Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:59, курсовая работа
В последнее десятилетие в Казахстане, России и других странах СНГ активно проводятся исследования политической коммуникации в информационном обществе и формируются научные школы в этом направлений. Изучение теоретико-методологических и практических основ политической коммуникации евразийских стран, в т.ч. с учетом особенностей политического строя Казахстана, является по своей сути значимым и своевременным шагом для проектирования и прогнозирования дальнейшего развития своего региона. Изменения, происходящие в обществе в последнее десятилетие, требуют переосмысления сфер деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием.
Канал информирует свою многочисленную аудиторию обо всех значимых событиях, происходящих в странах Каспийского региона и всей Центральной Азии. Помимо информационных блоков, в сетке вещания спутникового канала представлены также документальные фильмы на историческую и страноведческую тематику, этнографические и фольклорные программы, концерты классической и современной музыки, кинопродукция.
Концепция канала уникальна для Казахстана. Заполнение эфира не имеет аналогов.
От других телевизионных каналов CaspioNet отличается по всем параметрам: начиная от сетки вещания до стиля и тематики сюжетов новостей и журналов. Телезрители канала CaspioNet имеют возможность получать максимально полное и объективное представление обо всех сферах жизни Казахстана: об основных политических и культурных событиях, экономике, искусстве, литературе, спорте, погоде.
Таким образом, на сегодняшний день средства массовой информации активно участвуют в процессах управления обществом, самоуправления и контроля, выступают в качестве посредника для согласования всех элементов социокультурной системы и их взаимодействия.
Наша страна сегодня проводит демократические и экономические преобразования для вхождения в мировое сообщество и в число 50-ти развитых и конкурентоспособных стран мира. Все это требует разработки действенных механизмов реализации мер по достижению гендерного равенства, так как в международной системе оценки уровня демократического развития общества и соблюдения в нём прав человека гендерное равенство является одним из ведущих критериев.
Международные организации, в том числе Организация Объединенных Наций и Европейский союз, уделяют особое внимание средствам массовой информации в решении вопросов борьбы с дискриминацией. Во-первых, потому что СМИ осуществляют один из базисных демократических принципов — право на свободу слова. Во-вторых, СМИ призваны повышать информированность общества по гендерным вопросам.
В процессе демократизации казахстанского общества особая роль отводится средствам массовой информации как наиболее чувствительному индикатору состояния общества. СМИ имеют самые большие возможности воздействия на общество, широкую аудиторию, получения быстрого эффекта в вопросах освещения равенства мужчин и женщин. Демократизация общественных отношений, либерализация в сфере СМИ за годы независимости Казахстана способствует увеличению количества материалов, касающихся проблем гендерного неравенства, это оказывает позитивное влияние на решение проблем, касающихся семьи, женщин и детей.
Опираясь на тезис, что средства массовой информации — это один из важнейших социальных институтов, становится очевидным, что СМИ способны играть значительную роль в процессе реализации Концепции гендерной политики Республики Казахстан. СМИ призваны сыграть значительную роль в популяризации гендерных знаний в казахстанском обществе. Введение гендерного дискурса в обсуждение роли СМИ при проведении государственной политики в области гендерного равенства имеет большое научное и практически-политическое значение.
Средства массовой информации (сокращённо «СМИ», также – масс-медиа) традиционно рассматривались как организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации с целью массового информирования.
С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т. д. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации» (СМК), а термин масс-медиа на сегодняшний день представляется более научным.
В литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается далеко не совпадающий перечень определений функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные), отчасти – разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ. Кроме того, средства массовой информации начали выполнять большее количество функций, в однозначности которых современные исследователи не могут утвердиться. Основное различие сводится к степени детализации функций.
В 1948 г. американским ученым
Г. Лассуэллом были выделены три функции
средств массовой коммуникации: 1) обозрение
окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную
функцию; 2) корреляция с социальными структурами
общества, что можно интерпретировать
как воздействие на общество и его познание
через обратную связь; 3) передача культурного
наследия, что можно понимать как познавательно-
В современной казахстанской теории журналистики существует несколько основополагающих концепции функций. Одна из них принадлежит И.Д. Фомичевой, которая выделяет функции информирования, социально-ценностного ориентирования, психической регуляции общества, коммуникации, самоуправления общества [4]. Б.А. Грушин также выделяет пять функций: информирование, воспитание, создание необходимого эмоционально-психологического тонуса, организационная и коммуникативная функции.
В учебном пособии для факультетов журналистики «Средства массовой информации», выделяются следующие функции СМИ:
– информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;
– аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);
– развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).
Авторы особо выделяют формирование повестки дня (adenda setting) – фокусирование внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определение болевых точек социальной жизни; введения в зону оперативного информирования и анализа событий и явлений, имеющих значение для большинства граждан страны.
Другой, существенно отличающийся перечень функций предлагает Е. П. Прохоров, представивший комплексное и структурированное описание функций журналистики, выделив идеологическую, культуроформирующую, рекламно-справочную, рекреативную (развлекательную), непосредственно организаторскую функции. [5].
В качестве исходной он выделяет коммуникативную функцию, функцию общения, налаживания контактов. Он не считает эту функцию чисто «технической», попутно обеспечивающей реализацию других функций. Как замечает Е. П. Прохоров, прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его «своим», а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории.
Вторая наиболее важная группа
функции, по мнению Е. П. Прохорова, носит
непосредственно-
Среди наиболее значимых функций СМИ Е. П. Прохоров называет функцию формирования массового сознания (идеологическую или социально ориентирующую), которая включает в себя широкий диапазон воздействия – начиная с сообщений о фактах, событиях, воздействия на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории.
К идеологической функции примыкает культурно-образовательная – формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из области медицины, физической культуры, культуры досуга и т. д.
На периферии системы функций в классификации Е. П. Прохорова находятся рекламно-справочная (удовлетворение утилитарных запросов аудитории) и рекреативная.
Достаточно широкое представление о развитии взглядов отечественных специалистов на природу функции СМИ дает В. В. Ворошилов в своей книге «Журналистика» (С.-Петербург, 2006), начиная с теории И. Хмары (1969) и заканчивая публикациями последних лет. Перечень и содержание функций в классификациях отдельных авторов отчасти совпадают, отчасти нет.
К примеру, И. Хмара называет следующие функции СМИ: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Шагом вперед стал анализ приоритетных функций СМИ через призму позиций различных участников коммуникативного процесса и социальных ролей журналистики, к которым относятся духовно-идеологическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и производственно-экономическая.
Значимым представляется выделение функций СМИ относительно социума и индивида. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции:
I. Информационная:
– информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
– информационное обеспечение инновационных процессов.
II. Социальной связи:
– комментирование и интерпретация происходящего;
– поддержка существующих норм и властных отношений;
– социализация;
– координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.
III. Обеспечение преемственности:
– выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;
– поддержание общности социальных ценностей.
IV. Рекреативная:
– создание возможностей для отдыха и развлечения;
– снижение социальной напряженности.
V. Мобилизации:
– организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.
Применительно к индивидууму структура функций СМИ включает следующие:
1. Информационная функция:
– нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;
– удовлетворение общих интересов и любознательности;
– обучение и самообразование;
– поиск советов, необходимой информации для принятия решений.
2. Функция личностной идентификации:
– подкрепление индивидуальных ценностей;
– получение сведений о моделях поведения;
– идентификация с ценностями других;
– достижение понимания самого себя.
3. Функция интеграции и социального общения:
– понимание положения другого, переживание;
– формирование основы для диалога, социального общения;
– помощь в реализации социальных ролей;
– возможность общения с семьей, друзьями, обществом.
4. Функция развлечения:
– эмоциональная разрядка;
– заполнение свободного времени;
– эскапизм, уход от проблем;
– получение эстетического наслаждения;
– сексуальное возбуждение.
В.В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни [6].
Как отмечает В.П. Конецкая, теории массовой коммуникации построены, главным образом, на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации. Все теории по этой проблеме она объединяет в три группы в соответствии с доминирующей функцией: 1) функция политического контроля; 2) функция опосредованного духовного контроля; 3) культурологическая функция. Особняком стоит теория «информационного общества», в рамках которой исследуется роль коммуникации [4]
Анализируя различные классификации функций СМИ, В.С. Комаровский делает следующие выводы:
1) представление о функциях
СМИ менялось потому, что менялся
сам предмет. В современном, информационно
насыщенном обществе СМИ
2) функции СМИ далеко
не одинаковым образом
3) средства массовой информации – это, прежде всего, институт гражданского общества, а не власти (хотя, частично и это имеет место), и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества при том, что для аудитории наиболее важной оказывается ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов – организационная, агитационно-пропагандистская [7].