Диагностика готовности детей к обучению математики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:26, реферат

Краткое описание

Всех сознательных родителей и педагогов волнуют вопросы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе. По всем ли параметрам готов ребенок стать школьником? Есть ли какие-то пробелы, недоработки в плане этой подготовки? Каков потенциал развития ребенка? В чем заключаются важнейшие источники развития? Только находя верные ответы на эти вопросы (и предпринимая соответствующие действия) можно не беспокоится за достойное вступление первоклассника в стены школы.

Содержание

1. Введение.
2. Теоретические основы подготовки детей к обучению математике в школе.
3. Понятие, сущность и значение математической готовности к обучению в школе.
4. Организация подготовки будущих первоклассников к школьному обучению математике.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.71 Кб (Скачать файл)

Укреплению возникшего интереса к математике способствует результативность выполняемой будущими первоклассниками работы. Сообщение или показ результатов математической деятельности дошкольников, поощрения их работы значительно укрепляют интерес к изучению мира математики.

Наблюдение за будущими школьниками в процессе выполнения математических заданий в каждом отдельном случае позволяет выявить, что радость открытия, даже незначительного, вселяет уверенность в познавательном поиске. Выполнив определенный вид математического действия, дошкольник становится более знающим, умеющим, и эти успехи выступают движущей силой интереса к математике, рожденного не из внешней заинтересованности, а путем определенных усилий в преодолении трудностей.

Подготовка будущего первоклассника к школе – проблема многогранная, включающая несколько определяющих аспектов – личностный, волевой, интеллектуальный и коммуникативный. Не «затерялась» среди них и математическая готовность к обучению в школе, так как математика, как было отмечено выше, способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Освоение «дошкольных начал» математики позволяет уже школьникам делать гораздо более важные открытия легко и непринужденно. И помочь осуществлению этой связи возрастных периодов должны взрослые – родители и педагоги будущих первоклассников.

 

 

Организация подготовки будущих первоклассников к школьному обучению математике

 
  В качестве диагностического метода работы были выбраны индивидуальные креативные занятия с каждым ребенком. То есть, сущность этих занятий не была задана каким-то диагностическим шаблоном. Главное было – зафиксировать (в том числе документально), насколько развиты у детей математические представления. «Шаблонной» точкой был лишь список таких представлений, а именно:

Согласно Л.И.Кляузер, готовый к обучению в школе ребенок:

– Умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования.

– Определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне).

– Знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда.

– Различает количественный и порядковый счет в пределах десяти. 
– Умеет для каждого числа называть предыдущее и следующее за ним число, продолжать счет, как в прямом,  так и в обратном порядке от любого заданного числа.

– Умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти). 
– Знает состав чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц. 
– Умеет различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов, заданных с помощью числовых фигур и предметных картинок или количеством звуков.

– Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий.

– Знает монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек.

– Умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки.

– Имеет представление о разнообразии общепринятых способов измерения. Осуществляет сериацию предметов по величине. Правильно называет элементарные геометрические фигуры (вершина, сторона, угол). 
– Умеет распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник). 
– Имеет представление о многоугольнике. Понимает геометрические понятия: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой).

– Знает горизонтальные, вертикальные линии. Умеет пользоваться линейкой, трафаретами.

– Определяет свое местонахождение среди окружающих объектов. Умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги.

– Понимает относительность пространственных ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа от, над, под).

– Воспроизводит предлагаемые графические образцы.

– Понимает словесные инструкции взрослого и действует в соответствии с ними.

– Знает последовательность дней недели, месяцев года.

– Имеет представление об определении времени по часам. Понимает отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год.

– Использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других видах деятельности.

– Проявляет интерес к математическим играм.

В соответствии с этим списком, детям в ходе занятий поочередно демонстрировались монеты разного номинала, предъявлялись геометрические фигуры, рисунки с вертикальными и горизонтальными линиями, «тайно» указывались предметы, находящиеся сзади, справа, слева, спереди и так далее.

 

Заключение

 

Проблема математической готовности будущих первоклассников к обучению в школе, несомненно, будет оставаться одной из наиболее актуальных в сфере гуманитарной науки. Это и понятно - общество требует от молодых людей хорошего знания математики, и основные знания закладываются в школе и вузе, но этот процесс, как показал проделанный анализ литературы во многом обусловлен дошкольным «фундаментом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Изд. 2-е, переработанное – СПб: Акцидент, 1996 г.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М. 1987 г.
  3. Школа 2100. Программа  подготовки  дошкольников  по математике. Л.Г.Петерсон.
  4. Раз – ступенька, два – ступенька… Часть 1 и 2. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. Баласс. – 1998 г.
  5. Математика до школы. А.А.Смоленцова, О.В.Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.
  6. Математика для малышей. Тетрадь №1, тетрадь №2, тетрадь №3. Е.П.Бененсон, Е.В.Вольнова. М: 1994 г.
  7. Математика для малышей. А.Н.Харченко. Краснодар: 1995 г.
  8. Праздник числа. В.В.Волина. М: 1993 г.
  9. Веселая арифметика. В.В.Волина. Екатеринбург: 1999 г. 
  10. И учеба, и игра: математика. Т.И.Тарабанина, Н.В.Елкина. Ярославль: 1997 г.
  11. Детям о времени. Т.И.Тарабанина. Ярославль: 1996 г.
  12. Путешествие Бима и Бома в страну Математику. Т. Ахутина, Н. Пылаева, Н. Монелис, Т. Хотылева. М: 1999 г.
  13. Математика – это интересно. Рабочая тетрадь 5 – 6 лет. Рабочая тетрадь 6 – 7 лет. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева. Акцидент: 1998 г.
  14. Учимся считать. А. Дорофеева. М: 1997 г.
  15. Логическое мышление. А. Дорофеева. М: 1997 г.
  16. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова. М: 1990 г.

 

 


Информация о работе Диагностика готовности детей к обучению математики в начальной школе