Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:32, контрольная работа
предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Значение работы по оформлению представлений о геометрических фигурах
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют
Большое внимание уделяют упражнениям в установлении взаимного положения геометрических фигур, так как они имеют существенное значение для развития геометрических представлений. Сначала детям предлагают определить взаимное положение 3 фигур, а позднее - 4-5. Рассматривание узора, составленного из геометрических фигур, проводят в определенном порядке: вначале называют фигуру, расположенную в центре (посередине), затем - вверху и внизу, слева и справа, соответственно в верхнем левом и правом углу, в нижнем левом и правом углу (в последнем случае используют карточки с 5 разными геометрическими фигурами, рекомендованные Е.И.Тихеевой).
Дети должны научиться не только последовательно выделять и описывать расположение фигур, но и находить узор по образцу и описанию. Позднее они учатся воспроизводить узор, составленный из геометрических фигур, по зрительно воспринимаемому образцу и по указанию педагога.
Упражнения в установлении взаимного положения фигур чаще проводят в форме дидактических игр («Что изменилось?», «Найдите такой же узор!», «Найди пару!»). Дети постепенно приобретают навык расчленять сложный узор на составляющие его элементы, называть их форму и пространственное положение.
Создаются предпосылки для развития аналитического восприятия формы предметов, состоящих из нескольких частей.
Анализ и описание формы предметов. Очень важно с начала учебного года закреплять умение детей соотносить предметы по форме с геометрическими образцами, описывать форму предметов, состоящих не более чем из 1-3 частей (форма их близка к геометрическим образцам). Дети определяют форму предметов, нарисованных на картинке, представленных аппликацией. На занятиях эти упражнения занимают 3-5 мин. Воспитатель предлагает детям вне занятий поиграть, используя игры «Геометрическое лото», «Семь в ряд», «Домино».
В дальнейшем упражнения
данного вида усложняют: ребятам
предлагают определить форму предметов,
состоящих из все большего количества
частей. Это способствует овладению
умением анализировать и
Большое внимание этой работе уделяют вне занятий.
В процессе дидактических игр («Найди по описанию!», «Какая избушка?», «Кто больше увидит?», «Цветочный магазин») дети учатся не только анализировать форму сложных по конструкции предметов, но и, играя, воссоздавать ее («Мы составляем Петрушку», «Быстрое выкладывание форм» и др.).
Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх.
Игра
«Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет
обследовать геометрическую форму предметов,
упражняться в различении форм. В мешочке
находятся модели геометрических фигур.
Ребенок обследует их, ощупывает и называет
фигуру, которую он хочет показать.
Усложнить игру можно, если ведущий дает
задание найти в чудесном мешочке какую-то
конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно
обследует несколько фигур, пока не отыщет
нужную. Этот вариант задания выполняется
медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы
чудесный мешочек был в руках у каждого
ребенка.
Игра «Чудесный мешочек» может проводиться
также с моделями геометрических тел,
с реальными предметами, имеющими четко
выраженную геометрическую форму.
Игра «Кто больше увидит?». На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше различных фигур, которые были на фланелеграфе. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур, он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
Игра «Найди такой же». Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее. Игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды.
Ведущий (им может быть воспитатель
или ребенок) предлагает назвать
предметы круглой, прямоугольной, квадратной,
четырехугольной формы, форму предметов,
не имеющих углов, и т. д. За каждый
правильный ответ играющий или команда
получает фишку, кружок. Правилами предусматривается,
что нельзя называть дважды один и тот
же предмет. Игра проводится в быстром
темпе. В конце игры подводятся итоги,
называется победитель, набравший наибольшее
количество очков.
Игра «Геометрическая мозаика» предназначена
для закрепления знаний детей о геометрических
фигурах, формирует умение преобразовывать
их, развивает воображение и творческое
мышление, учит анализировать способ расположения
частей, составлять фигуру, ориентироваться
на образец.
Организуя игру, воспитатель заботится
об объединении детей в одну команду в
соответствии с уровнем их умений и навыков.
Команды получают задания разной трудности.
На составление изображения
Каждый играющий в команде по
очереди участвует в
Одним из вариантов игры может стать
выполнение заданий различной сложности
по желанию детей индивидуально.
Знания детей о геометрических фигурах
закрепляются также в подвижных играх.
Игра «Найди свой домик». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно, переместив домик.
Детей учат видеть геометрическую форму
в окружающих предметах: мяч, арбуз
— шар; тарелка, блюдце, обруч —
круг; крышка стола, стена, пол, потолок,
окно — прямоугольник; платок —
квадрат; косынка — треугольник;
стакан — цилиндр; яйцо, кабачок
— овал.
Можно рекомендовать такие задания. Детям
раздают по нескольку предметных картинок.
Воспитатель или ребенок достает наугад
из чудесного мешочка одну из геометрических
фигур и называет ее. У кого на рисунке
предметы, близкие к этой форме (круглой,
овальной, квадратной, прямоугольной,
четырехугольной), поднимают карточку.
Другое задание. На доске висит картина, на которой изображено много различных предметов (дома, транспорт, игрушки, спортивный инвентарь, фрукты, овощи, мебель, посуда и т. д.). У детей в руках модели геометрических фигур. Воспитатель указывает на один из предметов. Ребята определяют, какой формы данный предмет, показывают соответствующую геометрическую фигуру и называют на картине другие предметы такой же формы.
В игре можно создать такие ситуации, в которых различение формы и восприятие предмета становятся важными для ребенка. Во время игры ребенок очень легко овладевает рациональными приемами исследования формы как глазами, так и руками, при этом он не только изучает, но и активно использует эти приемы, совершенствуя их в самостоятельном использовании. В игре дети изучают геометрические фигуры, знакомятся с формой предметов – объемных и плоскостных. Игра – основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным. Дидактическая игра помогает познакомить с новыми геометрическими фигурами, закрепить уже пройденный материал, развить мелкую моторику во время исследования геометрической фигуры, и конечно развивает память, мышление, речь, воображение.
В дидактические
игры по формированию
- «Составь квадрат» учит составлять квадрат из частей.
- «Продолжи ряд» помогает
закрепить знания о
Для детей
средней группы предлагаются
такие игры, как «Волшебные фигуры».
Детям надо составить
- Игра «Найди лишнюю»
учит находить отличие и
В старшем
дошкольном возрасте детям
В готовом варианте продаются игры, которые также способствуют формированию представлений о геометрических фигурах.
- Конструктор геометрический
«Малыш-Гео» помогает
- «Квадратные забавы»
или «Квадраты Воскобовича». Эта
игра помогает закрепить
- «Чудо-головоломка» Эта
игра направлена на знакомство
с формами, на развитие
Все эти
игры помогают детям познать
свойства и характерные
При систематическом
использовании дидактических
Для закрепления
знаний о геометрических
Одним из
важных методических принципов
изучения геометрического матер
Занятия продуктивной деятельно
Итак, с помощью геометрических сказок, дидактических игр, игровых задач и связи с продуктивной деятельностью идет формирование геометрических представлений о формах предмета, об их взаимном расположении.
Анализ передового педагогического опыта
Одна из основных задач
развития элементарных математических
представлений у детей
Свойство – это сторона предмета, обусловливающая
его различия или сходство с другими предметами
и проявляющаяся во взаимодействии с ними.
Свойства объективны, т.е. существуют вне
зависимости от особенностей восприятия,
знаний или желаний человека. Отделить
свойства от предмета можно только мысленно.
Свойства относительны, поэтому их познание
возможно лишь на основе сравнения. Познание
свойств предметов осуществляется в процессе
развития у ребенка представлений об эталонах
(при активном участии зрительно-осязательного,
двигательного обследования) и практических
действий с предметами.
На основе объединения предметов по какому-либо
свойству (свойствам) создается множество.
В основе множества лежит определенная
общность двух или более предметов, между
которыми устанавливаются отношения –
одна из форм единства предметов, явлений,
их свойств. Установление отношений происходит
путем логических операций сравнения,
классификации, сериации и др.