Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:26, реферат
Всех сознательных родителей и педагогов волнуют вопросы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе. По всем ли параметрам готов ребенок стать школьником? Есть ли какие-то пробелы, недоработки в плане этой подготовки? Каков потенциал развития ребенка? В чем заключаются важнейшие источники развития? Только находя верные ответы на эти вопросы (и предпринимая соответствующие действия) можно не беспокоится за достойное вступление первоклассника в стены школы.
1. Введение.
2. Теоретические основы подготовки детей к обучению математике в школе.
3. Понятие, сущность и значение математической готовности к обучению в школе.
4. Организация подготовки будущих первоклассников к школьному обучению математике.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Важно, чтобы ребенок был умственно развит (интеллектуальная готовность). Долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, знаний, по объему «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые взрослые думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Это не совсем так. Следует учесть, что изменились условия жизни. В каждом доме теперь есть радио, телевизор. Дети буквально купаются в потоке информации, как губка, впитывают новые слова и новые выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний.
Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потребуют достаточно развитых познавательных процессов.
К старшему дошкольному возрасту дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы.
Дошкольникам доступно понимание общих закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6—7 лет ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, зависимость между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов, является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития».
Шестилетний ребенок может многое. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.
Опираясь на высшие схематизированные формы образного мышления, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. С помощью наглядно-схематического мышления дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими. Однако, даже приобретая черты обобщенности, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».
Не только педагогам, но и родителям полезно знать положение психологов о ведущей роли практической деятельности в развитии детей, о важной роли наглядно-действенного и наглядно-образного мышления — специфически дошкольных форм мышления. Исследования, проведенные в последние годы, убеждают, что данные формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем словесно-логическое мышление. Они выполняют специфические функции в общем процессе умственного развития детей не только дошкольного, но и школьного возраста.
В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка умений, требуемых в этой деятельности. Обладание такими умениями обеспечивает высокий уровень обучаемости, характерной особенностью которого является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка не только определенного уровня интеллектуального развития, но и познавательного отношения к действительности, способности удивляться и искать причины замеченной перемены, новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях.
Познавательная потребность ярко выражена у большинства детей в 6—7-летнем возрасте. У многих она связана с бескорыстным интересом ко всему окружающему. В каждом классе дети, чья интеллектуальная пассивность приводит их в число отстающих, слабоуспевающих учеников. Причины такого рода пассивности часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, он быстро выполняет его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.
Неуспевающие дети требуют особого внимания: развития у них любознательности, познавательного отношения к окружающему, кругозора, поисков особых форм и методов работы с ними. Внимания требуют не только дети с практическим умом, но и те, чья познавательная активность имеет теоретическую направленность.
Но если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребенку, что без знаний нельзя стать ни матросом, ни поваром, что все должны учиться и т.п. Стремление к знаниям от этого не появится. Другое дело — интересные и содержательные занятия (в том числе математические), беседы, наблюдения.
Нужно всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок.
Взрослым надо включить ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он бы сам смог обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Не отмахиваться от детских вопросов, не пичкать сразу готовыми знаниями, а дать возможность приобрести их самостоятельно — крайне важно в умственном воспитании.
Взрослые, заботясь об интеллектуальной готовности детей к школе, должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.
Коммуникативная готовность как компонент психологической готовности к школе, предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
В структуре социально-психологического компонента школьной готовности можно выделить следующие подструктуры:
Социальная компетентность — это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике. Под языковой компетентностью понимается такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке. Эти два вида компетентности можно рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или более широко — компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Коммуникативная, социальная и речевая компетентности, формирующиеся в процессе социализации и воспитания ребенка, к окончанию дошкольного детства имеют определенный уровень развития, который и отражает уровень социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Все перечисленные аспекты готовности к обучению к школе естественным образом пересекаются с понятием математической готовности (математические возможности относятся к интеллектуальной готовности, интеллектуальные ресурсы могут остаться невостребованными без должного уровня коммуникативной готовности и так далее).
Понятие, сущность и значение математической готовности к обучению в школе
Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.
Математическая готовность к обучению в школе - показатель освоения математического содержания окружающей действительности, которое направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В более конкретной трактовке математическая готовность – показатель возможностей выполнения арифметических действий с числами, владения знаковыми системами, основами моделирования, самостоятельность в решении творческих задач и оценке результата.
В содержании математического обучения дошкольников преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.
Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Учебно-игровые задачи представлены как образовательные: освоение детьми умений найти пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск недостающего, определить направление движения и так далее.
Только должным образом подготовленные в дошкольном возрасте ученики школы могут быстро учиться делать правильные умозаключения, усваивать основные правила логического вывода, полностью «впитывать» сведения, относящиеся к математической логике — науке, содержащей концентрированное выражение законов дедуктивного мышления.
Только школьники, с которыми взрослые работали целенаправленно математически, способны в обучении на беспроблемное обобщение понятия числа, решение уравнений, изучение элементарных функций и др.
Гораздо легче дается правильно подготовленному дошкольнику и первичная геометрия в школе, правильно состыкуется она в дальнейшем с началами алгебры – через понятие множества.
Далеко не все дошкольники подходят к обучению в школе с необходимым багажом математических знаний или близких к ним. Нередко дефицит соответствующей работы со стороны родителей и педагогов приводит к тому, что будущий первоклассник не умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования:
- не определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне);
– не знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда;
– не различает количественный и порядковый счет в пределах десяти;
– не умеет для каждого числа называть предыдущее и следующее за ним число, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа;
– не умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти);
– не знает состав чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц;
– не умеет различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов, заданных с помощью числовых фигур и предметных картинок или количеством звуков;
– не составляет и не решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий;
– не знает простейшие монеты - достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек;
– не умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки;
– не имеет представление о разнообразии общепринятых способов измерения;
- не осуществляет сериацию предметов по величине;
- неправильно называет
элементарные геометрические
– не умеет распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник).
- не имеет представления о многоугольнике, не понимает геометрические понятия: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой);
– не знает горизонтальные, вертикальные линии, не умеет пользоваться линейкой, трафаретами;
– не определяет свое местонахождение среди окружающих объектов;
– не умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги;
– не понимает относительность пространственных ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа от, над, под);
– не воспроизводит предлагаемые графические образцы;
– не понимает словесные инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;
– не знает последовательность дней недели, месяцев года;
– не имеет представления об определении времени по часам, не понимает отношения во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год;
– не использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других видах деятельности;
– не проявляет интерес к математическим играм.
Для того, чтобы этих «не» было поменьше или они вообще стали неактуальны, нужно, во-первых, заниматься с детьми математикой, а во-вторых, заниматься ею организованно, продуманно.
Дети по своей природе интересуются различными видами умственной деятельности, по не всегда в желаемом направлении. Изучение опыта работы дошкольников и экспериментальная проверка ряда видов практических работ показали, что при правильной методике организации руководства практической деятельностью детей можно управлять их интересами. Это может быть использовано и при организации математических занятий.
Если дошкольникам понятны методика и значение выполняемой работы, то они к ней относятся с определенным интересом. В этом большую роль играет тематика занятий, их продолжительность, практическая значимость и сложность выполняемого задания [4].
Информация о работе Диагностика готовности детей к обучению математики в начальной школе