Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:59, курсовая работа
В последнее десятилетие в Казахстане, России и других странах СНГ активно проводятся исследования политической коммуникации в информационном обществе и формируются научные школы в этом направлений. Изучение теоретико-методологических и практических основ политической коммуникации евразийских стран, в т.ч. с учетом особенностей политического строя Казахстана, является по своей сути значимым и своевременным шагом для проектирования и прогнозирования дальнейшего развития своего региона. Изменения, происходящие в обществе в последнее десятилетие, требуют переосмысления сфер деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием.
Рынок внешний региональный представлен СМИ, распространяющими информацию для аудиторий сопредельных территорий двух и более государств:
На этом рынке частично функционируют такие отечественные СМИ, как телеканалы "Казахстан", "Хабар", "Ел арна" , более 10 лет по созданию положительного имиджа Республики Казахстан успешно работает МТРК "Мир".
Рынок континентальный представлен СМИ, распространяющими информацию на уровне нескольких сопредельных регионов:
Казахстан на этом рынке представлен пока единственным спутниковым каналом "Caspionet" .
Рынок глобальный представлен СМИ, распространяющими информацию для глобальной аудитории, в основном элитной, носящую, соответственно, элитный характер:
На глобальном рынке отечественные СМИ не представлены.
Конкурентоспособность в информационной сфере (информационная конкурентоспособность) связана с национальной конкурентоспособностью в целом и определяется ею.
Новыми ключевыми факторами, оказывающими непосредственное влияние на конкурентоспособность в информационном пространстве государств в целом и профессиональных участников информационного рынка в частности, в современных условиях ускоренной глобализации и формирования информационного общества являются:
- увеличение количества доступной информации, превышающего все разумные пределы и биологические возможности осмысления человеком. Это определяет тенденции фрагментации информационного массива, максимально возможного упрощения и детализации информации с целью, с одной стороны, охвата широчайших масс, а с другой стороны, создания для людей возможности быстро и эффективно сортировать информационный поток, т.е. очень конкретно реализовывается право личности на осознанный (и неосознанный) выбор;
- расширение неограниченного
- постепенная сегментация
- перевод содержательной части информации (контента) в удобный для восприятия массами формат развлекательного шоу, в том числе новостного, политического, социального, культурного. В то же время усиливается интеллектуальный заряд контента развлекательного формата (юмор, ток-шоу, познавательные программы), который имеет тенденцию политизироваться;
- закрепление англо-
Эти факторы определяют появление новых угроз и вызовов, а также обусловливают обострение конкуренции на всех уровнях глобального информационного пространства.
В этой связи необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- возникновение тенденции
- развитие идеологии
- ослабление возможностей
- вовлечение ведущих "мировых игроков" в агрессивную информационно-пропагандистскую деятельность в региональном и глобальном информационном пространстве с целью продвижения собственных интересов;
- активное внедрение на
В этих условиях информационное пространство Республики Казахстан стоит перед альтернативами потери информационного суверенитета, что может означать прямую угрозу государственности и независимости, либо развития до такой степени (законодательно, материально-технически, технологически, содержательно), чтобы создать иммунитет к внешним рисковым факторам и даже предлагать миру свой конкурентоспособный продукт. Третьего - создания жестких искусственных барьеров по типу "железного занавеса" - в современных условиях глобализации не дано.
Основой деятельности СМИ и функционирования информационного рынка Республики Казахстан является Конституция Республики Казахстан.
Конституция Республики Казахстан гарантирует свободу слова и творчества, запрещает цензуру, устанавливает право каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом, признает идеологическое и политическое многообразие.
Сегодня в Казахстане сформированы основные, существенные элементы информационного рынка. Так, если до 1990 года в республике издавались всего 10 республиканских государственных газет и журналов, выходил в эфир 21 теле- и радиоканал, то по состоянию на 1 июня 2006 года в Республике Казахстан зарегистрировано 7281 средство массовой информации. Доля негосударственных СМИ составляет около 78 процентов. Из общего числа зарегистрированных СМИ на постоянной основе функционируют 2479 СМИ.
В стране имеет место широкая тематическая дифференциация СМИ. В настоящее время доля печатных СМИ составляет 50 процентов от общего числа масс-медиа, общественно-политических - 16 процентов, научных - 9 процентов, рекламных - 10,5 процента, детских, молодежных, женских и религиозных - приблизительно по 2 процента изданий каждое.
В Республике Казахстан действуют 212 электронных СМИ. Охват территории Республики Казахстан крупнейшими общенациональными электронными СМИ на 1 июня 2006 года составляет: телеканалы "Хабар" - 95,70 процента, "Казахстан" - 96,25 процента, "Ел арна" - 75,50 процента, "Первый канал-Евразия" - 78,60 процента, Казахское радио - 86,99 процента. Функционирует спутниковый канал "Caspionet", осуществляющий вещание на территории стран Центральной Азии, Среднего Востока, Европы и Северной Африки.
В стране действует более 80 операторов сетей кабельного и эфирно-кабельного телевидения, предоставляющих услуги вещания отечественных и зарубежных электронных СМИ, крупнейшими из них являются "Алма-ТВ" (вещает в 13 городах страны), "Казинформтелеком", "Секател" и "Казцентр-ТВ" (по 5 городов), "КВК" (4 города).
На внутреннем казахстанском информационном рынке распространяется 2392 иностранных СМИ, включая 2309 газет и журналов, 83 телерадиопрограммы. Посредством систем спутникового телевидения и компьютерной передачи данных в Республике Казахстан можно осуществить прием информационной продукции до тысячи иностранных телеканалов, неограниченного числа печатных СМИ в электронном формате. В Республике Казахстан аккредитованы более 80 представителей зарубежных средств массовой информации.
Около 90 процентов от общего числа наименований иностранных СМИ распространяется в республике на русском языке, 5 процентов - на английском, 5 процентов - на других языках мира.
Крупнейшими сетями распространения иностранных СМИ на территории Республики Казахстан являются акционерное общество (далее - АО) "Казпочта", товарищество с ограниченной ответственностью (далее - ТОО) "Совместное предприятие "АиФ-Казахстан", АО "Евразия-пресс", АО "Алма-ТВ", ТОО "Секател", "Казцентр-ТВ", "Кателко +". Совокупный объем распространяемых этими структурами масс-медиа составляет 70 процентов от общего объема.
В Казахстане чрезмерно большое внимание уделяется общенациональному "эшелону", зачастую в ущерб всем другим, в первую очередь локальному. Подобный подход обусловливает неразвитость местного и регионального информационного рынков и СМИ, отсутствие системной работы на внешнем информационном рынке.
В Республике Казахстан отработаны некоторые механизмы государственной финансовой поддержки СМИ, включая функционирование системы государственного заказа на освещение социально значимых и важнейших для общества тем.
Национальный (казахстанский) информационный рынок по своей нынешней природе можно определить как неконкурентный, так как на нем не действуют в чистом виде и полном объеме принципы рыночной экономики.
В этой связи на информационном рынке наблюдается ряд явлений негативного характера:
- отсутствие достаточного
- слабое техническое оснащение
субъектов информационного
- субъекты информационного
- малая емкость рынка, в том
числе рекламного; недостаточно
высокая платежеспособность
- неразвитость локальной, региональной
и общенациональной
Особо выделяется вопрос своевременного совершенствования законодательной базы по дальнейшему формированию внутреннего информационного рынка в соответствии с достигнутым уровнем развития.
Эти стратегические проблемы надо последовательно решать, создавая условия для дальнейшей либерализации и развития отечественного медиа-рынка.
СМИ в политике и политологии играет ведущую роль в донесении до населения информации, в работе над общественным мнением, в манипулировании информации, изменении психологии населения, сознания и осознания информации и мн. др. Политики это знают, и умело пользуются всеми предоставленными в их услужении СМИ. Масс медиа это также знают и находят точки соприкосновения с политиками, властью, государственными служащими, обществом, личными и редакционными интересами. Однако именно этому также не учат, показывает анализ изучаемых предметов на факультете журналистике.
В политике СМИ выступают инструментом, поэтому они, конечно же, необходимы, но в нужное время, а потом отходят на второй-третий план. Бывают и забывают о СМИ и их роли в решении определенных задач. Однако на факультете журналистики практически нет предметов, касающихся темы политики и идеологии, есть обязательные предметы и элективные курсы по выбору, а выбор зависит от уровня образованности и заинтересованности преподавателя, а не от необходимости и международного стандарта.
В ХХI веке в обществе заговорили о международных стандартах журналистского образования в Казахстане. И первыми обозначили проблему, увы, не преподаватели факультета журналистики, а международные организации и доноры. К ним относятся ЮНЕСКО, ОБСЕ, ПРООН, Посольство США в РК, Фонд им. Ф. Эберта, Фонд Сорос-Казахстан.
В настоящее время наметилось две тенденции в массовом политическом информировании.
Одна из них выражается в передаче большого количества разнообразных сообщений, излагаемых без четко прослеживаемой системы. Человек теряет социальную ориентацию, что в конечном итоге оборачивается аполитичностью значительной части общества. В газетах публикуется громадное количество сообщений, освещение фактов происходит по системе единого потока. Метод дробления преследует вполне определенные политические цели. Он помогает формировать сознание человека, казалось бы, информированного, но, в сущности, слабо разбирающегося в политике.