Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 10:49, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности и отличительные черты радио как средства массовой информации. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть радио в системе современных СМИ.
2. Выявить специфику и особенности радиовещания.
3. Подробно рассмотреть и описать создание радиостанции.
4. Создать и описать собственное FM – радио.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Радио как средство радиокоммуникаций
1.1. Радио в системе современных СМИ и его функции………………………5
1.2. Специфика радио и его особенности, как средство массовой информации…………………………………………………………………………..8
Глава 2. Создание FM – радиостанции
2.1. Теоретические основы реализации радиостанции………………………14
2.2. Создание радиостанции «Saratov.FM»…………………………………18
Заключение……………………………………………………………………..24
Библиографический список…………………………………………………...26
Приложение…………………………………………………………………….27
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ им. П.А.СТОЛЫПИНА
Факультет политико-правового управления
Направление подготовки 031600.62
Реклама и связи с
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория и практика массовой информации»
на тему: «Особенности и отличительные черты радио»
очной формы обучения
Карпова Юлия Евгеньевна
Руководитель:
Т.А. Ионцева
Саратов 2013 г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Радио как средство радиокоммуникаций
1.1. Радио в системе
современных СМИ и его функции…
1.2. Специфика радио
и его особенности, как средство массовой
информации……………………………………………………
Глава 2. Создание FM – радиостанции
2.1. Теоретические основы
реализации радиостанции…………………
2.2. Создание радиостанции «Saratov.FM»…………………………………18
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………...26
Приложение……………………………………………………
У истории XX века практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио и другие канала массовой информации. всего три десятилетия относительно спокойной жизни технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. уже в середине 50 - х годов о нем высказывались как о "факире на час". Если принимать во внимание время существования нашей цивилизации, то три десятилетия - это даже не час, а мгновение.
Из всех СМИ радио является самым удобным для восприятия аудиторией. слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями. Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания - от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно - драматических композиций и "радиокниг" - составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания.
Тема актуальна, так как в структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых факторов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий.
Объектом данной работы является радиовещание.
Предметом курсовой работы является особенности и отличительные черты радио.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности и отличительные черты радио как средства массовой информации. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть радио в системе современных СМИ.
2. Выявить специфику и особенности радиовещания.
3. Подробно рассмотреть и описать создание радиостанции.
4. Создать и описать собственное
FM – радио.
Глава 1. Радио как средства массовых коммуникаций
1.1. Радио в системе современных СМИ и его функции
В структуре современных
СМИ радио остается наиболее оперативным.
Из всех СМИ радио является самым
удобным («неприхотливым», «комфортным»)
для восприятия аудиторией. Слушание
радио, как правило, не требует отказа
от повседневных дел, его можно совместить
и с производственной занятостью,
и с бытовыми реалиями (уборкой
квартиры, хозяйственными делами и
т.п.). Колоссальную часть аудитории
радио во всех направлениях вещания
– от музыкальных программ, новостных
выпусков до передач литературно-
Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности. Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, сослужить роль «бумеранга», если пренебречь психологическими особенностями восприятия. На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.1
Взаимоотношения радио и прессы, как правило, обусловлены разделением задач этих видов СМИ. В условиях развитой системы современных СМИ получили распространение такие формулы: – дело радио – информировать; – дело телевидения – демонстрировать; – дело газеты – анализировать и объяснять. История отечественного радиовещания знает много примеров совместных действий с печатью (радиомитинги 30-х годов).2 Сегодня в случае выборов печать, радио и телевидение, принадлежащие одному хозяину, создают наиболее благоприятные коммуникативные возможности друг для друга: анонсируют публикации и программы, координируют выпуск соответствующих материалов по времени, стилю и адресу, тиражируют отзывы на программы, передачи и статьи, стремятся регулярно обнародовать ссылки на работу коллег. Важно отметить, что в подобной ситуации обеспечивается такое важное условие воздействия на общественное мнение, как непрерывность потока социальной информации.
Интернет расширяет
Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.
Радиовещание осуществляет одновременно различные функции. Информационная (рекламная), Интегративная (формирования общественного мнения, общения, воспитательная, организаторская), Культурно-просветительская (эстетическая, рекреативная).3
Анализ структуры современного
отечественного радиовещания позволяет
выделить ряд важных тенденций в
его развитии. Сформировался стабильный
интерес аудитории к
В новый век отечественное
радио входит как сложившаяся
система общенациональных (федеральных),
региональных и местных
Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.
1.2 Специфика радио и его особенности, как средство массовой информации
Телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет – у всех этих средств массовой информации есть свои достоинства и недостатки, свои отличия, приводящие слушателей, рекламодателей и специалистов по связям с общественностью к выбору того или иного из них в зависимости от преследуемых ими целей.
Радио является наиболее демократичным средством информации. Если для чтения газет вам необходимо затратить деньги на их покупку, для выхода в Интернет вам не обойтись без крайне дорогостоящих технических средств, телевизионная техника тоже стоит немалых денег, а радиоприемник может себе позволить каждый. Трудно представить себе наиболее простой и доступный способ донести до человека информацию, не переключая при этом все его внимание только на сам процесс получения.6 Рассмотрим, чем еще радио специфично среди прочих СМИ.
Как уже говорилось раньше, радио это канал для передачи звука, речи. Несмотря на отсутствие визуальной информации или даже благодаря этому, радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, ударив по репутации информатора, если пренебречь психологическими особенностями восприятия. На радио не столь важно собственно то, что сказано, сколько то, как это преподнесено. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм — все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.
Прослушивание радио часто не требует активного внимания. Его можно слушать, занимаясь другими делами, работая в офисе, прогуливаясь по улице, подготавливаясь ко сну, передвигаясь в автомобиле и т.д. Поэтому радиовещание называют вторичным видом деятельности. И поэтому особенно важно, как слушатель настроен на канал, по которому он получает информацию, от этого в большой степени зависит эффективность мероприятий по связям с общественностью и рекламных кампаний. На восприятие радиопрограмм накладывает отпечаток не только жизненный опыт человека, его образование, профессия, представления о мире, но и опыт общения с радиоканалом, его отношение к передачам. Ожидания слушателя, его эмоциональный настрой на программу тоже важны для эффективности контакта. Эта особенность универсальна для всех прочих СМИ, однако на радио она проявляется особенно рельефно. Специфика радио определяется в первую очередь теми выразительными средствами, которые использует радиопублицистика – звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Звучащее слово играет во всей этой гамме главенствующую роль – именно оно призвано донести основную информацию, хотя и может быть дополнено различными средствами, но эти средства лишь увеличивают эффект слова, сами же по себе они не способны донести осмысленной информации до слушателя. Особенно ясно это по радиорекламе, где слово, не сопровождаемое ни музыкой, ни шумовыми эффектами, доносит скупую информацию, которую воспринимать трудно – монотонность, банальность речи не заставляет реципиента прильнуть к приемнику, переключить внимание на радио спот. Но, добавив звуки взрывов, поющих птиц, звонящих телефонов, гармонии классической музыки или ритмы современных танцев, рекламопроизводитель заставляет слушателя обратить свой слух к сообщению, вместе с тем, что сама информативная его насыщенность, сам текст остается прежним. Основу всей радиожурналистики составляют речевые тексты в виде огромного разнообразия письменных (предварительно написанных) и элементов импровизированной речи. Язык обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами – риторическими приемами, метафорами, сравнениями, гиперболами, литотами, оксюморонами и т. д., которые демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на слушателя. 7 Если характеризовать выразительные возможности речи, следует в первую очередь выделить интонацию. Речевая интонация — это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта.