
  3. выявить специфику воздействия графических элементов наружной рекламы на психику человека;
  4. провести исследование особенностей воздействия графики наружной рекламы на психику человека;
  5. разработать рекомендации по совершенствованию воздействия рекламной графики на психику человека.

Общую теоретико-методологическую основу работы составили взгляды отечественных и зарубежных исследователей на категорию «наружная реклама» (К. Кнорре, C. Березкин, О. Саркисян, Ю. Шерковин и др.), психологические особенности воздействия наружной рекламы (А.Н. Лебедев, А.Н. Матанцев, Р.И. Мокшанцев и др.), а также законодательные акты, регулирующие сферу рекламной деятельности на территории РФ, материалы сети Интернет.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, метод анализа рекламных продуктов.

Структура работы обусловлена ее задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 32 источника, и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты воздействия  графики в наружной рекламе на психику человека

1.1 Понятие, сущность наружной рекламы

 

Прежде, чем говорить о  проблеме воздействия графики в  наружной рекламе на психику человека, следует определиться с основными  категориями нашего исследования –  понятиями «реклама» и «наружная  реклама».

Согласно определению  Американской Ассоциации Маркетинга реклама представляет собой «…любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком» и служит для привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования, используя при этом наиболее эффективные приемы и методы с учетом конкретной ситуации [21, с. 76].

Так, для того чтобы побудить людей к конкретному действию: выбору товара или услуги, благотворительному действию и др. - используются различные  средства и приемы психологического воздействия на аудиторию. Таковы приемы внушения (суггестии), убеждения, «навязывания» достоинств предмета, идеи, личности или явления. Важная роль при этом принадлежит умению создать привлекательный рекламный образ или имидж рекламируемого объекта [15, c. 54].

Одним из наиболее распространенных видов рекламы является наружная реклама. Сегодня она стала неотъемлемой частью городского дизайна, много говорящей о состоянии отечественной и мировой экономики. При этом традиционно считается, что для определения содержания данного понятия следует руководствоваться положениями статьи 14 Федерального закона № 108-ФЗ «О рекламе», в котором понятие «наружная реклама» приведено в статье 14 «Особенности наружной рекламы». Так, в соответствии с пунктом 1 данной статьи «распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 статьи 14 настоящего закона. Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения» [1].

Тем не менее, на наш взгляд, наиболее точно отвечает проблеме исследования определение, данное C. Березкиным: «Наружная реклама (англ. – outdoor advertising) – медиаканал, который доносит рекламные обращения до получателей при помощи отпечатанных типографским способом плакатов, рисованных щитов или световых табло, устанавливаемых в местах наиболее оживленного уличного движения, а также вдоль шоссейных и железных дорог» [4]. Данное определение и будет в дальнейшем использоваться в нашей работе.

При этом в литературе о  рекламе отмечаются следующие особенности наружной рекламы. Одни авторы указывают, что «...это средство воздействия, позволяющее настичь человека не дома и не в конторе, а на улице или во время поездок. В современном мобильном обществе с наружной рекламой встречается большая часть населения» [11, c. 30]. В то же время они признают, что «...как правило, основной функцией объектов наружной рекламы является подкрепление и дополнение рекламы, размещаемой в других средствах массовой информации, путем напоминания о марке товара или названии фирмы» [11, c. 31]. Другие полагают, что наружная реклама - это «выброшенные деньги» [6].

Эксперт рекламного агентства  И. Пономарев, например, в своей статье пишет: «Наружная реклама неоперативна, одно оформление документации занимает несколько месяцев. Если вам нужно быстро распродать товар, заказывать рекламу следует в прессе, на радио, но никак не размещать объявления на уличных щитах» [цит. по 10]. В то же время он отмечает такую особенность наружной рекламы: «...она незаменима, если вы хотите познакомить со своей фирмой жителей определенного района, тех, кто ездит по данной трассе или ходит по данной улице, или указать место, где находится ваш офис. Уличные рекламоносители имеют четко определенную аудиторию, которую условно можно поделить на две категории. Пешеход не обратит внимания на уличный щит, каким бы большим он ни был, но его взгляд обязательно привлечет плакат на автобусной остановке или рекламной тумбе. Точно так же автомобилист не заметит рекламных установок, стоящих на тротуаре, ибо ему виднее уличные щиты, панель - кронштейны на столбах освещения, крышные установки и брандмауэры» [цит. по 10].

Действительно, при размещении наружной рекламы нужно учесть несколько  факторов.

Прежде всего, рекламную конструкцию располагают  в местах, где ее увидит максимальное количество пешеходов и водителей. Поэтому положительным фактором является расположение в области видимого рекламного щита мест скопления людей: транспортных остановок, пешеходных переходов, киосков, городских достопримечательностей и т.д., а также наличие факторов, ограничивающих скорость автотранспорта: светофоров, постов ГАИ, частых автомобильных пробок [31, c. 26]. Для подтверждения этого на основе видеозаписи с фиксированной экспозицией определяется количество пешеходов и количество проезжающего транспорта в пределах отчетливой видимости щита.

Важно учитывать  и все другие источники информации, на фоне которых располагается и  воспринимается реклама, усиливающие  или ослабляющие ее воздействие  на потребителя (визуальные коммуникации, соседствующая реклама и даже памятники истории и архитектуры). Щит или другая рекламная конструкция должны выделяться на фоне конкурирующей рекламы и окружающей местности, а также эстетически соответствовать городскому пейзажу [17, c. 111]. Также реклама обязательно должна быть хорошо освещена в вечернее и ночное время.

Следовательно, при проектировании объектов наружной рекламы необходимо учитывать условия их «привязки» к местности. Привязка осуществляется с помощью компьютера и графического пакета [11, c. 68]. Мест будущей установки щита фотографируется в разных ракурсах, фотографии сканируются, затем на них в программе компьютерной графики накладывается макет наружной рекламы. Результат можно просмотреть на мониторе и вывести на цветной принтер. Такая привязка позволяет исключить возможные ошибки при производстве и размещении объекта наружной рекламы, а также провести согласование с рекламодателем и в дальнейшем с местными органами власти.

В целом же, стратегия размещения наружной рекламы зависит от длительности комплексной рекламной кампании, ее характера, задач и бюджета [7, c. 189]. Количество объектов наружной рекламы зависит от цели рекламной компании. Если это новый товар, то необходимо максимально повысить частоту контакта, чтобы получить взрывной эффект. А если необходимо постоянное присутствие, то можно использовать, например, лайтпостеры.

Стоимость размещения наружной рекламы  зависит от таких факторов, как  место расположения рекламного носителя, его вид и размер, используемая сторона (у многосторонних), материал, наличие подсветки, время размещения.

Место расположения рекламной конструкции  – одна из главных составляющих стоимости [11, c. 69]. На цену влияет как величина людского потока, так и состав аудитории. Даже соседние улицы могут значительно отличаться друг от друга по цене размещения на них рекламоносителей. Стоимость определенного места зависит от цены аренды рекламного пространства, установленной местными властями. Нередко цены на рекламные конструкции растут именно из-за повышения арендной платы, а не из-за роста стоимости их изготовления или повышенного спроса. Свою лепту вносят и местные налоги на наружную рекламу. Стоимость зависит и от вида рекламоносителя. Стандартный щит будет, конечно же, дороже штендера или аппликации. Чем больше размер рекламной конструкции, тем она больше стоит. Причем рабочая «сторона А» рекламного щита обойдется дороже «стороны Б».

При этом следует отметить, что  для обеспечения высокой степени  заметности наружной рекламе рядом  авторов [3, 5, 11] рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Текст. Текста в привычном понимании в сообщениях наружной рекламы нет. Но те несколько слов, что украсят наружный рекламоноситель, должны быть поистине «золотыми» словами, емко схватывающими самую суть рекламного предложения. Если изображение в наружной рекламе привлекает внимание и заинтересовывает реципиента, то задача текста состоит в конкретизации содержания обращения и, прежде всего, выгоды рекламного предложения для получателя. Самый эффективный вариант – это уникальное торговое предложение (УТП), оформленное в виде слогана.

2. Графика. Изображение должно задерживать взгляд. Большинство элементов рекламного щита должны быть крупными, иллюстрации - четкими, шрифт - жирным.

3. Размер. Изображения на рекламном щите во много раз превышают реальные размеры предметов. Карандаш может быть длиной 25, а указательный палец - 48 футов. Такое же преувеличение размеров характерно и для изображения товара или торговой марки.

4. Цвет. Колорит - одно из достоинств наружной рекламы и играет немалую роль. Однако цвета должны быть правильно подобраны, иначе объявление окажется неразборчивым и непривлекательным. В наружной рекламе применяют цвета контрастные (красный, зелёный и т.д.) и яркие. Это позволяет привлечь внимание и сделать рекламный щит заметным с большого расстояния.

5. Изображение предмета и фон. Должна быть взаимосвязь между передним планом и фоном. Фон никогда не должен конкурировать с предметом.

6. Шрифт. В наружной рекламе следует использовать простые, четкие, удобочитаемы шрифты. При этом необходимо помнить следующие правила: а) количество букв должно быть сведено к минимуму; 2) особое внимание следует обратить на интервал между буквами и словами; 3) какой бы шрифт не использовался, лучше избегать слишком жирного и слишком тонкого начертания букв; 4) для большинства рекламных объявлений, чем проще шрифт, тем лучше [8, c.74-75].

7. Идентификация товара. Идентификация товара обеспечивается фокусированием внимания на продукте за счет многократно увеличенного размера этикетки или упаковки.

8. Освещение. Освещенные рекламные щиты, наружная реклама с электрическим или неоновым освещением, подвижными частями и необычными спецэффектами на фоне ночного неба могут создать захватывающее зрелище.

9. Фигурные элементы. Увеличение размера рекламного щита для выхода за ограниченные рамки прямоугольной формы.

10. Форма. Для усиления визуального воздействия создается иллюзия трехмерного изображения путем пересечения горизонтальных плоскостей, исчезающих линий, пространственных объемов. Наибольшие эффекты объемности создают надувные предметы. Сделанные из плотного нейлона, они могут устанавливаться самостоятельно или служить дополнением.

Информация о работе Воздействие графики на психику человека