СМИ в Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

В последнее десятилетие в Казахстане, России и других странах СНГ активно проводятся исследования политической коммуникации в информационном обществе и формируются научные школы в этом направлений. Изучение теоретико-методологических и практических основ политической коммуникации евразийских стран, в т.ч. с учетом особенностей политического строя Казахстана, является по своей сути значимым и своевременным шагом для проектирования и прогнозирования дальнейшего развития своего региона. Изменения, происходящие в обществе в последнее десятилетие, требуют переосмысления сфер деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием.

Вложенные файлы: 1 файл

Функции журналистики КУРС ЖУРНАЛ.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Рынок внешний региональный представлен СМИ, распространяющими информацию для аудиторий сопредельных территорий двух и более государств:

На этом рынке частично функционируют такие отечественные СМИ, как телеканалы "Казахстан", "Хабар", "Ел арна" , более 10 лет по созданию положительного имиджа Республики Казахстан успешно работает МТРК "Мир".

Рынок континентальный представлен СМИ, распространяющими информацию на уровне нескольких сопредельных регионов:

Казахстан на этом рынке представлен пока единственным спутниковым каналом "Caspionet" .

Рынок глобальный представлен СМИ, распространяющими информацию для глобальной аудитории, в основном элитной, носящую, соответственно, элитный характер:

На глобальном рынке отечественные СМИ не представлены.

Конкурентоспособность в информационной сфере (информационная конкурентоспособность) связана с национальной конкурентоспособностью в целом и определяется ею.

Новыми ключевыми факторами, оказывающими непосредственное влияние на конкурентоспособность в информационном пространстве государств в целом и профессиональных участников информационного рынка в частности, в современных условиях ускоренной глобализации и формирования информационного общества являются:

- увеличение количества доступной информации, превышающего все разумные пределы и биологические возможности осмысления человеком. Это определяет тенденции фрагментации информационного массива, максимально возможного упрощения и детализации информации с целью, с одной стороны, охвата широчайших масс, а с другой стороны, создания для людей возможности быстро и эффективно сортировать информационный поток, т.е. очень конкретно реализовывается право личности на осознанный (и неосознанный) выбор;

- расширение неограниченного доступа  масс к любой информации за  счет трансграничности информационных  потоков, удешевления информационно-телекоммуникационных  технологий и услуг, предлагающих  все более совершенные каналы  для мгновенной и качественной  передачи информации;

- постепенная сегментация внутреннего (национального) информационного пространства  на две параллельно существующие  части - массовое (доступно исключительно  местное аналоговое и, иногда, кабельное  телевидение; локальные печатные  СМИ) и элитное (глобальное спутниковое телевидение, информационные агентства, печатные издания). Уже сейчас во всех без исключения странах мира очевидно наличие в обществе двух принципиально разных мировоззрений и моделей поведения - массового и элитарного;

- перевод содержательной части информации (контента) в удобный для восприятия массами формат развлекательного шоу, в том числе новостного, политического, социального, культурного. В то же время усиливается интеллектуальный заряд контента развлекательного формата (юмор, ток-шоу, познавательные программы), который имеет тенденцию политизироваться;

- закрепление англо-американского (англосаксонского) формата в качестве  базового и доминирующего формата  глобального и национального  информационного пространства как  в смысле языка, мышления и стереотипов, так и используемых регламентации, механизмов и инструментов.

Эти факторы определяют появление новых угроз и вызовов, а также обусловливают обострение конкуренции на всех уровнях глобального информационного пространства.

В этой связи необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- возникновение тенденции универсализации  культуры, мировоззрения, социальной  психологии, стереотипов, что создает  благоприятные условия для формирования  глобального общества потребления;

- развитие идеологии мультикультурализма  и многообразия, которая стирает  границы принципов национальной  идентичности;

- ослабление возможностей основных  субъектов информационного пространства  по контролю и регулированию  информационного рынка;

- вовлечение ведущих "мировых игроков" в агрессивную информационно-пропагандистскую деятельность в региональном и глобальном информационном пространстве с целью продвижения собственных интересов;

- активное внедрение на информационный  рынок глобальных транснациональных компаний (отраслевых, в том числе энергетических, и синдикативных) путем заказа и финансирования отдельных проектов и программ, создания собственных информационных подразделений, установления контроля за действующими профессиональными участниками информационного рынка с целью воздействия на правительства и международные структуры в собственных интересах.

В этих условиях информационное пространство Республики Казахстан стоит перед альтернативами потери информационного суверенитета, что может означать прямую угрозу государственности и независимости, либо развития до такой степени (законодательно, материально-технически, технологически, содержательно), чтобы создать иммунитет к внешним рисковым факторам и даже предлагать миру свой конкурентоспособный продукт. Третьего - создания жестких искусственных барьеров по типу "железного занавеса" - в современных условиях глобализации не дано.

 

 

2.2 Современное состояние  информационного рынка Республики  Казахстан

 

 

Основой деятельности СМИ и функционирования информационного рынка Республики Казахстан является Конституция Республики Казахстан.

Конституция Республики Казахстан гарантирует свободу слова и творчества, запрещает цензуру, устанавливает право каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом, признает идеологическое и политическое многообразие.

Сегодня в Казахстане сформированы основные, существенные элементы информационного рынка. Так, если до 1990 года в республике издавались всего 10 республиканских государственных газет и журналов, выходил в эфир 21 теле- и радиоканал, то по состоянию на 1 июня 2006 года в Республике Казахстан зарегистрировано 7281 средство массовой информации. Доля негосударственных СМИ составляет около 78 процентов. Из общего числа зарегистрированных СМИ на постоянной основе функционируют 2479 СМИ.

В стране имеет место широкая тематическая дифференциация СМИ. В настоящее время доля печатных СМИ составляет 50 процентов от общего числа масс-медиа, общественно-политических - 16 процентов, научных - 9 процентов, рекламных - 10,5 процента, детских, молодежных, женских и религиозных - приблизительно по 2 процента изданий каждое.

В Республике Казахстан действуют 212 электронных СМИ. Охват территории Республики Казахстан крупнейшими общенациональными электронными СМИ на 1 июня 2006 года составляет: телеканалы "Хабар" - 95,70 процента, "Казахстан" - 96,25 процента, "Ел арна" - 75,50 процента, "Первый канал-Евразия" - 78,60 процента, Казахское радио - 86,99 процента. Функционирует спутниковый канал "Caspionet", осуществляющий вещание на территории стран Центральной Азии, Среднего Востока, Европы и Северной Африки.

В стране действует более 80 операторов сетей кабельного и эфирно-кабельного телевидения, предоставляющих услуги вещания отечественных и зарубежных электронных СМИ, крупнейшими из них являются "Алма-ТВ" (вещает в 13 городах страны), "Казинформтелеком", "Секател" и "Казцентр-ТВ" (по 5 городов), "КВК" (4 города).

На внутреннем казахстанском информационном рынке распространяется 2392 иностранных СМИ, включая 2309 газет и журналов, 83 телерадиопрограммы. Посредством систем спутникового телевидения и компьютерной передачи данных в Республике Казахстан можно осуществить прием информационной продукции до тысячи иностранных телеканалов, неограниченного числа печатных СМИ в электронном формате. В Республике Казахстан аккредитованы более 80 представителей зарубежных средств массовой информации.

Около 90 процентов от общего числа наименований иностранных СМИ распространяется в республике на русском языке, 5 процентов - на английском, 5 процентов - на других языках мира.

Крупнейшими сетями распространения иностранных СМИ на территории Республики Казахстан являются акционерное общество (далее - АО) "Казпочта", товарищество с ограниченной ответственностью (далее - ТОО) "Совместное предприятие "АиФ-Казахстан", АО "Евразия-пресс", АО "Алма-ТВ", ТОО "Секател", "Казцентр-ТВ", "Кателко +". Совокупный объем распространяемых этими структурами масс-медиа составляет 70 процентов от общего объема.

В Казахстане чрезмерно большое внимание уделяется общенациональному "эшелону", зачастую в ущерб всем другим, в первую очередь локальному. Подобный подход обусловливает неразвитость местного и регионального информационного рынков и СМИ, отсутствие системной работы на внешнем информационном рынке.

В Республике Казахстан отработаны некоторые механизмы государственной финансовой поддержки СМИ, включая функционирование системы государственного заказа на освещение социально значимых и важнейших для общества тем.

Национальный (казахстанский) информационный рынок по своей нынешней природе можно определить как неконкурентный, так как на нем не действуют в чистом виде и полном объеме принципы рыночной экономики.

В этой связи на информационном рынке наблюдается ряд явлений негативного характера:

- отсутствие достаточного количества  специалистов-профессионалов, соответствующих  требованиям современного информационного  рынка, - менеджеров, творческих работников, журналистов, аналитиков, телеведущих, стрингеров, технологов, юристов и других;

- слабое техническое оснащение  субъектов информационного рынка, в первую очередь СМИ, что вызвано  недостаточно современной материально-технической  базой по производству и распространению информационной продукции; ограниченный доступ к телекоммуникациям и каналам распространения информации, особенно в регионах;

- субъекты информационного рынка, в первую очередь СМИ, функционируют  с крайне низкой рентабельностью, во многих случаях находятся в прямой финансовой зависимости от государства и/или финансово-промышленных групп и в своей деятельности зачастую отражают интересы последних;

- малая емкость рынка, в том  числе рекламного; недостаточно  высокая платежеспособность части  населения, что объясняет низкие расходы физических и юридических лиц на информационную продукцию;

- неразвитость локальной, региональной  и общенациональной телекоммуникационной  инфраструктуры и инфраструктуры  передачи и распространения информации, что вызвано, в том числе, состоянием на рынках передачи и распространения информации, близким к монопольному.

Особо выделяется вопрос своевременного совершенствования законодательной базы по дальнейшему формированию внутреннего информационного рынка в соответствии с достигнутым уровнем развития.

Эти стратегические проблемы надо последовательно решать, создавая условия для дальнейшей либерализации и развития отечественного медиа-рынка.

 

2.3 Тенденции в массовом политическом информировании

 

СМИ в политике и политологии играет ведущую роль в донесении до населения информации, в работе над общественным мнением, в манипулировании информации, изменении психологии населения,  сознания и осознания информации и мн. др. Политики это знают, и умело пользуются всеми предоставленными в их услужении СМИ. Масс медиа это также знают и находят точки соприкосновения с политиками, властью, государственными служащими, обществом,  личными и редакционными интересами. Однако именно этому также не учат, показывает анализ изучаемых предметов на факультете журналистике.

В политике СМИ выступают инструментом, поэтому они, конечно же, необходимы, но в нужное время, а потом отходят на второй-третий план. Бывают и забывают о СМИ и их роли в решении определенных задач. Однако на факультете журналистики практически нет предметов, касающихся темы политики и идеологии, есть обязательные предметы и элективные курсы по выбору, а выбор зависит от уровня образованности и заинтересованности преподавателя, а не от необходимости и международного  стандарта.

В ХХI веке  в обществе заговорили о международных стандартах журналистского образования в Казахстане. И первыми обозначили проблему, увы, не преподаватели факультета журналистики, а международные организации и доноры. К ним относятся ЮНЕСКО, ОБСЕ, ПРООН, Посольство США в РК, Фонд им. Ф. Эберта, Фонд Сорос-Казахстан.

В настоящее время наметилось две тенденции в массовом политическом информировании.

Одна из них выражается в передаче большого количества разнообразных сообщений, излагаемых без четко прослеживаемой системы. Человек теряет социальную ориентацию, что в конечном итоге оборачивается аполитичностью значительной части общества. В газетах публикуется громадное количество сообщений, освещение фактов происходит по системе единого потока. Метод дробления преследует вполне определенные политические цели. Он помогает формировать сознание человека, казалось бы, информированного, но, в сущности, слабо разбирающегося в политике.

Информация о работе СМИ в Республики Казахстан