Стилистические особенности речи телеведущего как составляющая образа на примере Ларисы Гузеевой и Андрея Малахова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

«Телевидение сегодня занимает все больше коммуникационного поля, оказывает все большее воздействие на аудиторию. Коммуникатор, человек в кадре, становится носителем и пропагандистом языковых и поведенческих норм. Возрастает степень ответственности журналиста за слово, произнесенное в эфире, следовательно, необходим глубокий, серьезный подход к вопросу обучения основам журналистского мастерства».

Содержание

Введение 4
Глава 1 6
Глава 2 15
Ток-шоу "Пусть говорят" 15

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Лутфуллиной.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

Кафедра теории речевой  деятельности

и языка массовой коммуникации

Стилистические особенности речи телеведущего как составляющая образа  на примере Ларисы Гузеевой и Андрея Малахова

                                                                                             Курсовая работа 

                                                                                             студентки  2 курса 

                                                                                             10 группы

                                                                                             Лутфуллиной Анны

Санкт-Петербург

2011

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           «Телевидение сегодня занимает все больше коммуникационного поля, оказывает все большее воздействие на аудиторию. Коммуникатор, человек в кадре, становится носителем и пропагандистом языковых и поведенческих норм. Возрастает степень ответственности журналиста за слово, произнесенное в эфире, следовательно, необходим глубокий, серьезный подход к вопросу обучения основам журналистского мастерства».1 

Мастерство  телевизионного журналиста включает в себя умения и навыки данной профессии, а также качества, свойственные любому виду творческой деятельности. Тележурналистика – та область человеческой деятельности, которая требует большой и постоянной работы над собой, своим мастерством, постоянного развития профессиональных компетенций.

         «В российской реальности тележурналисты становятся своеобразными пастырями зрителей, информируя, формируя картину мира, проводя определенную информационную политику. Поэтому чрезвычайно важно говорить о формировании общей культуры зрителя с помощью формирования общей культуры журналиста».2

Особенностью  профессиональной речи радио и тележурналиста является ее риторическое усиление, путем  использования определенных стилистических приемов, употребляемых в то же время как средство повышения эстетического уровня текста.

           Речь тележурналиста имеет конструирующие  свойства, отвечающие ее функциональному  назначению и обусловленные использованием  технических устройств, предназначенных  для ее производства и трансляции. «Поскольку данные виды речевых произведений обусловлены прагматическими особенностями коммуникативно-речевой ситуации, в которой находится тележурналист, а также способами подготовки и реализации речевых компонентов телепередачи. Изучение специфики аудиовизуальных текстов телевыступлений и выявлении их свойств обусловливает проблему проводимого в моем курсовом проекте исследования.»3

Целью исследования является изучение стилистических особенностей речи тележурналиста, на примере двух телеведущих разных развлекательных программ: Ларисы Гузеевой и Андрея Малахова.

Объект исследования речь тележурналистов. 

Предмет исследования телепередачи  Давай поженимся  и Пусть говорят , ве-дущими которых  и  являются Л.Гузеева и А.Малахов.

Информационной базой исследования являются: библиографические материалы: учебно-методические пособия и периодические издания посвящённые теме исследования, видеоматериалы с записями этих передач .

Основными задачами курсовой работы являются:

• сравнить речевое поведение ведущих разных программ одного жанра;

• определить эмоциональные окраски речевого поведения ведущего по  отношению к зрителю;

• выявить основные лексические приемы, используемые в речи ведущего

 

 

 

Глава 1

 

Современное телевидение находится на том уровне своего развития, когда оно уже не просто средство массовой информации, а явление культуры, проекция целого общества. С одной стороны, оно подвержено влиянию глобализации, с другой - имеет ментальные черты и особенности. Выделяют разные виды и формы телевидения, разнообразные аспекты и подходы к их изучению. Одним из таких аспектов являются языковые и стилистические особенности телевизионной речи, которая находится в постоянной зависимости как от тех, кто ее персонифицирует и создает, так и от тех, кому она адресована. Безусловно, есть рекомендации и правила, по которым должна строиться речь в передаче того или иного телевизионного жанра, однако с течением времени они настолько утратили былое влияние, что современная телеречь поддается изучению только с помощью комплексного подхода. Он включает в себя детальное рассмотрение языковых и стилистических особенностей телеречи, соотношение изображения и текста в телепередачах, а также влияние на телевизионную речь множества экстралингвистических факторов. В своей курсовой работе я буду рассматривать две телепередачи.

Факторами формирования телевизионной речи информационных и других программ на Первом канале и на других телеканалах России являются: исторические и oбщественнo-пoлитические изменения в РФ, сoциальнo-психoлoгическая структура общества, научно-технический прогресс и глобализация.

 Речь журналиста  в силу тематического разнообразия сюжетов в рамках одной программы объясняет присутствие терминологической лексики, заимствований, профессионализмов.

Но так же есть и их собственные "фразочки" и речевые обороты, которые употребляются ведущими в той или иной ситуации. Безусловно, речь журналиста непосредственно связана и с их имиджем. То есть всё взаимосвязано. Внешний вид, манера поведения, речь - всё это образует собой полный образ журналиста.

Образ тележурналиста - явление очень неоднозначное. «Понятие может включать в себя имидж, как внешние признаки и проявления образа, специально созданные и ориентированные на восприятие его конкретной аудиторией; личностные характеристики ведущего, которые могут проявляться в стиле одежды, чувстве юмора, манере держаться, мимике жестикуляции и многое другое; индивидуальные поведенческие характеристики - результат синтеза темперамента и профессионального опыта; и многое другое».

«Для нас образ - это взаимодействие и взаимовлияние двух категорий: поведения индивида на экране, которое формируется под влиянием оценок и мнений аудитории, но тесно переплетается с реальными качествами ведущего, и нашего восприятия, которое основывается на синтезе бессознательного и сознательного выражения нашей психики, являя собой некий субъективный конструкт как результат восприятия этого образа»4. И если в основе восприятия первой категории лежит ощущение, получаемое нами с помощью органов чувств: слуха и зрения, то в основе второй находится умозаключение, суждение, появляющееся на уровне логического мышления с учетом предыдущих знаний и опыта, не получаемых напрямую в ходе просмотра телепередач. Поэтому мы говорим о том, что образ может быть первичный для восприятия и вторичный, иначе говоря, у образа есть его внешняя сторона (форма) и внутренняя (его содержание, наполненность).

 

Внешний вид  не имеет для тележурналиста первостепенного  значения, но именно он создает основу восприятия образа (недаром говорят «встречают по одежке, провожают по уму»). Внешний вид воспринимается как потребность в самовыражении, и чем оригинальное и необычнее внешность и его образ , тем больше запоминается человек. Однако вычурность стиля, экстравагантность на телевидении не приветствуются - важно то, что хочет сообщить журналист, то есть новость, информация, а не внешний вид. Гораздо больший эффект производит  на аудиторию манеры ведущего - поведение, способы общения с аудиторией, речь.

Вернемся к  теме и отметим, что наиболее важной составляющей образа тележурналиста является его речь. Техника выступления в эфире служит возможностью максимального выявления творческого потенциала тележурналиста. Речевой стиль - индивидуальное явление. Во многом благодаря этой индивидуальности отдельные передачи (вне зависимости от актуальности темы) имеют шанс на успех (или провал). Важно отметить то, что многие профессионально необходимые качества тележурналиста нельзя перенять: они даны природой (тембр голоса, телегеничность, чувство юмора, коммуникативность и др.). Но  хорошей, правильной речи можно научиться. Однако, к сожалению, это не говорит о том, что на современном телевидении решена проблема правильной речи. Напротив, состояние русского языка в СМИ волнует и самих журналистов, и широкие слои населения. Чрезмерное увлечение многих журналистов разговорно-жаргонным стилем создает обстановку как бы «интимности», делая журналиста «своим» среди зрителей. Однако такой стиль общения способен создать образ непрофессионального ведущего и вызвать массу негативных мнений и еще больше недоброжелателей.

В продолжение  темы об образе хочется заметить, что в своей работе Шариков А.В и экспертная бригада выделили и расположили наиболее важные составляющие образа в порядке убывания. В "Силу образа" входят:

« -Честность 

-Степень независимости 

-Уверенность 

-Добросовестность 

-Степень доверия 

-Самостоятельность 

-Независимость 

-Взаимодействие  в кадре с другими 

-Сила 

-Естественность  поведения 

-Справедливость 

-Популярность 

-Решительность 

-Речевая грамотность

-Стиль одежды

-Спокойствие

В "Динамичность образа" входят:

-Эмоциональность 

-Раздражительность 

-Разговорчивость 

-Общительность 

-Открытость 

-Энергичность 

-Темпоритм 

-Агрессивность 

-Деятельность

-Решительность 

-Спокойствие»5

Анализируя образ ведущего были выделены следующие характеристики:

  1. добросовестность
  2. самостоятельность
  3. независимость
  4. уверенность
  5. общительность
  6. решительность

Проанализировав данные исследования Шарикова, можно  сделать вывод: от идеального ведущего ожидается самостоятельность, независимость и решительность.

На сегодняшний  день одним из важных институтов, формирующих  человека, как личность является и  СМИ. Телевидение выполняет следующие  функции:

«1) Информационная функция

Все средства массовой информации потому и называются так, что первым и главным их качеством – тем, ради чего и создавались, скажем, петровские «Ведомости», – была способность удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Телевидение распространяет информацию полнее и быстрее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников. Регулярное получение социальной информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. В учебниках журналистики можно найти справедливое суждение о том, что пресса (в том числе электронная) выражает и формирует общественное мнение.

2)Культурно-просветительская  функция

Любая телевизионная  передача в той или иной мере приобщает  зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Ведущие информационных и других программ воспринимаются как некие эталоны. В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.

3)Интегративная  функция

Все средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, по своей природе способны поддерживать нормальное функционирование того общества, на которое распространяется их влияние. Сам факт регулярного просмотра программы разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем. Доминанта вещания – выявление общих для аудитории ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям. Очень непросто держать большую группу участников передачи в заданном русле общего разговора, создавая из этого общения единое действо, интересное аудитории. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция телевидения решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и др.

4)Социально-педагогическая  функция

Иначе определяется как управленческая функция. Предполагает прямую вовлеченность телевидения  в систему административного  воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия зависят от характера государства. Отражение общественного мнения, как правило, преследует цель влияния на это мнение. Для грамотного выполнения такой социально-педагогической работы журналист должен обладать знаниями в области социологии.

5)Организаторская  функция

Ее следует  отличать от управленческой (социально-педагогической), где формирование мнений и побуждение к действию исходят от правительства и (или) иных административных структур и осуществляются регулярно. В отличие от такого воздействия телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей. Нередко телевидение выполняет функцию организатора, ставя какие-либо вопросы перед властями, побуждая их к действию. На уровне города, региона такая организаторская работа журналистов особенно заметна. Без сенсаций, без лишнего шума организаторскую функцию осваивают кабельные микро районные телестанции, которые ближе всего к своему зрителю и, возможно, поэтому более ответственно общаются с ним.

Информация о работе Стилистические особенности речи телеведущего как составляющая образа на примере Ларисы Гузеевой и Андрея Малахова