Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 07:20, курсовая работа
Роль СМИ в разные годы развития государства играло определенную роль на формирование и выражение общественного мнения. Однако может носить как характер непосредственного воздействия на различные социальные институты от имени того социального института, который издает данный орган, так и характер идеологического воздействия на массовую аудиторию. В зависимости от того, в ведении каких сил находится журналистика, такие и перед ней могут быть поставлены цели
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1.РОЛЬ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ИЗДАНИЙ..............................................5
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ……………………………………………....…....8
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СМИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И ВЫРАЖЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ……………………………………………..........19
ГЛАВА 4. РОЛЬ СМИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАЩИТНОЙ
ФУНКЦИИ……………………………………………………………………........21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..........31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….......33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1.РОЛЬ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ИЗДАНИЙ.......................
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ……………………………………………....…..
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СМИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И
ВЫРАЖЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО
ГЛАВА 4. РОЛЬ СМИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАЩИТНОЙ
ФУНКЦИИ……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….......33
Введение
Данная тема является актуальной на современном этапе. О ее актуальности свидетельствует тот факт, что данный вопрос будет поднят на форуме журналистов в Астане в марте текущего года. СМИ всегда играли и играют роль в формировании общественного мнения. Журналисты, в силу своих функций, оказывают влияние на общественное мнение и могут определить направление граждан в том или ином вопросе. Поэтому СМИ всегда уделялось большое внимание со стороны правящих кругов. В годы советской власти СМИ находились в ведении коммунистических партий и создавали общественное мнение о политическом строе под полным контролем со стороны правящей партии. В годы демократического строя роль СМИ изменилась. Новый Закон «О средствах массовой информации в Республике Казахстан» отменил цензуру, открыл дотоле неслыханные возможности для развития прессы. Ныне ежемесячно появляются 25 – 30 средств массовой информации.
За эти годы сформулирован информационный рынок, заметны и качественные изменения в казахстанской прессе. Роль СМИ в развитии глобальных исторических процессов возрастает год от года, вызывая тем самым искушение использовать их возможности в качестве действенного инструмента в решении разного уровня проблем.
Но если рассматривать средства массовой информации как, орган имеющий действенность на формирование общественного мнения, то они действительно стали самым эффективным манипулятором общественного мнения и, к сожалению, очень редко в интересах общества. На сегодняшний день нет такого сильнейшего инструмента разрушения или созидания, каким является пресса.
Общественное мнение - состояние массового сознания заключает в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к социальным событиям, фактам, действительности.Общественное мнение - это отношение людей к вопросам, представляющих для них интерес и выраженное в суждениях или действиях. В связи с этим основным вопросом дипломного проекта является определение влияния СМИ на формирование общественного мнения на современном этапе.
Согласно Закону «О средствах массовой информации в Республике Казахстан» средства массовой информации не должны оказывать какое – то влияние на создание общественного мнения. Общественное мнение должны создавать сами граждане, на основании имеющихся материалов в СМИ. Однако на современном этапе роль СМИ в Казахстане представлена тем, что они отошли от своих функциональных обязанностей и основная роль сводится к тому, что средства массовой информации характеризуют лишь деятельность заказчиков.
В последнее время значительная часть масс–медиа оказалась вовлеченной вдела крупного бизнеса, превратилась в информационные структуры финансово – промышленных групп и инструменты их политического влияния.
Безусловно, этот процесс произошел объективно, на основе встречного движения крупного капитала и отдельных средств массовой информации.
Поэтому в работе даны определенные факты, влияния крупных корпораций на СМИ, и способы СМИ оказать влияние на создание общественного мнения по тем или иным фактам.
В годы становления нашей
Время диктует новые требования. Наиболее объективный взгляд на деятельность прессы – это взгляд на нее как на пресс, в ходе которого из отрывочных фрагментов складывается мозаика действительности, преодолевается ограниченность индивидуальных воззрений, создается системное видение наиболее важных общественных проблем.
Роль СМИ в разные годы развития государства играло определенную роль на формирование и выражение общественного мнения. Однако может носить как характер непосредственного воздействия на различные социальные институты от имени того социального института, который издает данный орган, так и характер идеологического воздействия на массовую аудиторию. В зависимости от того, в ведении каких сил находится журналистика, такие и перед ней могут быть поставлены цели. Прогрессивные – воздействовать на социальные процессы так, чтобы способствовать социальному прогрессу, или регрисивные – в соответствии со стремлением реакционных сил затормозить прогрессивное развитие.
ГЛАВА 1.РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить,что понимают под средствами массовой информации.
Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле и
радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы
публичного распространения массовой информации.
Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической
системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его
состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.
СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных
личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические
следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её
отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, пообщему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости,но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.
СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды.
Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не
только журналисты, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный
и болезненный процесс. Достаточно вспомнить столь частые нарекания власть
имущих на "распоясавшуюся печать", на то, что она нагнетает, искажает, сеет
вражду и т.д. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ
как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и
СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. Очевидно
также, что эффективность действий отдельного журналиста, редакционного
коллектива в политическом процессе связано не только с творческим
исполнением функции "подручного", но и с участием в качестве субъекта
политической деятельности.
СМИ в любом
обществе выполняют важную информационную
роль, т.е. Становятся своеобразным посредником
между журналистом и
Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие
достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты -
страх, панику, неразбериху.
Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут
ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова
законадательнонаказуемо во всех странах мира.
Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех
членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность,
доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым.
Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки
зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до
сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных
аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.
СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято
рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или
массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и
соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни -
только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не
нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение
формируется в процессе движения информации в обществе, отражает
общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность.
Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны,
аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на
сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти,
демократических форм управления социальными процессами.
СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демокритизация нашего общества чрезвычайно
активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических
платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного,
заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении.
Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно
политизирующегося общества.
Какие же основные направления деятельности СМИ?
1.удовлетворение
информационных интересов
2.обеспечение гласности;
3.изучение и
формирование общественного
4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;
5.поддержка
или критика программ и
общественных организаций и движений, отдельных лидеров;
6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.
ГЛАВА 2.РОЛЬ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ИЗДАНИЙ.
Роль общественного мнения всегда находилась в центре внимания Правительств государств, политиков, социологов. Еще во времена Французской революции он обнаружил силу общественного мнения. Так в 1793 году Напалеон написал пропогандистский текст, благодаря которому стал известен. Когда Напалеон находился во главе армии в Италии, его первая задача была в создании двух газет, в которых Напалеон возвеличивал свои победы. Когда он пришел к власти он закрыл 60 газет из 70 существующих газет. И за всеми осуществлял строгий контроль, и сам для них писал без подписи передовые статьи. Поэтому роль общественного мнения в республиканских изданиях имеет большое значение.
Возьмем, к примеру, республиканское издание «Казахстанская Правда». Данное издание начало выпускаться в 1920 году. За время выпуска, т.е. на протяжении 40 лет претерпела ряд существенных изменений.
Информация о работе Роль СМИ в формировании и выражение общественного мнения