Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 11:29, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения текстов печатной рекламы с позиций гендерной лингвистики как в плане их гендерной актуализации, так и в аспекте проявления языковой личности мужчины и женщины в рекламном тексте как отражение гендерной картины мира. Такой подход позволит полно представить специфику рекламного текста как психолингвистического, социокультурного и гендерно ориентированного феномена, выявить особенности проявления гендерного аспекта рекламного текста в средствах массовой информации.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Гендерные стереотипы в современной рекламе
1.1 Понятие гендер, его роль в современной рекламе…………………………..4
1.2 Проявление гендерных стереотипов в рекламе……………………………10
Глава 2. Лингвистические особенности проявления гендерных стереотипов в рекламных текстах в СМИ
2.1 Лингвистические особенности гендерной рекламы……………………….17
2.2 Лингвистические особенности женской и мужской гендерной рекламы..................................................................................................................22
2.3 Лингвистические особенности нейтральной гендерной рекламы……..…28
Заключение……………………………………………………………………….32
Библиографический список…………….……………………………………….
Таким образом, гендерные стереотипы оказывают большое влияние на формирование полоролевой идентификации.
1.2 Проявление гендерных стереотипов в рекламе
На сегодняшний день создатели рекламы опираются на действующие стереотипы, в том числе и гендерные, поскольку коллективное сознание достаточно стереотипировано. В рекламе прослеживаются две тенденции: активное использование гендерных стереотипов и нейтрализация гендерного фактора [9, c. 25].
В случае активного использования
гендерных стереотипов в
Реклама в средствах массовой
информации на сегодняшний день активно
применяет метод визуального
образа для «прямого» общения
со зрителем, или так называемый
метод «возвращения взгляда»: реклама
пытается обращаться к каждому члену
аудитории, подстраиваясь под его
взгляды, говоря с ним на его языке.
В итоге, каждое печатное издание, в
лице мужских и женских изданий,
конструирует образ своих потенциальных
читателей с набором
Проанализировав современную рекламу, можно выделить следующие гендерные стереотипы:
1. Эксплуатация внешности женщин. Очевидно, что залогом успешной работы рекламы по ее воздействию на потребителя, является ее «искушающе-соблазняющий» характер. Реклама не только обещает получение удовольствия одновременно с приобретением продукта («Баунти — райское наслаждение»), но и формирует само желание. В рекламе женщин слишком часто изображают юными красавицами, обязанность которых – оставаться молодыми и привлекательными, чтобы доставлять удовольствие мужчинам, а протяжении XX века женщины становились все более стройными (Percy & Lautman, 1994), но разница в весе между фотомоделями и реальными женщинами продолжает увеличиваться. В середине 90-х годов фотомодели весили на 23% меньше, чем средняя женщина, – цифра, возросшая на 8% по сравнению с 1975 годом (Kilbourne, 1995) [11, c. 115]. Женщины в рекламе моложе, чем мужчины (70% против 40% до 35 лет, соответственно) – соотношение, не меняющееся с начала 70-х годов (Dominick & Rauch, 1972; Ferrante et al., 1988). Женское тело, демонстрируемое сегодня на российской телерекламной панели, несет достаточно новую для себя функцию экономического, а не только политического обмена, которое в большинстве случаев можно метафорически назвать «телом западной рекламы». Это новое тело порождает совершенно другой, не знакомый ранее новый культ здоровья, гигиены, раскрепощенности, юности и, наконец, красоты. Красота рассматривается теперь не как единство образа, а позволяет выделять те или иные части женского тела. Показ плеча, декольте, верхней части бедра женщины (элементов эротизма и сексуального раздражения) стимулирует воображение мужчины на самостоятельное достраивание спровоцированной рекламой сцены, недостающего сегмента этого рекламно-гендерного конструкта, вовлекая зрителя таким образом в определенную игру с участием рекламируемого товара [13, c. 81]. Иными словами, женский образ, тело, фигура и прочее, способное пробуждать зачастую несколько извращенным способом потребности покупателя, используются в рекламе в качестве предмета сексуальной эксплуатации, побудителя потребностей покупателей, катализатора продажи товаров и услуг. В итоге для мужчин женское тело в рекламе является призывом к тому, что они должны делать: купив, обладать.
2. Использование традиционных гендерных ролей. Многие исследования подтверждают, что для рекламной и коммерческой информации характерно стереотипное изображение женщины и гендерных ролей (только женщины выполняют в рекламе бытовые роли, хотя при использовании современной бытовой техники вовсе не требуется каких-либо специальных "женских" качеств). В связи со спецификой нашего молодого "рынка", предлагающего в основном еду, одежду, средства гигиены или лекарства, реклама обращается именно к женщине как человеку, организующему семейное потребление. Из общего объема телерекламы, адресованной женщинам, 39% приходится на объявления, предлагающие ей средства ухода за собой (косметика, парфюмерия, лекарства), а остальные 61% рекламы предлагают женщине средства ухода за домом, детьми, мужем. Среди рекламы, предлагающей женщине товары ухода за домом и семьей, 23% товаров ориентированы на женщину-маму и 38% - на женщину-прачку и уборщицу [10, c. 56]. Как отмечает Испанский женский институт, именно в рекламе стиральных порошков и чистящих средств женщину изображают как очень ограниченную. Примеры всем известны - это знаменитая "тетя Ася" и ее соседка, постоянно стирающая рубашки своего преуспевающего мужа; или Эмма Петровна из рекламы "Ариэля", или маленькая мама из рекламы порошка "Тайд". Сама неестественная увлеченность рекламных женщин рутинным домашним трудом, их маниакальная одержимость по поддержанию чистоты, самоотверженная борьба с микробами, угрожающими семье, перманентное соперничество (отстирать чище. приготовить вкуснее, обслужить лучше) выдают наличие мужского компонента как некоего фона изображаемых событий, только в силовом поле которого вся эта, на первый взгляд замкнутая на себе, женская активность наделяется особым значением, обретает смысл и получает единственное оправдание [2, c. 25].
С мужчинами ситуация диаметрально
противоположна. Хотя мужчин, как правило,
изображают в качестве компетентных
специалистов в своей профессиональной
области, при этом их часто показывают
полными простофилями в отношении
работы по дому и уходу за детьми.
На телеэкране отцы годовалых малышей
часто не знают, как сменить ребенку
пеленки; едва ли то же самое бывает
даже в наиболее консервативной реальной
семье. Мужчины в рекламных роликах
нередко ничего не знают о ведении
домашнего хозяйства или
3. Женщина как сексуальный объект. Очень часто товар рекламируется с использованием привлекательных сексуальных символов или сексуально завлекательных ситуаций - и в 90% случаев сексуальной "приманкой" выступает женское тело. При этом если изображение женской ноги в рекламе колготок еще можно назвать достаточно адекватным, то женское тело, используемое в рекламе автомобилей, компьютеров, мужских одеколонов представляет женщин как еще один объект потребления. В ситуации сексуализированной рекламы действует очень простая схема: с одной стороны, привлекательное женское тело делает привлекательным и товар, который таким образом рекламируется. С другой стороны, покупая вследствие воздействия такой рекламы паркетную доску или керамический гранит, потребитель подсознательно как бы покупает (присваивает) и красивую женщину с рекламной картинки. Средства массовой информации представляют женскую грудь в качестве сексуальных органов даже в контексте их основного биологического назначения [21, c. 28].
Одежда на женщинах в рекламе
более легкая, в отличие от мужчин.
Женщина в большинстве
4. Образ беззаботной женщины. Один из основных образов женской рекламы – молодая, жизнерадостная девушка, не обремененная семьей и работой. Главные ее занятия – уход за собой и забота о своей привлекательности, завоевание новых поклонников, отдых на вечеринках, свидания, покупки, болтовня с подругами. Стремление быть красивой, привлекать к себе внимание мужчин, вызывать зависть соперниц – все это в рекламе признается важнейшей составляющей личности женщины данного типа. Чаще всего к этому образу обращаются в рекламе косметики и парфюмерии, напитков, в рекламе отдыха и развлечений. Часто репрезентация этого образа опирается на стереотипные представления о большей, по сравнению с мужчинами, эмоциональности женщин. Женщина в рекламе зависима от сиюминутных настроений и ощущений. Об этом говорят следующие выражения: «доверьтесь ощущениям», «не грусти», «поддайтесь наслаждению», «настройся на лучшее». Героиня этих рекламных образов молода, привлекательна, мир ее радостен и беззаботен, жизнь легка [6, c. 84].
Пытаясь скомбинировать две
тенденции в своей версии «Мужчины-на-своем-месте»
и «Мужчины-как-знатока-
Конструирование гендера в текстах социальной рекламы осуществляется как на уровне суперструктуры, так и макроструктуры текста. Если в суперструктуре гендерные маркеры эксплицированы, например, при помощи лексических единиц, или грамматическим способом, или в изображении, то на уровне макроструктуры гендер представлен имплицитно. При этом тексты, направленные на решение проблем, связанных с улучшением благосостояния, статуса и т.п., имплицитно корреспондируют с такими характеристиками, как рациональность, целенаправленность, авторитетность, которые атрибутируются маскулинности, тогда как тексты, посвященные решению повседневных проблем, соотносятся с такими характеристиками, как жертвенность, доброта, милосердие, которые приписываются стереотипно фемининности [20, c. 41].
Нейтрализация гендерного фактора в коммерческих РТ достигается путем использования технологий парного изображения мужчины и женщины, предметных и демонстрационных изображений объекта рекламирования, акцентирования внимания на действии, привлечении образов мультипликационных персонажей [19, c, 46].
Таким образом, гендерные стереотипы особенно живучи в массовом сознании и массовой культуре. Более того, именно реклама в СМИ часто и выступает основным транслятором гендерных стереотипов. Это проявляется различными способами: в навязывании устаревших представлений о женском и мужском предназначении; в трансляции искаженного образа современных женщин и мужчин; в замалчивании проблемы гендерной дискриминации, даже в прямых сексистских оценках типа "политика – не женское дело". Но гендерные стереотипы как социально и культурно обусловленные мнения и оценки меняются со временем. Во многих странах, где идеи гендерного равенства получают общественную и государственную поддержку, СМИ разрабатывают новые нормы несексистского языка и подачи информации о мужчинах и женщинах в рекламе.
Глава 2. Особенности проявления гендерных стереотипов в рекламных текстах в СМИ
2.1 Лингвистические особенности гендерной рекламы.
Воздействие на получателя информации многократно, т.е. значение имеет не только собственно вербальный РТ, но и фон, изображение, расположение материала и т.д., однако вербальное манипулирование практикуется особенно часто.
Среди наиболее часто используемых в рекламных текстах выделяется пара архетипов, соответствующих типам мужских и женских начал.
Так, рисуя привлекательный
для женщины стиль поведения,
рекламный текст стремится
Следует отметить, что в женской рекламе акцент сделан на визуальной характеристике мира адресата, а в мужской – на психологической, что свидетельствует о том, что невербальная составляющая гендерной рекламы играет огромную роль.
Как известно, основными составляющими рекламного сообщения являются цвет, текст и изображения. Однако цвет является наиболее значимым и главным составляющим. Известно, что один и тот же цвет в разных странах вызывает разные ассоциации и интерпретируется по-разному. Так восприятие цвета связано не только с физиологическими особенностями человека, но и с его генетической памятью. Цвет способствует закреплению за рекламным товаром определенной акцентировки повторением цветовой гаммы, что снижает количество случайных ненужных ассоциаций [7, с.26].