Знакомство с геометрическими фигурами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Значение работы по оформлению представлений о геометрических фигурах
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют

Вложенные файлы: 1 файл

КР МАТЕМАТИКА.docx

— 45.66 Кб (Скачать файл)

  На начальном этапе освоение дошкольниками свойств предметов происходит через чувственное познание. Для освоения операций классификации и сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь выступает операция равнения. Сравнение – один из основных логических приемов познания внешнего мира, познание любого предмета. Оно органически входит во всю практическую деятельность людей. Нельзя образовать ни одного самого простейшего понятия, не обратившись к этому логическому приему. В результате сравнения нескольких предметов или явлений можно установить общие свойства, признаки, присущие данному объекту. Сравнение дает возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить свойства и отличия. 

  Кроме освоения свойств предметов в дошкольном возрасте через сравнение путем предметных действий ребенок познает отношение порядка и отношение включения, а позднее, на уровне логических операций классификации и сериации – транзитивные и эквивалентные отношения.  

 Психологами установлено,  что владение логическими операциями  занимает существенное место  в общем развитии мышления  ребенка. Так Ж.Пиаже считал  уровень сформированности операций  классификации и сериации центральным  показателем уровня интеллектуального  развития ребенка. Дж. Брунер рассматривал  установление логических связей  как один из центральных видов  познавательной деятельности. По  мнению П.Я.Гальперина, умение выделять  из целого предмета отдельные  его признаки, отбирать наиболее  существенные из них и находить  их в других, внешне отличных  предметах, выявлять связи, существующие  между предметами и явлениями, - важное условие понимания ребенком  окружающего мира. Это позволяет  привести в систему приобретенные  им знания и использовать их  продуктивно в процессе мышления. 
   Овладение классификацией способствует пониманию ребенком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство. Овладевая операцией сериации, ребенок учится выявлять и упорядочивать различия в одном свойстве. Сравнивая объекты, он устанавливает двойную зависимость между ними. 
   Классификация – сложный мыслительный процесс, основанный на выделении класса. При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу, например, группа людей, которые умеют водить машину; красные бусины и т.д. Осуществление этой мыслительной операции требует умения анализировать, сопоставлять отдельные элементы, находить в них общие свойства, отбирать наиболее значимые из них и отыскивать эти свойства в других, внешне отличающихся предметах; выявлять связи, существующие между предметами и явлениями. 

  Освоение операции классификации свойств и отношений между предметами способствует:

- овладению предметно-познавательными  действиями;

- освоению свойств и  отношений предметов по взаимосвязи;

- обеспечению взаимосвязи  представлений и мышления ребенка;

- овладению речевыми формами  отражения сущности предметно-познавательных  действий, свойств и отношений. 

  Таким образом, в процессе классификации дети осваивают логические операции над свойством, характеризующим те или иные подмножества предметов, что дает им возможность выявить простейшие законы этих операций, т.е. законы логики, на которых основаны рассуждения. 
   Т.М. Кабалина полагает, что успешное освоение классификации детьми дошкольного возраста возможно при эффективном использовании системы дидактических средств, создании условий для самостоятельного подбора и изготовлении материала подлежащего к классификации.

Т.М. Кабалина работает в средней логопедической группе по Программе коррекционно- развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи  Н.В. Нищевой. Особенность формирования математических представлений у детей с нарушениями речи состоит в применении принципов коррекции речевых патологий. В соответствии с положением о постепенном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мьпплению предполагается использование на начальных этапах обучения более простых мыслительных операций (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление, а на последующих этапах обучения - более сложных (обобщение, абстракция) с опорой как на образное, так и на словесно- логическое мышление. 
   Процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно. В ходе коррекционной работы используются задания, стимулирующие активность и заинтересованность детей, способствующие переводу того или иного действия из зоны ближайшего в зону актуального развития. Важная роль отводится формированию и поддержанию интереса к выполнению предлагаемых заданий.

Методика использования  дидактических игр и занимательных упражнений в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов в разных возрастных группах

  Занимательные игры и упражнения в работе с дошкольниками по развитию математических представлений являются важным структурным компонентом обучения. Они не только развивают элементарные математические представления, но и такие психические процессы как мышление, внимание, память и другие. 

  Артемова Л.В. считает, что использование разнообразных игр дает возможность педагогу повысить развивающий эффект при формировании у дошкольников знаний о геометрических фигурах.  

  Воспитатель, играя и занимаясь с детьми, способствует развитию у них умений и способностей: оперировать свойствами и отношениями объектов; выявлять простейшие изменения и зависимости  от ситуации; сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений о геометрических фигурах и формах предметов. Развивает  стремление  к творчеству,  проявлению инициативы в деятельности, самостоятельности в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата.  

Одним из важных свойств  окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение  в геометрических фигурах. Другими  словами, геометрические фигуры – это  эталоны, при помощи которых можно  определить форму предметов или  их частей. Знакомство детей с геометрическими  фигурами следует рассматривать  в двух направлениях: 

сенсорное восприятие форм геометрических фигур 

развитие элементарных геометрических представлений. 

  Первые сведения  о геометрических фигурах дети получают в играх. Как отмечала М. Габова, педагог, играя с детьми, с самого начала употребляет правильные названия геометрических фигур, но не стремится к тому, чтобы дети их запомнили. В то же время необходимо как можно раньше обучать детей способам обследования формы геометрической фигуры или предмета по их контурам. 

  Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи, формирования представлений. 

  В математическом развитии детей широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначения их – упражнять детей с целью выработки умений и навыков.  

  В младшей дошкольном возрасте все занятия проводятся только в форме игры. Обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и использовать их как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит педагог: дает задание, контролирует ответ; дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют. 

  Ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами имеет определенную последовательность и усложняется от одной возрастной группы к другой. 

  Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в младшем дошкольном возрасте  используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разного цвета и размера. Знакомство происходит в игровой форме: в гости к ребятам приходят фигурки – человечки, которые послужат эталоном при восприятии форм различных предметов. Детей сначала учат различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. А различать – значит находить среди других геометрических фигур, которые предъявляют попарно. Например, у детей в руках  круг и квадрат. В игре «Найди такую же фигуру» детям показывают круг и просят показать такой же. Дети выбирают круг и показывают его. 

  Чтобы сформировать представления о той или иной геометрической фигуре, необходимо включение различных анализаторов. Поэтому, когда ребенок найдет круг, необходимо осязательно-двигательное обследование формы: обведение контура данной фигуры. Вначале ребенок воспринимает каждую фигуру обособленно, не замечая сходства и различия между фигурами. Поэтому в игре «Покажи то же, что и у меня» геометрические фигуры дети будут отличать сначала по цвету, потом – по величине, а затем и по цвету, и по величине. 

  Необходимо закреплять представления детей младшего дошкольного возраста; упражнять их в назывании можно в различных развивающих дидактических играх и упражнениях: «Что это», «Чудесный мешочек», «Найди свой домик», «Найди пару», «Геометрическое лото»; в играх со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. Организуется серия игровых упражнений: «Дай (принеси, положи, покажи, собери) такую же», «Что изменилось?», «Достань названный предмет», «Разложи в коробки», «Воздушные шары», «Что здесь лишнее?», «Каких фигур недостает?». 

  Таким образом, основное назначение дидактических игр – выработка практических навыков детей в различении, выделении, назывании геометрических фигур и формы предметов. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

                                                   Общие выводы

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к  математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться  в вещах и ситуациях, упорядочивать  и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские  сады учитывают этот интерес и  пытаются расширить знания детей  в этой области.

Однако знакомство с содержанием  этих понятий и формированием  элементарных математических представлений  не всегда систематично. 
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.

По мере того как ребёнок  в ходе обучения знакомится хотя бы с простейшими геометрическими  свойствами тел, он научается различать  геометрические фигуры как таковые (треугольник, квадрат, куб и т.д.). Для того чтобы ребёнок дошкольного  возраста овладел элементарным знанием  геометрических форм, требуется специальная  и притом тщательная работа педагога, но оно во всяком случае не может  быть признано вовсе недоступным  ему.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Журналы «Дошкольное воспитание» №8,2011., №1, 2006.,№9.2008. .
  2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
  3. Репина, Г.А. Диагностика логико-математического развития детей с помощью материалов для математического моделирования / Г.А. Репина // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 4. – С. 16–21
  4. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А Столяр. – М.: Просвещение, 1988. – 376 с.

Информация о работе Знакомство с геометрическими фигурами