Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:56, реферат
В общественном сознании все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от которой зависит успешность деятельности любого индивида, любой организации. Это понятие активно используется в средствах массовой информации, в системе маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Чаще всего говорят об индивидуальном имидже человека — политического лидера, государственного деятеля, кинозвезды. Почти столь же часто можно слышать об имидже фирмы, организации, политической партии, общественного движения или ином проявлении корпоративного имиджа.
Анализ способов формирования имиджа позволил заключить, что, во-первых, большинство из них (Егорова Е.В., 1994; Почепцов Г.Г., 2000; Перелыгина Е.Б., 2002 и др.) обладают определенной односторонностью – авторы сводят имидж к описанию стратегии поведения человека с выработкой соответствующих рекомендаций или воздействию на потребительские предпочтения; во-вторых, носят весьма конкретный характер (Райт Г., 1971; Зверинцев А., 1995; Красовский Б., 1996; Браун Л., 1996; Футин В.Н., 2005) и рекламируют универсально эффективные приемы построения имиджа: как правильно смотреть, говорить и т.д. и, в-третьих, никак не отражают возможности физической рекреации в формировании имиджа. Объединяет мнения то, что результат формирования имиджа должен проявляться не в создании «идеальной» внешности, а в достижении личностной зрелости человека.[13]
Таким образом, индивидуальное имиджирование, ведущее к созданию эффективного имиджа выглядит следующим образом: «телесно-ориентированное имиджирование + личностно-центрированное имиджирование».
Телесно ориентированное имиджирование включает две стадии: моделирование (определение психотипа, подбор на основе результатов диагностики стрижки, макияжа, одежды, аксессуаров и пр.) и консультирование (обучение приёмам овладения элементами скорректированного имиджа и способам самоимиджирования).[14]
Личностно-центрированное имиджирование представляет собой научно обоснованную и экспериментально апробированную технологию, включающую ряд самостоятельных этапов: 1) разработка идеального имиджа клиента; 2) формирование на этой основе развивающегося имиджа и навыков его предъявления; 3) обучение приёмам самоимиджирования и создания имидж-ориентированной среды.[14]
Первый этап глубинного имиджирования, когда моделируется эталонный образец клиента, включает: описание и обоснование клиентского запроса на имиджирование, а также разработку идеального имиджа с учётом ментальности субъекта, его антропологических, поло-возрастных, внешне эстетических данных, духовно-нравственного, личностно-субъектного, профессионального уровня развития, социальной зрелости, степени сформированности имидж-предпочтений, наличия реальных возможностей их реализуемости и пр.
Второй этап глубинного имиджирования включает материализацию новых элементов имиджа, их интеграцию в интра- и интерпсихические пространства клиента, овладение новыми поведенческими стереотипами и автоматизмами; а также синхронную объективизацию самооценки, коррекцию непродуктивных психоэмоциональных состояний, маргинальных деструктов, невротических комплексов, поведенческих реакций, вербальных и невербальных компонентов общения, поведенческих стереотипов; выработку устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, перестройку системы отношений и самоотношений; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющих раскрыть внутренний потенциал человека (например, манера поведения, одежда, причёска, макияж, аксессуары и другие); повышение уровня саморегуляции, адаптированности человека к быстро изменяющимся условиям его жизни; моделирование индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях; овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях и т.д., в совокупности обеспечивающих гармонизацию психологического статуса индивида, его внутреннего мира с внешним обликом и поведением.[14] Таким образом, основная задача второго этапа – повысить конгруэнтность имиджа (обеспечить соответствие внутренних чувств и переживаний человека его поведению, разрешить внутриличностные конфликты, объективировать самоотношения и др.) входит в процесс имиджирования в качестве важнейшей задачи, определяя его успешность степенью соответствия предлагаемой имидж-модели ментальности клиента, жизненным планам и намерениям.
Третий этап
глубинного имиджирования – обучение
клиента приёмам
В имиджировании
новый образ клиента
Умение подать себя в выгодном свете нужно везде, но более всего оно необходимо в мире бизнеса и политики. В наши дни профессиональный навык сам по себе еще не обеспечивает успешное осуществление коммерческих или политических проектов и не создает достойную репутацию в деловых кругах. Для этого необходимо расположить к себе аудиторию, то есть создать свой неповторимый деловой имидж, то есть то представление, которое он в деловом мире создает сам о себе и которое выступает как внешнее отражение личности такого человека и показатель его деловых и чисто человеческих качеств.[12] Именно деловой имидж позволяет создать «первое впечатление» о человеке. Имидж в вопросе профессии – вывеска, фирменный знак. Чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет самого человека и общественная репутация организации, в которой он работает.
Все люди представляют на работе тот или иной имидж, который может в некоторых отношениях сильно отличаться от того, как они обычно себя подают, отдыхая в кругу семьи или с друзьями. На работе, как правило, важно показать свою эффективность и компетентность; поэтому коллеги обычно ведут себя схожим образом, демонстрируя одинаковые имиджи. И чем большей адаптируемостью обладает человек, тем легче ему "переключаться", отличая себя от коллег. Адаптируемость наряду с решительностью, несомненно является основным ключом к успеху.[10] На работе то и дело приходится приноравливаться к разным людям, к возросшей ответственности, к изменившимся служебным обязанностям, к разным нанимателям. Выполнение служебных обязанностей имеет много общего с удовлетворением потребностей: «здесь», «как» и «там»; нужно уметь поддерживать равновесие между стремлением проявить свою индивидуальность и необходимостью обрести чувство сопричастности с другими. Во многих профессиях человеку приходится адаптироваться к сотрудникам, с которыми нужно качественно выполнять одну общую работу, но вместе с тем он испытывает потребность в каком-то занятии, позволяющем удовлетворить собственный самоимидж. Успех или неудача какого-то дела, компании или организации зависит от ее отношения к сотрудникам. Это особенно характерно для компаний; их процветание целиком зависит от того, есть ли у работников стимулы для качественного выполнения своих обязанностей. В любой компании имеется своя система ценностей. В одних организациях основной упор делается на заботе о персонале, его обучении и привитии чувства лояльности к компании. Сотрудников поощряют оставаться в фирме в течение многих лет. В других компаниях акцент делают на прибыли и личном успехе, и нередки случаи, когда штат обновляется каждые несколько лет. Кроме того, нужно учитывать, что люди с разным складом характера выполняют различную работу. Чем более совместимы ваши убеждения с системой ценностей, принятой в компании, тем выше вероятность, что работа в ней вас устроит. Теренс Дил и Аллен Кеннеди в своей книге "Corporate Cultures" ("Культура корпораций") высказывают такую мысль: "Шкала ценностей играет также определяющую роль в отношении того, насколько высоко по служебной лестнице можно подняться в рамках данной организации. Если преобладающая мораль компании заключается в разработке новой продукции, то наиболее способные работники будут стремиться в ее исследовательские и опытно-конструкторские лаборатории. Если же основным критерием является обслуживание клиента, то наиболее энергичные и амбициозные захотят работать не в финансах, а в отделе продаж или обслуживать клиентов на местах. Компания будет стремиться закрепить приоритет этого критерия за счет продвижения по службе непропорционально большого числа людей, занятых именно в этой сфере".[10]
Иногда у человека возникают
серьезные проблемы с собственн
На имидж, проецируемый вами
на работе, будут влиять окружающие,
а также степень вашей
Однако все большее количество литературы посвящено вопросу сознательного создания самоимиджа профессионала, поскольку на восприятие компании-работодателя влияют по крайней мере два дополнительных фактора, помимо внешней репутации в ее классическом понимании. Первое – это корпоративная культура; второе – (часто недооцененный фактор) личности, имидж руководителей и просто единичных работников на уровне брендов.[15] Речь идет не о капитализации бренда руководителя, акционера или публичного спикера компании - это традиционная задача каждой пресс-службы, которая решается более или менее успешно в ежедневной работе. А о бренде рядового сотрудника – продавца, консультанта, поскольку в современном обществе зачастую только ИМЯ сотрудника имеет столь же большое значение, как и репутация компании, например в риэлторском, страховом, банковском и любом другом бизнесе, построенном на доверии, здесь профессионал является брендом.
Таким образом, остается заключить: профессиональный имидж - образ, который соответствует специфике той или иной профессии, то представление о специалисте, которое складывается о нем у его руководителей, подчиненных, коллег, клиентов компании.
Имидж - эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо/чего-либо, принимающий форму устойчивого социального стереотипа.
Носитель имиджа называется его субъектом, прототипом.
Потребитель имиджа - объектом или имиджевой аудиторией.
Как социально-психологический феномен имидж имеет ряд особенностей:
■ формируется в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия людей;
■ одновременно зависит и от качеств своего прототипа, и от особенностей окружающих людей;
■ выступает в форме обобщенного группового образа/представления, постепенно принимающего форму социального стереотипа;
■ имеет символическую форму;
■ требует специальных усилий со стороны носителя.
Таким образом, ясно, что имидж – сложная многоуровневая система, включающая различные грани человеческого имиджа как социально-психологического явления и вместе с тем отражающая имиджевое (внешне-внутреннее) своеобразие, присущее конкретному человеку. В первом случае речь идёт о наборе свойств цивилизационного, ментального, социального, профессионального уровней значимых в социальном обществе и отражённых в конкретном имидже. Во втором индивидуальный имидж предстаёт в виде важнейшей сферы проявления индивидуальности личности, её неповторимости. Именно на личностном уровне происходит наиболее тесное взаимодействие формы и содержания. Присвоенные человеком социально-значимые аспекты имиджа обретают черты эксклюзивности, неповторимости, отражают индивидуальное своеобразие личности.
Чем ярче палитра имиджевых черт и гармоничнее их сочетание, чем больше они соответствуют духовной, нравственной, личностной, профессиональной зрелости личности, тем богаче, колоритнее и привлекательнее её позитивный имидж, тем выше степень его влияния на судьбу человека и его жизненные успехи.
Большая часть книг по имиджу сегодня выступает в роли "самоучителей для игры на пианино".[11] Они предоставляют целые батареи имиджевых тавктик и техник, стратегий повендения и анализа ситуации. Однако работать такие техники начинают только в умелых руках тех, кто в состоянии думать и анализировать, и создать в результате свою собственную систему, пропустив сквозь себя сотни примеров, которые существуют в обществе. Создание имиджа - кропотливый труд, в основе которого лежит конкретная цель. Но вне зависимости от того, делает ли человек это сознательно или нет, имидж – неотъемлемая часть социальной жизни каждого человека, так или иначе все мы выступаем в роли если не носителей, то аудитории имиджа, его реципиентов. Можно легко перефразировать слова известной песни: «Имидж остается с человеком, имидж не расстанется с тобой».[11]
1 Объектом или носителем имиджа могут быть человек, группа людей, организация и т.п.
Информация о работе Имидж как социально-психологический феномен