Особенности PR-деятельности в системе органов государственной власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 23:13, реферат

Краткое описание

Теоретико-методологические основы деятельности PR-служб в органах государственной власти. Характеристика подходов к понятию паблик рилейшнз в государственном управлении

Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, устанавливает, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому человеку и гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Вложенные файлы: 1 файл

краснодарский край.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу «Связи с общественностью  в современном политико-административном  управлении»

 

На тему: «Особенности PR-деятельности в системе органов государственной власти в РФ»

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Выполнила: 
студентка 5 курса, 
Седова В.А.

Специальность: 
Связи с общественностью 

2013

Теоретико-методологические основы деятельности PR-служб в органах  государственной власти.  Характеристика подходов к понятию паблик рилейшнз в государственном управлении

 

 

Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, устанавливает, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны  обеспечить каждому человеку и гражданину возможность ознакомления с документами  и материалами, непосредственно  затрагивающими его права и свободы. Реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.

Для равноправного, партнерского сотрудничества граждан и их объединений  со структурами власти, первые должны обладать реальными ресурсами власти, испытывать доверие к институтам власти, обладать желанием и умением  сотрудничать в решении волнующих  их проблем и вопросов с властными  структурами.

Применительно к России решающим фактором становления такого типа отношений  между обществом и государством является изменение природы государства, превращение его в правовое государство, в котором закон, Конституция  ограничивают всевластие государства, задают строго определенные рамки его  компетенции, ставят государственные  структуры на службу обществу и гражданам. Такое государство не только признает права личности, объединений граждан, но и гарантирует их защиту.

Конституция, законы могут  выполняться и стать реальной силой, определяющей в равной мере поведение  людей и деятельность институтов власти, только в том случае, если в их основе лежит национальное согласие об основных ценностях и путях развития страны.

Вторая характеристика государства, самым прямым и непосредственным образом определяющая характер его  связи с общественностью, – это  уровень демократичности.

Даже авторитарные и тоталитарные режимы нуждаются в легитимности, а потому занимаются налаживанием связей с общественностью. Другое дело, какого типа эти связи. Только подлинно демократические  режимы нуждаются в равноправном диалоге со своими гражданами, то есть в двустороннем сбалансированном типе связей с общественностью.

Характеризуя уровень  демократичности политического  режима России, специалисты называют его «транзитным» (имея в виду неопределенность конечного результата демократического развития), «неконсолидированной демократией», в лучшем случае, считают они, это  демократия, характерная для многосоставных обществ.

Существенны противоречия служб  «паблик рилейшнз» в органах  власти и управления, где под «связями с общественностью» подчас понимается пропаганда успехов администрации, где сама программа деятельности строится, исходя из личных пристрастий  и предложений главы администрации. Таким образом, можно зафиксировать, что особенности работы служб  «паблик рилейшнз» в органах  власти и в политических структурах выявляются в характеристике субъекта и средств деятельности, в специфике  эффектов, достигаемых в результате этой деятельности. Наконец, несколько  важнейших предпосылок своеобразия  «паблик рилейшнз», связанных с  двуединой направленностью связей с общественностью: они равно  активно действуют в сфере  внутрикорпоративных отношений («фирменный менеджмент»), так и в сфере  межкорпоративных отношений.

Здесь кроется разгадка многих отличительных черт «паблик рилейшнз»  в органах государственного управления: будучи чиновником, работник службы действует  под одномоментным влиянием разных факторов. С одной стороны, как государственный служащий, он следует предписаниям, вытекающим из закона о государственной службе и нормативов своего учреждения. А, с другой стороны, он выступает представителем профессии, которая предполагает небанальные, подчас неожиданные приемы и формы общения, своеобразные, часто основанные на интуитивных решениях, действия. Добиться сбалансированного соотношения этих векторов поведения бывает очень непросто.

Специфика «связей с общественностью» в органах государственного управления и в политике предопределяется также  типом системного включения «паблик  рилейшнз» в экономическую, политическую, правовую деятельность. Совершенно очевидно, что работники служб по связям с общественностью модифицируют привычные, традиционные технологии в  зависимости о того, кто в данный момент является их партнером: финансовая корпорация или политическая партия, профессиональный союз или конфессиональное объединение, молодежная ассоциация или  союз ветеранов.

С другой стороны, системность  включения обеспечивается устойчивостью, последовательностью, непрерывностью контактов, адекватностью избранных  технологий, способностью реализовать  принцип «гибкой технологии», обеспечить переналадку всего механизма  связей с общественностью в процессе социально-экономических и политических изменений.

Демократические преобразования в обществе, изменение политической системы, реформирование государственной  службы ставят властные структуры России перед дилеммой: либо они преобразуются  под велением времени, либо отторгаются  обществом. Отчуждаются от людей  и потому оказываются неспособными решать чисто управленческие задачи. Потребность в контакте с гражданами, общественными организациями, средствами массовой информации столь велика, что службы «паблик рилейшнз»  в наши дни становятся органичным элементом всей системы государственного управления, политической структуры  общества. Каждая четвертая PR-служба региональных органов власти занимает такое положение в системе властных отношений, обладает таким статусом, который в принципе позволяет ей успешно решать поставленные задачи. Если же PR-служба и ее руководитель не обладают необходимыми полномочиями и статусом, то им трудно эффективно работать. Во-первых, из-за недооценки руководством значимости связей с общественностью (одновременно и служб, обеспечивающих эту связь) в своей повседневной работе. Вторая причина – кадры руководителей PR-служб. Если руководство считает, что руководитель достаточно авторитетен и компетентен, а нередко просто близок к высшему руководству, ему предоставляются соответствующие полномочия.

Указанные причины, а также  объективные обстоятельства, связанные  с трудностями переходного периода, приводят к тому, что материальное обеспечение служб по связям с  общественностью оказывается недостаточным. Так же для них свойственно  желание стремиться получить как  можно больше ресурсов, а если это  не удается, выражать неудовлетворенность  положением дел.

Глубинной сутью PR в независимости  от сферы применения (бизнес, политика или государственное управление) является информирование общественности, ее просвещение посредством распространения  знаний, повышения культуры. Однако, есть существенные различия связей с  общественностью в государственном  управлении и других сферах (например, в бизнесе), в первую очередь, обусловленные  различием преследуемых целей.

Для более полного отражения  понятия связи с общественностью  в государственных структурах можно  провести сравнения и выявить  отличия от связей с общественностью  в других сферах по пяти основаниям: по целям, ресурсам, ответственности, мотивам, окружению. Рассмотрим некоторые из них.

Различия по целям. Конечной целью налаживания связей с общественностью  для коммерческих структур является удержание (расширение) спроса на предлагаемые фирмой товары и услуги, изменение  их качества, номенклатуры в соответствии с запросами покупателя. Фирма преследует, прежде всего, свои частные интересы, для чего согласовывает их с интересами общественности.

Деятельность PR-служб структур государственной власти связана  с представлением государственных  интересов. Соответственно, адресатом  выступает не индивид-потребитель  товара (услуг), а гражданин, ассоциированный  в какую-либо организацию, или индивидуальный политический субъект. Государственные  интересы носят всеобщий характер. С помощью PR представляются и согласуются  интересы различного уровня, а значит, и механизм их согласования не может  быть одинаков.

По отношению к коммерческой фирме покупатель выступает как  совершенно равноправный партнер (хочу – покупаю, хочу – нет). С помощью PR или каким-либо иным образом фирма  не может заставить покупателя действовать  так, как ей хочется, не может навязать ему свою волю (случаи со скрытой  рекламой, действующей на подсознание  – всего лишь некоторое отступление  от правила). С другой стороны, и покупатель напрямую не может воздействовать на фирму. Его участие в процессе управления лишь косвенное. Фирма с  помощью PR представляет ту часть своих  интересов и в той мере открыта, в которой она считает нужным.

Участие граждан в управлении, как непосредственное, так и опосредованное (через систему выборного представительства  своих интересов) является неотъемлемым атрибутом демократического общества. В демократическом обществе государственная структура (в отличие от фирмы) не может произвольно устанавливать свои «правила игры» в отношениях с общественностью, не может принимать любое управленческое решение «в одиночку», не сотрудничая тем или иным образом с гражданами и их объединениями.

В этом отношении возможности  граждан и их объединений с  помощью PR оказывать воздействие  на структуры власти намного больше, чем в случаях с коммерческой фирмой.

С другой стороны, властные ресурсы граждан, их объединений  несопоставимы с ресурсами государства  – некоторое исключение составляют лишь действительно демократические общества либерального образца. Таким образом, позиции граждан и их объединений в PR-взаимодействии со структурами власти реально могут оказаться намного слабее, чем во взаимодействии с коммерческой фирмой. Государство, его структуры располагают гораздо большими возможностями давления на граждан, в том числе, и с помощью PR, чем коммерческая фирма. Вместо равноправного диалога здесь гораздо чаще может иметь место продвижение со стороны структур власти нужных ей установок и моделей поведения. В зависимости от того, как решается этот вопрос, в чем видится смысл деятельности PR службы можно типологизировать и характер связей с общественностью.

Соответствующим образом  меняется и технология взаимодействия гражданина и власти с помощью PR, понятие эффективности PR. Как говорил  известный философ и политолог  Эдгар Ален, самой эффективной  является такая власть, которая получает одобрение свободного человека, точнее, свободное одобрение свободного человека. Способствование свободному одобрению гражданами действий и  политики структур власти, обеспечение  поддержки властей конкретными  действиями граждан и является главной  целью, критерием эффективности  работы PR служб в демократическом обществе.

Получаемая посредством  связей с общественностью поддержка  при односторонней, несбалансированной связи включает лишь:

а) легитимацию существующего  режима и конкретных структур власти, политических лидеров;

б) поддержку соответствующих  акций, действий властей, не обязательно  связанная с осмыслением их истинной сути, основанная скорее на вере, авторитете власти (лидера).

При двусторонней сбалансированной связи характер поддержки принципиально  меняется и включает доступ к информации, высокий уровень открытости властных структур. Цель этой открытости состоит в способствовании понимания гражданином действий и политики властей, возможности обсудить эти действия и политику, занять в отношении их определенную позицию, соответствующую пониманию гражданином собственных интересов, интересов общества и государства.

Различия по ресурсам. Отношения  в коммерческой сфере строятся на договорной основе, в качестве основополагающего  фактора выступают финансовые возможности  предприятия, что позволяет им использовать и инструменты рекламы для  достижения поставленных целей. Государственные  органы обладают большими информационными  ресурсами, а в отношении финансовых, человеческих, технических ресурсов часто возникают проблемы из-за их недостаточности. Но государственные  органы, взаимодействуя с общественностью, могут воспользоваться принудительными  рычагами.

Различия по ответственности. Ответственность в коммерческой сфере связана с внутренней составляющей компании - непродуманная PR-кампания может привести к разорению. В государственном секторе ответственность носит внешний характер, то есть государство в своих действиях и решениях ответственно перед обществом, что с одной стороны говорит о более размытых требованиях, но с другой стороны эту размытость компенсирует необходимость следовать закону, который более тщательно регулирует государственную сферу, чем коммерческую.

Различия в окружении. Для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью  и средствами массовой информации, определяемый обоснованным стремлением  общественности знать через СМИ  все, что происходит в государственных  учреждениях. Большое влияние на государственную деятельность оказывает  взаимодействие с общественными  организациями и осуществление  лоббистской деятельности. Решения  коммерческих предприятий менее  часто и не так регулярно обсуждаются  в прессе, более того пресса оказывает  меньшее влияние на принятие коммерческих решений. Чаще всего интерес у  СМИ к частному бизнесу возникает в период кризиса или исключительных обстоятельствах, поэтому частный сектор вынужден использовать различные PR - технологии по усилению новостей компании. Также СМИ ожидают, что предприниматели будут взаимодействовать с ними на коммерческой основе.

Информация о работе Особенности PR-деятельности в системе органов государственной власти в РФ