Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:22, курсовая работа
В настоящее время тема исследования лоббистской деятельности является чрезвычайно актуальной. В то время как данное направление широко используется в политическом PR, оно так же находит свое отражение и в других отраслях данной науки, как например, в коммуникационном менеджменте. Для того, чтобы многогранно оценить такое понятие как лоббизм, необходимо прибегнуть к изучению его истории в разных странах, именно это помогает выявить основные тенденции и направления лоббистской деятельности.
Введение……………………………………………………………………2 стр.
Сущность, технология лоббирования……………………………..3 стр.
1.1. История возникновения и сущность понятия лоббирования.3 стр.
1.2. Субъекты лоббирования……………………………………….8 стр.
1.3. Технология лоббирования…………………………………….13 стр.
2. Лоббирование интересов табачной продукции………………….23 стр.
2.1. История развития лоббирования табачных изделий……….23 стр.
2.2. Табачное и антитабачное лоббирование……………………28 стр.
3. Прогнозирование лоббистской деятельности антитабачной политики……………………………………………………………………31 стр.
3.1. Рост акцизов на сигареты в низкостоимостном сегменте….31 стр.
3.2. Борьба за здоровье или лоббирование интересов табачных компаний……………………………………………………………………33 стр.
Заключение……………………………………………………………..35 стр.
Список используемых источников…………………………………....36 стр
Эту сферу можно назвать «идеологическими интересами».
2. Общественные и частные интересы. Политики, должностные лица, лоббисты зачастую апеллируют к категории "общественный интерес" или "общественное благо". Поэтому представляется важным понять, что подразумевается под данной категорией. В западной политической мысли существует старая традиция указания на понятие "общественное благо". Однако споры среди ученых, юристов и журналистов о том, что же все-таки является общественным интересом, существует ли в законодательстве определение этому понятию, существует ли вообще объективно «общественное благо», до сих пор не умолкают. В российском уголовном, конституционном праве, в некоторых нормах избирательного законодательства и, конечно же, в информационном законодательстве часто даются ссылки на общественный интерес при отсутствии определения понятия «общественный интерес». Вольная трактовка этого понятия позволяет в некоторых случаях манипулировать поведением многих людей. Самое общее определение общественного блага - это «сохранение и развитие сообщества». Можно использовать понимание, близкое к тому, что использует Дж.Берри в работе «Лоббирование для людей» , где под организациями «общественных интересов» понимаются группы, которые реализуют задачи, достижение которых не является частной целью отдельных членов или группы членов. Под сферой же частных интересов понимается та область интересов индивида, где он действует как родитель, бизнесмен, собственник, и т.д., т.е. как член определенной референтной группы, а не член общества.
Наиболее распространенные
типологии групп интересов
По характеру деятельности группы интересов
могут быть разделены на «одноцелевые»
и «многоцелевые». Например, относящиеся
к первому типу лоббирующие структуры,
стремящиеся обеспечить принятие какого-либо
определенного законодательного акта
в парламенте, складываются и существуют
только в связи с достижением данной цели.
После же результативного решения своей
задачи они либо распадаются, либо переориентируются
на другую, не менее конкретную цель. Деятельность
же многоцелевых групп многопрофильна
и не ограничена спецификой задач того
или иного рода. Так, например, многие группы
давления могут не только взаимодействовать
с правительством по поводу принятия решений
в какой-либо сфере управления, но и участвовать
в избирательных кампаниях и т.д.
Когда мы рассуждаем о частных организациях в политике, прежде всего, мы думаем о добровольных организациях, имеющих членство. Некоторые организации имеют индивидуальное членство, в других членами могут быть только организации, в-третьих, присутствует и индивидуальное, и коллективное членство. Чаще всего, среди членских организаций встречаются такие, как ассоциации промышленников и предпринимателей, торговые ассоциации, профсоюзы, сельскохозяйственные группы, иные профессиональные ассоциации (в т.ч. научные общества), гражданские и правозащитные группы, организации социальной защиты, благотворительные организации.
Однако, практически половину организаций, лоббирующих свои интересы в органах власти, составляют такие группы, как корпорации, крупные медицинские учреждения, учреждения образования, средства массовой информации, аналитические центры - все те, кто является или может стать бюджетополучателем, либо на кого распространяется любое иное регулирующее воздействие государства. Эти организации, как правило, не имеют членства.
Итак,
1. Пенсионеры и инвалиды.
Выплаты пенсионерам и
2. Бедные (или малоимущие). Малоимущие слои населения сами по себе не пользуются большим влиянием на принятие политически значимых решений. Они, как правило, не имеют организованной структуры для защиты своих интересов, мало участвуют в деятельности политических партий и их кандидатов. Их интересы обычно представлены - если вообще представлены - другими политическими силами, ратующими за социальную справедливость.
3. Профсоюзы. Во многих странах профсоюзы представляют собой значительную политическую силу, поскольку имеют потенциальное влияние на большое число избирателей и нередко в период выборов оказывают поддержку определенным кандидатам и политическим партиям. Поскольку политические решения государства прямо или косвенно затрагивают рост занятости в разных секторах, профессиональные союзы и ассоциации стремятся влиять на решения, участвовать в дебатах по вопросам бюджета.
4. В особую
группу следует выделить
5. Промышленность,
финансовые группы. Вне всяких
сомнений, отрасли промышленности
играют максимальную роль в
принятии решений органами
6. Регионы (по
отношению к федеральному
Во-первых, это лоббирование включения в бюджет
мер политики и программ, ориентированных
на развитие отдельных территорий.
7. Другие. Активизация
множества других внешних
Помимо этого, следует помнить, что международные организации, скажем, Международный Валютный Фонд или Мировой банк, могут иметь политическое влияние на страны посредством финансовых рычагов с целью реализации своих интересов.
1.3. Технология лоббирования
Конкретные элементы системы лоббирования интересов могут быть разными, однако, имеются некоторые основополагающие блоки, составляющие технологию лоббирования. Для достижения поставленных целей нет необходимости в каждом случае применять абсолютно все конструкционные блоки, а также использовать определенный порядок. В каждом конкретном случае лоббирование интересов является отдельным проектом, обладающим всеми признаками проектной деятельности, а именно:
- наличие цели;
- изменение вещественной системы или предметной области;
- ограниченность во времени;
- уникальность;
- комплексность и разграничение;
- специфическая организация проекта.
Тем не менее, можно выделить определенные блоки: методы и формы лоббирования, составляющие алгоритм реализации технологии. Из данных блоков можно выстроить определенную кампанию лоббирования интересов. Кампании бывают следующих типов:
1. Кампания популяризации (привлекает внимание заинтересованных лиц).
2. Рекламная кампания (нацелена на увеличение объема продаж, привлечение потребителей).
3. Избирательная кампания (цель - собрать голоса).
4. Кампания в поддержку кого-либо или чего-либо (привлечение средств и иных ресурсов).
5. Информационная кампания (привлекает внимание общественности к проблеме).
6. Просветительская кампания (изменяет отношение, поведение).
7. Кампания протеста (прекращение действия, бездействия).
8. Кампания в защиту прав (выполнение правовых норм).
9. Кампания в защиту общественных интересов (продвижение/отмена законов - или реализация артикулированных интересов, например, изменение имеющихся норм).
10. Кампания «паблик
рилейшнз» (создание, продвижение имиджа).
11. Религиозная кампания (формирование
мировоззрения, привлечение сторонников).
Лоббирование включает в себя формы воздействия на власть от непрямых до «силовых», отличительной особенностью которых от влияния и давления являются объект воздействия - власть, целенаправленность, а также законные рамки действий.
Объект воздействия - власть - дифференцируется на следующие составляющие: законодательная, исполнительная, судебная ветви власти, а также уровни власти - в США и России - федеральный, региональный и местный уровни.
Стадии воздействия подразделяются в соответствии с этапами принятия решения: выработка, принятие, исполнение (и корректировка).
Эффективность лоббирования зависит от совокупности факторов и не всегда эквивалентна вложенным ресурсам и использованным методам, которые являются лишь одним из них. Во всяком случае, данный вопрос является одним из самых дискуссионных в зарубежной политической науке и требует отдельного освещения.
Лоббистская деятельность может иметь прямой и косвенный характер. Прямое лоббирование своим содержанием имеет методы непосредственного влияния на лиц, принимающих решения, которое осуществляется через представителей организованных интересов. Оно выражается в следующих формах:
1) непосредственный контакт с лицами, принимающими политические решения;
2) предоставление им информации (проведение экспертизы);
3) «обеды» - частные встречи;
4) судебные процессы.
Формами непрямого лоббирования являются:
1) финансирование избирательных кампаний;
2) лоббирование в рамках идеологии «грасс-рутс» (способ воздействия, вовлекающий в процесс лоббирования членов/сторонников «организованных интересов» (термин «grass-roots» обозначает в английском языке соответствующую деятельность негосударственных организаций и не имеет соответствующего аналога в отечественной политологии, поэтому обычно не переводится);
3) информационные кампании (способ воздействия на широкую общественность);
4) образование стратегических союзов, построение коалиций. (почему-то сбилась нумерация)
Прямые методы лоббирования
1. Непосредственный контакт.
Практически любая организация, когда-либо вовлеченная в лоббирование, использовала такую тактику лоббирования как прямой контакт с официальными лицами, принимающими решение - по телефону, по почте, а также напрямую. Основная техника лоббиста в данном случае состоит в том, чтобы продемонстрировать избранному должностному лицу или зависящему от такового, каким образом повлияет на электоральные настроения проведение им той или иной политики.
На проводимых слушаниях по законопроекту, обычно организуемых представительной ветвью власти, либо на заседаниях профильных советов, создаваемых при Комитетах исполнительной власти, в основном, в целях «паблик рилейшнз», лоббисты могут выступать с оценкой последствий принимаемых решений. Этот метод позволяет представителям интересов высказать свою точку зрения, которая печатается в стенограмме и отчете. Хотя такой метод играет незначительную роль, если вообще он действует, по мнению лоббистов, он позволяет ссылаться на такой отчет.
2. Предоставление информации. Экспертиза.
Для политиков и чиновников, которые стремятся к выбору лучшей альтернативы решения, особую важность представляет не только техническая информация, сбор которой является относительно дорогостоящим процессом, но и, как мы уже упоминали, политическая информация. Группы интересов проводят аналитические исследования или собирают техническую информацию по вопросам, волнующим их членов. Обычно и законодатели, и представители исполнительной власти обладают ограниченными экспертными ресурсами для проведения исследований по вопросам последствий всех решений, которые они принимают. В некоторых случаях, лоббисты как вариант решения предлагают готовый законопроект для внесения его на рассмотрение парламента. Очевидно, что предоставленная лоббистами информация может быть селективной, относительно того, каким образом она отразится на интересах их заказчика. Поэтому, необходимым условием восприятия информации властью является ее нейтральность, достоверность, исчерпывающий характер, а также репутация организации, которая ее предоставляет. В отношении данного метода лоббирования, больший эффект имеют персональные контакты, в особенности, неформальные.
3. «Обеды».
Практика «wining and dining»
описывается в американской научной
литературе как одна из форм прямого лоббирования.
В российской практике она развита не
меньше, просто отдельные формы отличаются
так же, как различаются отдельные культурологические
характеристики обществ. В США принято
приглашать (обычно это делается лоббистами)
официальных лиц на различные неформальные
мероприятия, как охота, рыбалка, боулинг,
воздушные, морские прогулки, поездки
в города-центры развлечений и т.д. Однако
во многих штатах ценность лоббирования
посредством приглашений законодателей
на мероприятия снизилась с ростом потребности
в информации. В российской практике также
наблюдается подобная динамика.
4. Судебные процессы.