Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 00:24, курсовая работа
Краткое описание
Он позволяет активно использовать наглядно-действенный и наглядно-образный уровень мышления, которые являются наиболее близкими детям младшего школьного возраста, и опираясь на которые, дети выходят на словесно-образный и словесно-логический уровни.
1. Задачи и приемы изучения геометрического материала в начальных классах.................................................................................................................5
2. Точка, прямая и кривая линии, отрезок прямой..............................................7
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1. Задачи и приемы изучения геометрического
материала в начальных классах.................................................................................................................5
2. Точка, прямая и кривая линии, отрезок
прямой..............................................7
Список использованной литературы....................................................................22
Работа над составной задачей
Введение
Уже в начальной школе дети начинают знакомиться
с элементарными геометрическими понятиями,
геометрический материал занимает значительное
место в традиционных и альтернативных
программах. Это связано со следующими
причинами:
1. Он позволяет активно использовать наглядно-действенный
и наглядно-образный уровень мышления,
которые являются наиболее близкими детям
младшего школьного возраста, и опираясь
на которые, дети выходят на словесно-образный
и словесно-логический уровни.
Геометрия, как и любой другой учебный
предмет, не может обходиться без наглядности.
Известный русский методист-математик
Беллюстин В. К. еще в начале XX века отмечал,
что "никакое отвлеченное сознание
невозможно, если ему не предшествует
обогащение сознания нужными представлениями".
Формирование отвлеченного мышления у
школьников с первых школьных шагов требует
предварительного пополнения их сознания
конкретными представлениями. При этом
удачное и умелое применение наглядности
побуждает детей к познавательной самостоятельности
и повышает их интерес к предмету, является
важнейшим условием успеха. В тесной связи
с наглядностью обучения находится и его
практичность. Именно из жизни черпается
конкретный материал для формирования
наглядных геометрических представлений.
В этом случае обучение становится наглядным,
согласованным с жизнью ребенка, отличается
практичностью [Н/Ш:2000, №4, с. 104].
2. Увеличение объема геометрического
материала позволяет более эффективно
подготовить учеников к изучению систематического
курса геометрии, который вызывает у школьников
общей и средней школы большие трудности.
Раскрывая геометрический материал учащимся
I – IV классов, надо учитывать, что первые
представления о форме, размерах и взаимном
положении предметов в пространстве дети
начинают накапливать еще в дошкольный
период. В процессе игр и практической
деятельности они манипулируют предметами,
рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят,
конструируют и постепенно вычленяют
среди других свойств их форму. К 6 – 7 годам
многие дети правильно называют предметы,
имеющие форму шара, куба, круга, квадрата,
треугольника, прямоугольника. Однако
уровень обобщения этих понятий еще не
высок: дети могут не узнать знакомую форму
предмета, если сам предмет не встречался
в их опыте. Ребенка приводят в замешательство
непривычные соотношения сторон или углов
фигур; иное, чем всегда, расположение
на плоскости и даже очень большие или
очень маленькие размеры фигур. Названия
фигур дети часто смешивают или заменяют
названиями предметов (так, треугольник
они часто называют «уголком» или «крышей»
и т.п.). Характеризуя положение предметов
в пространстве, дети более свободно устанавливают
пространственные отношения, если «началом
отсчета» является сам ребенок (слева
– справа, вверху – внизу и т.д. по отношению
к нему). Гораздо труднее ребенок устанавливает
положение предметов на плоскости или
в пространстве относительно друг друга
или по отношению к другому человеку.
При обучении в школе необходимо опираться
на имеющийся опыт детей, уточнять и обогащать
их представления.
Таким образом, изучение элементов геометрии
в начальных классах решает следующие
задачи:
развитие плоскостного и пространственного
воображения у школьников;
уточнение и обогащение геометрических
представлений учеников, приобретенных
в дошкольном возрасте, а также помимо
обучения в школе;
обогащение геометрических
представлений школьников, формирование
некоторых основных геометрических понятий;
- подготовка к изучению систематического
курса геометрии в среднем
звене школы.
Групповая работа
на уроках математики в начальной школе
Содержание
Введение
Глава I. Методические особенности изучения
площади геометрических фигур и единиц
ее измерения на уроках математики в начальной
школе
1.1 Возрастные особенности развития
младших школьников на этапе
формирования геометрических представлений
1.2 Общая характеристика методики
изучения величин младшими школьниками
1.3 Общая характеристика методики
изучения площади младшими школьниками
Глава II. Методика изучения площади геометрических
фигур и единиц ее измерения на уроках
математики в начальной школе
Методика обучения измерению величин
Методика изучения площади геометрической
фигуры
Заключение
Список используемой литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Введение
В настоящее время проблемам преподавания
математики в школе стали уделять больше
внимания. Это связано с научно-техническим
прогрессом и развитием наукоемких производств.
Технические науки, среди которых, в последнее
время, быстро развиваются и имеют огромное
практическое значение, такие как информационные
технологии, электроника и т.д., немыслимы
без математического аппарата.
Основа для математической грамотности
закладывается именно в школе, поэтому
изучению вопросов, связанных с этим процессом,
уделяется пристальное внимание. Математика
является одним из опорных предметов школы.
Она обеспечивает изучение других дисциплин.
Требует от учащихся волевых и умственных
усилий, развитого воображения, концентрации
внимания, математика развивает личность
учащегося. Кроме того, изучение математики
существенно способствует развитию логического
мышления и расширяет кругозор школьников.
Начальный курс математики – курс интегрированный:
в нем объединены арифметический, алгебраический
и геометрический материал. При этом основу
начального курса составляют представления
о натуральном числе и нуле, о четырех
арифметических действиях с целыми неотрицательными
числами и важнейших их свойствах, а также
основанное на этих знаниях осознанное
и прочное усвоение приемов устных и письменных
вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает
ознакомление с величинами и их измерением.
Важнейшее место в этой работе отводится
формированию умений и навыков, связанных
с измерением ряда величин, практическому
ознакомлению детей с соответствующими
измерительными приборами и их шкалами,
ознакомлению с системой единиц измерения
и с переходом от одной единицы измерения
к другим (таблица мер). В основе методики
изучения величин лежит практическая
деятельность учащихся, связанная с овладением
навыками измерения таких величин, как
длина отрезка, площадь фигуры, масса тела,
времени.
Большое значение при ознакомлении с
величиной имеет использование знаний,
умений и навыков, приобретаемых учащимися
в связи с изучением фигур и операций над
фигурами (деление фигур на части, составление
фигур из других). И наоборот, использование
представлений о величине, ее свойствах
и измерении в процессе формирования понятия
"фигура".
Так, например, на основе представлений
о площадь фигуры дети знакомятся с важнейшим
свойством, которое состоит в том, что
площадь фигуры, составленной из нескольких
частей, равна сумме площадей этих частей.
Трудность обучения состоит в том, что
учителям нелегко дифференцировать материал
из учебников.
По учебнику "Математика. 2 класс"
авторов Н.Б. Истоминой и И.Б. Нефедовой
дети изучают площадь фигуры, способы
сравнения площадей с помощью различных
мерок, единицы площади (1 см2, 1 дм2, 1 м2 ),
измерение площадей фигур, палетка, площадь
и периметр прямоугольника. Изучение этих
вопросов используется для разъяснения
смысла действий умножения и деления,
свойств этих действий, а также для формирования
табличных навыков умножения и деления.
В результате изучения предложенной
темы учащиеся должны знать: способы сравнения
и измерения площадей, единицы площади
( 1 см2, 1 дм2, 1 м2 ) – и соотношения между
ними, способы вычисления площади и периметра
прямоугольника; должны уметь: сравнить
площади данных фигур с помощью различных
мерок, измерять площадь прямоугольника
с помощью палетки. Вычислять площадь
и периметр прямоугольника.
По учебнику "Математика. 3 класс"
авторов М.И. Моро, С.И. Волковой и И.В. Степановой
дети лишь в третьем классе начинают изучение
темы "Площадь. Единицы площади".
Сначала учащиеся знакомятся с разными
способами нахождения площадей с помощью
различных мерок, на глаз. Далее идет изучение
темы "Квадратный сантиметр", затем
"Площадь прямоугольника" и "Квадратный
дециметр". И только в четвертом классе
продолжается изучение темы "Единицы
площади": квадратный метр, квадратный
километр, квадратный миллиметр, ар, гектар.
Позже дети учатся находить приблизительную
площадь фигуры с помощью палетки. И в
заключении "Нахождение искомых долей
целого".
В результате изучения предложенной
темы учащиеся должны иметь представление
о таких величинах, как длина, площадь
и способах их измерения; находить длину
отрезка, ломанной, периметр многоугольника,
в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата),
зная длину его сторон; применять к решению
текстовых задач знание изученных зависимостей
между величинами.
В учебнике математики Э.И. Александровой
для первого класса уже с первой главы
начинается изучение величин. На пятом
уроке дети знакомятся через наложение
предметов с понятием площадь и ее периметром.
С восьмого по девятый урок идет изучение
площади. И только во второй главе начинается
знакомство с мерками: "Какие бывают
мерки?". И лишь в разделе "Это интересно"
дается подробное описание мер площади.
В учебники математики И.И. Арчинской
для второго класса теме "Площадь прямоугольника"
отводится отдельная глава. В ней сначала
дается понятие площади фигуры, затем
идет закрепление. После чего постепенно
вводится мера измерения площади из вырезанных
квадратиков с разными длинами сторон.
Далее вводится единица измерения площади:
1см2 и только в конце вводится правило
нахождения площади прямоугольника.
Существует интегрированный курс "Математика
и конструирование" авторов С.И. Волковой
и О.Л. Пчелкиной, в котором также изучаются
геометрические фигуры и единицы их измерения.
Успешное овладение конструкторскими
умениями предполагает формирование геометрических
представлений, пространственного воображения
и графической грамотности учащихся. Поэтому
уроки интегрированного курса включают
в себя не только арифметический, но и
геометрический материал, задания конструктивно
– практического характера.
Задачи исследования данной темы:
Изучение литературы (психолого-дидактический,
методический и др.) с целью выяснения
содержания математических понятий по
данной теме.
Провести самостоятельную или практическую
в опытном классе, позволяющую определить
уровень сформированности арифметических
и геометрических умений и навыков;
Изучение опыта учителей при проведении
уроков математики.
Разработка приемы и виды работ по использованию
площади геометрических фигур как компонента
урока математики.
Объект исследования: учебный процесс
в начальной школе, направленный на развитие
математических способностей учащихся.
Предмет исследования составляет система
методических средств при изучении темы:
"Площади геометрических фигур и единиц
ее измерения" на уроках математики
в начальной школе.
Методы исследования :
Анализ литературы с целью выяснения
содержания понятия площади геометрических
фигур и единиц ее измерения.
Анализ и обобщение опыта учителей при
проведении уроков математики по данной
теме.
Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Методические особенности
изучения площади геометрических фигур
и единиц ее измерения на уроках математики
в начальной школе
1.1 Возрастные особенности
развития младших школьников
на этапе формирования геометрических
представлений
Особое содержание геометрического материала,
включенного в программу и реализованного
в системе тщательно отобранных задач,
направлено на формирование достаточно
полной системы геометрических представлений
(включающей образы геометрических фигур,
их элементов, отношений между фигурами,
их элементами).
На этой основе формируются пространственные
представления и воображение, развивается
речь и мышление учащихся, организуется
целенаправленная работа по формированию
важных практических навыков.
Важнейшей задачей учителя является
определение методики, раскрывающей содержание
геометрического материала на том уровне,
который должен быть достигнут учащимся
к моменту их перехода в 4 класс, а также
ведущих направлений изучение этого материала.
Для формирования геометрических представлений
работа должна проводится следующим образом:
свойство фигур учащиеся выявляют экспериментально,
одновременно усваивают необходимую терминологию
и навыки; основное место в обучении должны
занимать практические работы учеников,
наблюдения и работы с геометрическими
объектами.
Оперируя разнообразными предметами,
моделями геометрических фигур, выполняя
большое число наблюдений и опытов, учащиеся
подмечают наиболее общие их признаки
(не зависящие от материала, цвета, положения,
массы и т.п.).
В методики формировании геометрических
представлений важно идти от "вещей"
к фигуре (к её образу), а также, наоборот
– от образа фигуры к реальной вещи.
Это достигается систематическим использованием
приёма материализации геометрических
образов. Например, прямая линия не только
вычерчивается с помощью линейки, представление
о ней даёт и край – ребро линейки, натянутая
нить, линии сгиба листа бумаги, линия
пересечения двух плоскостей (например,
плоскости стены и плоскости потолка).
Отвлекаясь от конкретных свойств материальных
вещей, учащиеся овладевают геометрическими
представлениями. Так, например, можно
видоизменять способ деления многоугольника
отрезком на части. В начале этого может
быть перегибание бумажного многоугольника.
В первом классе в основном завершается
первоначальное ознакомление с фигурами
и их названиями. Это делается на основе
рассмотрения окружающих вещей, готовых
моделей и изображений фигур. У детей постепенно
вырабатывается схема изучения фигур,
схема анализа и синтеза, облегчающая
усвоение свойств каждой фигуры.