Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:56, реферат
В общественном сознании все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от которой зависит успешность деятельности любого индивида, любой организации. Это понятие активно используется в средствах массовой информации, в системе маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Чаще всего говорят об индивидуальном имидже человека — политического лидера, государственного деятеля, кинозвезды. Почти столь же часто можно слышать об имидже фирмы, организации, политической партии, общественного движения или ином проявлении корпоративного имиджа.
Вышеуказанные особенности влияют на то, что имиджи различаются по своей структуре.[2] Структура некоторых имиджей предполагает до 14 определенных свойств (качеств), степень их выраженности, соподчинение по важности.
Поскольку имидж одновременно определяется тремя своими составляющими — носителем, потребителем и особенностями их взаимодействия, — то выделяют множество видов имиджа.
По субъекту различают три формы имиджа:
■ личный (имидж конкретного человека);
■ товарный (имидж товара, услуги);
■ групповой (организационный, корпоративный, национальный имидж).
По характеру взаимодействия различают два вида имиджа:
■ непосредственный (формирующийся в процессе прямого взаимодействия человека с окружающими людьми, например имидж руководителя);
■ опосредованный (формирующийся заочно, без личного контакта прототипа с имиджевой аудиторией, например имидж политика).
По направленности и цели выделяют имиджи: публичный, профессионально-деловой, коммерческий, артистический, политический и т. д.
По характеру эмоционального воздействия на аудиторию говорят о позитивном (привлекательном) и негативном (отталкивающем) имиджах.
По степени достижения цели субъекта различают эффективный и неэффективный имиджи.
По охвату имиджевой аудитории — прицельно-точечный и массовый.
По соотношению индивидуальных особенностей и социальных требований выделяют:
■ конъюнктурный (подчиняющийся требованиям окружающей среды и ожиданиям имиджевой аудитории);
■ органичный (ориентированный на самоощущение и самовыражение);
■ сбалансированный (сочетающий обе ориентации).
Наконец, по степени самоконтроля имидж бывает спонтанным или управляемым.
По назначению имиджи можно поделить на три основные группы:
■ самовозвышающий — имидж, ориентированный на улучшение самоощущения;
■ самоутверждающий
— имидж, ориентированный на повышение
социального статуса и
■ целевой — имидж, ориентированный на достижение конкретных коммерческих и профессиональных целей.
Феномен имиджа основан на особой чувствительности человека к социальному влиянию. Психологические исследования показывают, что, находясь в группе, человек ведет себя совсем не так, как оставаясь наедине с собой. В присутствии других людей у одних из нас повышается активность, ускоряется реакция и возрастает скорость мышления, у других — наоборот, преобладают тенденции к торможению. Подобные положительные или отрицательные эффекты наблюдаются и у животных. Таким образом, внимание и оценки группы выступают сильнейшими регуляторами поведения людей.
Имидж представляет сложный образ, который имеет разнонаправленную природу. Он создает интерпсихическую реальность, те образы, которые формируются в отношении субъекта в общественном мнении (Я – глазами других), и интрапсихическую реальность, тот образ, который формируется в сознании человека о самом себе (Я – глазами себя).[8]
Однако имидж в имиджелогии выступает как динамичный устойчивый феномен, прежде всего, влияющий на мнение аудитории об объекте. Устойчивость имиджа отличает его от более динамичных общественного мнения и настроения и сближает его, как уже отмечалось, с социальным стереотипом.[1] Однако, имидж отличается от стереотипа именно тем, что он индивидуализирован, т.е. по сущности своей является образом данного конкретного объекта.
Применительно к личному имиджу следует говорить о нескольких его ведущих компонентах.
I. Внешний облик (портретные характеристики):
■ физические данные (рост, фигура);
■ костюм (одежда, обувь, аксессуары);
■ прическа;
■ манера поведения и речи;
■ жесты;
■ взгляд и мимика;
2. Имиджевая символика:
■ имя;
■ личные символы (цвет, числа, герб, логотип, марка);
■ личная атрибутика (повторяющиеся детали и признаки внешнего вида);
■ социальные символы
или символы социального
3. Социально-ролевые характеристики:
■ репутация (общественное мнение о человеке, основанное на истории его жизни, личных достижениях и заслугах);
■ амплуа (разыгрываемая социальная роль);
■ легенда (история жизни человека, представленная в имидже);
■ миссия (социально важные цели, полезность для общества).
4. Индивидуально-личностные свойства:
■ профессионально-важные качества;
■ доминирующие индивидуальные характеристики;
■ стиль взаимоотношений с людьми;
■ пропагандируемые идеи;
■ базовые ценности.
Позитивный имидж — это имидж, приближенный к идеалам людей. Следовательно создание имиджа без «вживания» в него субъекта невозможно, что подтверждается и данными общей психологии.[2] Ведь при создании имиджа, ориентированного на восприятие, индивид должен совершать волевые усилия, поэтому важную роль в этом процессе играет механизм волевой регуляции, т.е. регуляция побуждения к действию, осуществляемая на основе произвольной формы мотивации.
Зерно публичного образа конкретного человека (группы) составляют ценности и идеи, которые он несет миру. По большому счету, позитивный имидж, к которому стремятся многие люди, определяется сходством между индивидуальными особенностями и общечеловеческими ценностями.
Феномен имиджа непосредственно рассматривается в контексте межличностной коммуникации, в частности в сфере межличностного восприятия, и, как отмечалось в предыдущем параграфе, напрямую зависит от облика и впечатления, которое производит носитель имиджа на аудиторию.
Русская пословица гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Однако большинство социологических исследований, теорий и статей говорят о том, что в повседневной жизни люди гораздо чаще руководствуются другим принципом: первое впечатление – самое верное.
«Эффект первого впечатления» можно объяснить, открытым Г. Эббегаузом, «законом края». Согласно этому закону, лучше запоминается та информация, которая поступает первой или последней.[9,C.206] Следовательно, первую, наиболее очевидную информацию о человеке дает его внешний облик, что касается не только одежды, прически и т.п.. Самыми заметными признаками являются пол и раса, затем идут - рост, телосложение, тип и выражение лица.[9,C.206] Быстрее всего фиксируется что-то необычное: высокий или низкий рост, полнота или чрезмерная худоба и т.п.. То есть, мир воспринимается по контрасту – отсюда стремление создать «яркий», а соответственно запоминающийся облик при создании имиджа.
Следовательно, понравится аудитории носитель имиджа или нет, вызовет он доверие и симпатию или, наоборот, тревогу и антипатию – все это зависит от того, какие чувства возникают у аудитории при восприятии его внешнего облика.[9,C.207] Что непосредственно связано с ассоциациями аудитории, то есть с уже сложившимися в обществе стереотипами. Так социальные психологи выделили ряд факторов, которые делают человека социально привлекательным для других:
инфантильная внешность - вызывает стереотипное (и совершенно ошибочное) представление о детях как о бесхитростных, наивных, непорочных существах и переносится на взрослых с такой внешностью;
красивая внешность (ассоциация, суть которой сводится к простой формуле: красивое – значит хорошее);
эффект ореола (гало-эффект) – одна привлекательная или яркая черта, словно ореол затмевает для окружающих все другие черты;
пространственная близость, а также эффект узнавания – больше нравится то, знакомо, чаще встречается в обыденной жизни;
сходство – согласующиеся социальные ценности и установки, поведение и привычки;
вежливость (лесть) – такое поведение не несет угрозы и потому приветствуется;
взаимосимпатия – аудитория благожелательна к тем, кто благожелателен к аудитории (аналогично и с антипатией: людям не нравятся те, кому не нравятся эти люди).
Таким образом, опираясь на только на часть данных (облик), люди склонны делать далеко идущие выводы, что во многом связано с «ограниченными» ресурсами: нехваткой большей информации об объекте, нехваткой времени на дальнейший анализ и т.п., что и позволяет зачастую создать наиболее привлекательный имидж. Так Дэвис Ф. подчеркивает, что представляемый имидж окажется эффективным лишь в том случае, когда другие его примут. Отсюда возникает вопрос: Как правильно подать себя?[10]
Имидж является результатом сознательной работы. Основные характеристики процесса управления имиджем задаются следующими факторами, которые мы объединили в такой четырехугольник:
возможности самого объекта;
требования канала;
требования задачи;
требования аудитории.[11,C.38]
Требования канала задаются возможностями передачи информации. Требования аудитории задают те или иные параметры, которым должна удовлетворять данная символическая роль. Требования задачи определяют цели имиджевой коммуникации. Возможности объекта могут вступать в противоречие с целями кампании или наоборот, также отталкиваясь от характеристик объекта, носитель имиджа может их спрятать или утрировать эти характеристики, с тем чтобы усилить воздействие на свою аудиторию. То есть управление имиджем можно представить как интенсивное введение информации с прогнозируемой реакцией на нее.[11,C.42]
Поскольку в социальной коммуникации первое впечатление играет немаловажную роль, то основная идея имиджирования заключается в «создании» не только внешности, но и поведенческих стереотипов. Здесь используются такие понятия как «поведенческая тактика» и «поведенческая техника».
Огромное значение при создании успешного делового образа, в деловой беседе в частности, имеет поведенческая тактика – то есть умение выбирать подходящие для конкретной ситуации (реакции аудитории) приемы и способы поведения, наиболее активно способствующие претворению в жизнь поставленных целей.[12,C.417] То есть при создании имиджа необходимо осмысливать поведение носителя, заранее подсчитывать его успех, исходя из ответной реакции аудитории на произведенные действия.
Выделяют следующие основные положения поведенческой тактики (алгоритмы поведения) и конкретные случаи ее использования (критерии выбора поведенческих алгоритмов):
Таким образом, существует конкретный набор критериев выбора алгоритмов поведения в деловой жизни при создании имиджа. Это, естественно, не исключает использования каких-либо других поведенческих критериев, обусловленных конкретной ситуацией, а также другими, более частными обстоятельствами. Рассмотренные критерии выбора алгоритма поведения следует понимать как осмысленность своих действий в процессе делового общения.
Поведенческая техника предполагает умение использовать приемы и способы общения, которые обеспечивают наибольший успех. Верная поведенческая стратегия и знание поведенческой техники во многом влияет на поведенческий успех. Стратегия делового поведения предполагает его общие подходы и исходные установки. То техника такого поведения – это умение использовать те или иные приемы и способы делового общения.
Так как
эффективность формирования
Информация о работе Имидж как социально-психологический феномен