Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 17:39, курсовая работа
Актуальность выбранной мной темы обусловлена, прежде всего, сложностью предмета исследования в структуре собственно рекламной деятельности. До настоящего времени ни теоретики рекламы, ни специалисты-практики не пришли к окончательному мнению относительно критериев оценки эффективности рекламы. Ряд исследователей полагают, что эффективность может быть оценена через показатели роста продаж после рекламной кампании, другие, - что эффективность рекламы заключается в психологическом воздействии - в какой мере реклама психологически повлияла на целевую аудиторию (т.е. какая часть потребительской аудитории ориентировалась на нее при принятии решения о покупке).
Введение.
Глава 1. Сущность и характеристики наружной рекламы.
1.1. Типология и виды носителей наружной рекламы, их характеристика.
1.2. Основные тенденции развития наружной рекламы.
Глава 2. Психологические процессы и методы воздействия
наружной рекламы на потребителя
2.1. Психологические аспекты наружной рекламы
2.2. Анализ зрительных элементов наружной рекламы.
Психология цвета
2.3. Символизм в наружной рекламе
2.4. Характер и методы воздействия наружной рекламы на
потребителя, особенности ее восприятия.
Министерство образования и науки РФ.
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ»
Студент ИСК
4 курс, гр.3СБ-03160042
Руководитель,
Старший преподаватель кафедры ТПСК Е.В.Нипорка
Ижевск 2013
Введение.
Глава 1. Сущность и
характеристики наружной рекламы.
1.1. Типология и виды носителей наружной
рекламы, их характеристика.
1.2. Основные тенденции развития наружной рекламы.
Глава
2. Психологические процессы и методы
воздействия
наружной рекламы на потребителя
2.1. Психологические аспекты наружной рекламы
2.2. Анализ
зрительных элементов наружной
рекламы.
Психология цвета
2.3. Символизм в наружной рекламе
2.4. Характер и методы воздействия наружной
рекламы на
потребителя, особенности ее восприятия.
Введение.
Актуальность
выбранной мной темы обусловлена, прежде
всего, сложностью предмета исследования
в структуре собственно рекламной
деятельности. До настоящего времени
ни теоретики рекламы, ни специалисты-практики
не пришли к окончательному мнению
относительно критериев оценки эффективности
рекламы. Ряд исследователей полагают,
что эффективность может быть оценена
через показатели роста продаж после рекламной
кампании, другие, - что эффективность
рекламы заключается в психологическом
воздействии - в какой мере реклама психологически
повлияла на целевую аудиторию (т.е. какая
часть потребительской аудитории ориентировалась
на нее при принятии решения о покупке).
Однако одно известно точно: психологическая
и экономическая эффективность взаимосвязаны,
экономический результат (например, увеличение
объема продаж) является результатом психологического
воздействия рекламы на потребителя.
Современная реклама занимает, наряду
с другими инструментами продвижения,
важнейшее место в системе бизнеса, экономики,
массовых коммуникаций и т.д. Роль и место
рекламы требуют постоянного совершенствования
ее инструментов, методов и технологий.
При этом следует принимать во внимание,
что зачастую возможности даже давно апробированных
методов используются не в полной мере
и недостаточно эффективно. Этот факт
свидетельствует о необходимости постоянного
обращения специалистов-рекламщиков к
данным науки, прежде всего психологии,
лингвистики, искусствоведения, психосемантики
и др.
Степень разработки темы. А.К. Боковиков
(Боковиков А.К. Экспериментальная психология
в российской рекламе. - М.: Академия, 1995.)
указывает, что применение психологической
науки позволяет создать условия, при
которых между потребителем товара и рекламопроизводителем
возникает диалог, способствующий эффективному
сбыту товаров, взаимопониманию. Это помогает
автору рекламной идеи избежать приписывания
собственных представлений о том, какие
свойства товара наиболее важны для потребителя.
Такая проекция чаще всего ничем не оправдана,
так как процесс восприятия рекламы потребителями
определяется их психологическими свойствами,
а свойства эти не всегда очевидны и крайне
разнообразны. Экспериментальный метод
весьма эффективен именно потому, что
индивидуальные психологические различия
людей – потенциальных потребителей –
чрезвычайно велики.
Лебедев-Любимов (Лебедев-Любимов А.Н.
Проблемы и перспективы развития психологических
исследований в российской рекламной
практике // Реклама: теория и практика,
2005, №2.) считает, что широко распространенные
в наше время методы тестирования рекламы
предполагают эффективные социально-психологические,
психологические и даже психофизиологические
измерения. Однако почему-то психологическая
наука во время проведения таких исследований
не раскрывает своих теоретических и методических
возможностей в полной мере, а всегда выступает
в упрощенном и усеченном виде. Это происходит
по целому ряду причин, в частности, в результате:
• Непонимания огромных возможностей
психологической науки в решении маркетинговых
задач и задач повышения эффективности
рекламных воздействий;
• Неясности технологии ценообразования
при проведении психологических исследований;
• Низкого уровня психологической грамотности,
как потенциальных заказчиков, так и самих
исследователей;
• Невозможности проследить зависимость
уровня продаж от интенсивности и качества
психологического воздействия рекламы
на потребителей и т.д.
А.Н. Лебедев-Любимов предлагает рассматривать
воздействие рекламы не только с точки
зрения ее содержания, но и многочисленных
формально-динамических характеристик
(Лебедев-Любимов А.Н. Основные психологические
модели рекламного воздействия // SALES business
/ продажи, 2005, №4.)
Содержание рекламы автор определяет
как информацию о товаре и компании, форму
рекламы – как те средства, которые творчески
использует рекламист, чтобы активизировать
психические процессы потребителя (внимание,
память, эмоции и т.д.). Динамику – как изменение
формы подачи рекламных материалов в зависимости
от целевой группы потребителей (сегментирование
рынка), для обновления устаревшей рекламы,
для получения преимуществ над активизировавшимися
конкурентами и т.д. Использование понятий
содержания рекламы, ее формальных и динамических
характеристик наиболее удобно для сбора
данных и интерпретации полученных результатов.
Формально-динамические характеристики
разделяются на сюжетные и бессюжетные.
К первым относятся рекламные образы,
персонажи, игровые сцены и пр. Ко вторым
– используемые в различных рекламных
материалах символы, знаки, шрифты, звуки,
геометрические фигуры, цвета и другое.
Воздействие формально-динамических характеристик
различных видов рекламы на человека рассматривается
также в работах Л.Н. Карамушки, П.А. Кудина,
Б.Ф. Ломова, А.А. Митькина (Психология восприятия
и искусство плаката. / П. А. Кудин, Б. Ф.
Ломов, А. А. Митькин - М., Плакат, 1987), А. Моля,
Н. Н. Слюсаревского, А. Б. Федоришина, В.
С. Черняховского и др.
О.В. Гордякова (Гордякова О.В. Влияние
агрессивности личности на оценку наружной
рекламы с различными формально-динамическими
характеристиками // Проблемы экономической
психологии. Т. 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев,
А.Б. Купрейченко. - М.: Изд-во «Институт
психологии РАН», 2005.) отмечает, что анализ
современной отечественной рекламы показывает
- в результате деятельности рекламистов
на российском рынке часто появляется
продукция, которая может производить
на потребителя как запланированный эффект
воздействия, так и множество дополнительных
эффектов, возникающих помимо намерений
автора. Эти эффекты могут быть и положительными,
и отрицательными. То есть реклама, которую
разрабатывают и производят творческие
работники рекламных агентств, может оказаться
не только интересной и полезной, но и
навязчивой, вызывающей отвращение, раздражение
или агрессию у потребителя.
Цель работы – исследовать теоретические
и прикладные аспекты воздействия наружной
рекламы на потребителя.
Глава 1. Сущность и характеристики наружной рекламы.
К наружной (внешней)
рекламе относятся
Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения.
Глава 2. Психологические
процессы и методы воздействия
наружной рекламы на потребителя
2.1. Психологические аспекты наружной рекламы
В социальной психологии существуют две интерпретации понятия "эффективность". В первом случае под эффективностью понимают достижение человеком или группой лиц поставленной цели, продуктивность деятельности. Во втором случае – их внутреннюю удовлетворенность этой деятельностью. В рекламе данная закономерность также соблюдается. Эффективная реклама не только воздействует, побуждает к покупке, но и доставляет эстетическое удовольствие.
Критерием такой эффективности выступают положительные эмоции, желание увидеть рекламу еще раз. В этом случае ведущую роль играет профессиональный дизайн. Создание красивой привлекательной формы для обычных вещей и идей лучше всего соответствует природе человека, является одним из основных условий психологически эффективной рекламы.
Разнообразие абстрактных цветовых решений и геометрических фигур, шрифтов и незнакомых символов в наружной рекламе является отрицательным фактором эффективности.
Рекламная информация в наружной рекламе должна восприниматься в течение очень короткого времени и на очень больших расстояниях. Реклама на брандмауэрах соответствует этому условию, при выполнении следующих правил.
Количество
абстрактных (бессмысленных) элементов
на брандмауэре обратно
В инженерной психологии давно выявлены закономерности восприятия шрифтов, расписаны и проанализированы те, которые целесообразно использовать для получения наивысшего психологического эффекта распознавания текста на расстоянии. Известно, каким должно быть оптимальное расстояние между буквами, словами, соотношение высоты и ширины буквы.
Большую психологическую проблему в наружной рекламе составляет выбор соотношения графики и текста. Исследования психологов свидетельствуют о том, что размещение на брандмауэрах крупных, цветных фотографий обладает рядом преимуществ. Фотографии понимаются, осознаются, узнаются моментально, прочтение текста требует значительного времени. Красивый цветной слайд дает максимально реалистичное изображение рекламируемого товара, как правило, не требует от наблюдателя сложной умственной деятельности. Он изображает товар в увеличенном виде, скрывая недостатки и выдвигая на передний план достоинства, тем самым формируя яркий образ. Главным понятием при оценке рекламы на брандмауэре является понятие "информационного комфорта".
Проверка наружной рекламы.
Основным показателем, определяющим эффективность наружной рекламы, является количество контактов с потребителями. Размещение рекламных изображений на брандмауэрах, обеспечивает этот показатель за счет преимущества в размерах изображения и восприятия с достаточно большого расстояния
Реклама органично вписалась в нашу жизнь.
По данным статистики, каждый день потребитель сталкивается с тремястами рекламными объявлениями, просматривает более ста рекламных роликов. И ежегодно получает по прямой почтовой рассылке около тысячи информационно-рекламных материалов. Но, к сожалению, лишь небольшая их часть привлекает внимание. И еще меньшая — достигает главной цели: формирует у потребителя стойкое желание приобрести рекламируемый товар.
Причины подобного «невнимания» к рекламным материалам чаще всего связаны с низким качеством их подготовки, и это касается не только дизайна и полиграфии. Одной из самых распространенных ошибок является полное игнорирование рекламодателем психологии потребителя, и именно поэтому рекламное послание не доходит до своего конечного адресата. О том, как этого избежать, и пойдет речь в статье, предлагаемой вашему вниманию.
Законы восприятия
Восприятие человека имеет свою психологию. Оно избирательно по своей природе. И определяется личными (индивидуальными) факторами и факторами, относящимися к стимулам. Рассмотрим каждое из них подробно.
Среди Личных факторов выделяют потребности и мотивы.
Внимание будет привлечено и удержано, если информация представляет интерес для потребителя с точки зрения его мотивации и потребностей.
В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии организма — голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психогенную природу и являются результатом таких состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании или духовной близости. Большая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снимает психологическое напряжение. Подобное утверждение было экспериментально доказано основателем гуманистического направления в психологии — Абрахамом Маслоу (5).
Им же была предложена в виде пирамиды следующая классификация потребностей: 1 уровень — физиологические потребности (пища, вода, сон и т.д.), 2 — потребность в безопасности (стабильность и порядок), 3 — потребность в любви и принадлежности (семье и дружбе), 4 — потребность в уважении (самоуважение, признание), 5 — потребность в самоактуализации (развитие всех своих способностей).
Согласно Маслоу
система человеческих потребностей
выстроена в иерархическом
В свое время пирамида Маслоу явилась революционным открытием в мире психологии человека, и этим не преминули воспользоваться коммерсанты. Однако впоследствии теория потребностей была дополнена новыми исследованиями психологов. Оказалось, что на поведение человека наряду с потребностями оказывают влияние и мотивы.
Информация о работе Особенности воздействия наружной рекламы на потребителя