Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:59, курсовая работа
В последнее десятилетие в Казахстане, России и других странах СНГ активно проводятся исследования политической коммуникации в информационном обществе и формируются научные школы в этом направлений. Изучение теоретико-методологических и практических основ политической коммуникации евразийских стран, в т.ч. с учетом особенностей политического строя Казахстана, является по своей сути значимым и своевременным шагом для проектирования и прогнозирования дальнейшего развития своего региона. Изменения, происходящие в обществе в последнее десятилетие, требуют переосмысления сфер деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием.
Другая тенденция политического информирования заключается в жестком подчинении информационного потока идеолого-пропагандистским установкам. Этот подход особенно типичен для печатных изданий, являющихся собственностью политических партий и движений. В казахстанском реалии типичен для партийных изданий, такие как «Ак жол Казахстан», «Жас Алаш», «Мегаполис», «Кала мен дала», «Страна и мир», «Экспресс К», «Суббота», «Азамат Таймс» и др. Активность таких изданий особенно проявляется во время предвыборного агитационного периода. В 2004 г. предвыборном периоде на Мажилиса Парламента РК газета «Жас Алаш» опубликовал цикл материалов о лидерах и стратегических платформах партий «Ак жол».
Подведя итоги роль казахстанских СМИ по развитию политической коммуникации, политических технологии и формированию общественного сознания можно выделить следующие тенденции: увеличение изданий аналитической периодической печати и организации аналитических интерактивных передач; появление партийных и оппозиционных изданий; повышение профессионализма международной журналистики, освещающих политических новостей, использование грязных PR-технологий в предвыборных информационных кампаниях, увеличение политических электронных изданий и т.д.
В качестве негативных тенденций развития казахстанских СМИ можно определить: монополизацию СМИ; практику заказных публикаций; слабое понимание современных PR-технологий всеми участниками рынка; отсталую экономическую модель деятельности СМИ; коррупцию и непрозрачность; достаточно высокую политизированность бизнеса.
Возникновение желтой прессы
является естественным процессом в информационном
рынке в Казахстане и других постсоветских
странах. Массовые издания «желтой прессы»
и появление «электронных желтых газет»
определяют дифференциацию СМИ в политической
жизни. «Навигатор» - среди веб-изданий
отличается своей смелостью и критикой
разного рода «необоснованных» и «необъективных»
материалов по отношению к власти. Республиканская
газета «Караван» (на русском языке) и
региональная газета «Замана» (на казахском
языке) и многие другие приложения этого
периодического издания ограничивается
светскими новостями, дайджест-материалами
и рассказами развлекательного характера,
не вызывают серьезного опасения государственно-
Современное состояние рынка СМИ в Казахстане характеризуется: возникновением крупных медиа-холдингов; практикой приплачиваемых статей; самоцензурой; государственными заказами на размещение в СМИ платных материалов. В будущем развитие политической коммуникации в Казахстане связано с грамотным проведением процесса политических выборов, политической активностью граждан, использования новых моделей информационных технологий в политическом процессе, цивилизованным соблюдением норм поведения и этической морали, профессиональных убеждений политических игроков.
Информационная политика казахстанских телеканалов в первое десятилетие XXI века по сравнению с концом 1990-х гг. претерпела существенные изменения, во многом связанные с изменением формы собственности телекомпаний. Освещение значимых социально-политических событий в исследуемый период стало наглядным показателем того, как произошедшее огосударствление телевизионного поля изменило транслируемую медиа-реальность.
Интернет-журналистика, пока еще не подконтрольная полностью власти, пытается более адекватно отражать политическую реальность, именно здесь можно найти полярные мнения, не только подтасовку и выстраивание фактов, но и серьезную аргументацию (использование метода убждения). Интернет не является таким массовым каналом, как телевидение, хотя обладает возможностью построения визуального и звукового ряда, а также представления печатного текста, т.е. может, в определенной степени, заменять традиционные СМИ (печать, радио, телевидение).
Интернет-журналистика пытается составить альтернативу официальным СМИ, претендующим на выражение мнения народа.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что такие массовые СМИ, «входящие в каждый дом», как телевидение, радио и печать, отражают современную политическую реальность в соответствии с задачами и требованиями правящих элит, используя различные приемы конструирования медиа-реальности и методы манипулирования сознанием.
В то же время Интернет еще способен отражать политическую и общественную жизнь страны и мира во всем многообразии, довольно адекватно. По крайней мере, любая представленная информация (мнение) может быть найдена в другом источнике, и сравнение таких представлений позволит реципиенту получить более объективную картину происходящего.
В то же время «процесс закручивания гаек» в отношении свободы слова начался и в сфере Интернета: появились сообщения, что собственников блогов будут наказывать за комментарии посетителей, содержащие «непроверенную информацию». Сразу возникает вопрос: как простой обыватель может проверить информацию с другого конца страны? Понятно, что создается возможность силового давления на неугодные власти Интернет-сообщества.
К сожалении, особенности журналистской работы на протяжении многих десятилетий (советской власти) отразились на общем уровне восприятия окружающей действительности со стороны «четвертой власти», определили критерии отражения ею позитивного и негативного, сформировали уровень отношений между властью и СМИ. Оказавшись в новых для себя условиях утверждения рыночных отношений, плюрализма мнений, журналистика со своими традициями, по существу, оказалась неготовой к их адекватному восприятию и отображению. Этим можно объяснить, почему столь резкой оказывается она при исследовании повседневных ситуаций, почему часто не соблюдается культура дискуссии и почему так легко и активно СМИ устремились в привычное лоно подчиненности от власть имущих. Так активно проявляют себя прежние традиции существования журналистики.
Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию, проявляющуюся в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.
Отмечено, что в демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ – массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.
СМИ должны выполнять функцию критики и контроля, которую в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. При этом критика СМИ должна отличаться широтой или даже неограниченностью своего объекта, ведь объектом внимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.
33. http://adilet.minjust.kz/
34. http://www.rae.ru/
35. http://www.eos.ru/
36. www.medialawca.org.