МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Ульяновский государственный
педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Компьютер как средство предматематической
подготовки дошкольников
Выполнила:
Проверила:
Ульяновск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Использование
информационно–коммуникативных технологий
в учебно–воспитательном процессе
в ДОУ
Глава 1.1 Интерактивное
оборудование в ДОУ и требования
к организации работы с ним
Глава 2. Требования к
педагогу компьютерного класса
Глава 2.1 Организационно
– методическая работа в ДОУ
Глава 2.2 Игра – основное
условие использования компьютера
в ДОУ
Глава 3. Функциональная
готовность дошкольников к работе
на компьютере
Глава 3.1 Компьютер: ЗА
и ПРОТИВ
Вывод
Список литературы
Введение
Использование информационно-коммуникативных
технологий в учебно-воспитательном
процессе в дошкольном образовательном
учреждении — это одна из
самых новых и актуальных проблем
в отечественной дошкольной педагогике.
Специфика введения персонального
компьютера в процесс воспитания
дошкольников в нашей стране
состоит в том, что компьютеры
сначала используются в семье,
далее в детском саду — в
условиях коллективного воспитания.
Использования компьютера как
средства воспитания и развития
творческих способностей ребенка,
формирования его личности, обогащения
интеллектуальной сферы дошкольника
позволяют расширить возможности
педагога, создает базу для приобщения
детей к компьютерным обучающим
программам.
Развитие науки и
техники, всеобщая компьютеризация
определяют возрастающую роль
предшкольной подготовки детей дошкольного
возраста. Актуальность проблемы возрастает
связи с переходом казахстанской системы
образования на 12-летнее обучение. Современные
технологии передачи информации открывают
перед нами совершенно новые возможности
в области образования. Вхождение детей
в мир знаний начинается в дошкольном
возрасте. Они сравнивают предметы по
величине, устанавливают количественные
отношения, знакомятся с геометрическими
фигурами, учатся рисовать, получают первые
знания об окружающем мире.
Существующие программы
дают огромные возможности для
развития мышления детей. Однако
изучение опыта работы дошкольных
учреждений констатирует, что использующиеся
методы и средства в обучении
дошкольников в ДОУ реализуют
далеко не все возможности
заложенные в них. Внедрение эффективных
методов и разнообразных форм
обучения детей в ДОУ может
разрешить это противоречие. Одним
из перспективных средств обучения
старших дошкольников математике,
ИЗО, обучению грамоте является использование
информационно-коммуникативных технологий.
Глава 1. Использование
информационно-комуникативных технологий
в учебно-воспитательном процессе в ДОУ
В настоящее время
тема «Использование информационно-коммуникативных
технологий в учебно-воспитательном
процессе ДОУ» актуальна и
на данный момент недостаточна
изучена. С развитием современной
информационной технологии, система
«ребенок и компьютер» быстро
превращается в проблему, которая
касается всех членов общества.
Воздействие ребенка с компьютером,
интерактивным оборудованием должно
быть обеспечено дошкольным образованием.
Чем раньше мы это начнем, тем
быстрее будет развиваться наше
общество, так как современное
общество требует знаний работы
с компьютером.
Цель работы —
изучить возможности применения информационно-коммуникативных
технологий в учебно-воспитательном процессе
ДОУ на занятиях по формированию элементарных
математических представлений;
Задачи :
- изучить
отечественный и зарубежный опыт использования
компьютерной техники в дошкольном образовании.
- выявить
условия и требования к использованию
информационно-коммуникативных технологий
в учебно-воспитательном процессе, в частности
при обучении математике.
Гипотеза — учебно-воспитательный процесс
в ДОУ может быть более успешным, если
будет использованы компьютер и интерактивные
технологии в качестве дидактического
средства на примере обучения математике:
процесс обучения математике старших
дошкольников может быть более эффективным,
если при объяснении определенных математических
знаний будет использованы компьютер
и интерактивное оборудование, так как:
- применение
цвета, графики, звука, компьютера позволяет
моделировать различные ситуации и среды,
развивая при этом творческие и познавательные
способности детей дошкольного возраста,
вызывая интерес к изучаемому предмету;
- использование
информационно-коммуникативных технологий
Объект исследования
— процесс обучения старших дошкольников
в детском саду.
Предмет исследования
— формирование элементарных математических
представлений старших дошкольников с
использованием компьютера.
Нашу повседневную
жизнь уже больше невозможно
представить себе без информационно-коммуникативных
технологий. Развитие науки и
техники, всеобщая компьютеризация
определяют возрастающую роль
предшкольной подготовки детей дошкольного
возраста. Вхождение детей в мир знаний
начинается в дошкольном возрасте. Использование
информационно-коммуникативных технологий
в учебно-воспитательном процессе в дошкольном
образовательном учреждении — это одна
из самых новых и актуальных проблем в
отечественной дошкольной педагогике.
Использование информационно-коммуникативных
технологий в дошкольном образовании
позволяет расширить творческие
возможности педагога и оказывает
положительное влияние на различные
стороны психического развития
старших дошкольников. С 2007 года
процесс обучения в детском
саду существенно изменился. Воспитатели
и педагоги дополнительного образования
детского сада стали использовать
информационно-коммуникационные технологии
на занятиях.
Большинство педагогов
прошли курсы «Основы работы
на интерактивной доске» при
областном институте повышения
квалификации и переподготовки
педагогических кадров. В ДОУ
оборудовали компьютерный класс.
Глава 1.1 Интерактивное
оборудование в ДОУ и требования
к организации работы с ним
Любого педагога и
родителя волнует вполне закономерный
вопрос о возможном негативном
воздействии компьютерной техники
на организм ребенка. Обычно детям
дошкольного возраста рекомендуют
находиться от 15 до 20 минут, а то
и не более 10 минут. Многие дети
проводят за компьютером гораздо
больше времени без каких-либо
вредных последствий. Для проведения
таких занятий надо оборудовать
специальный кабинет, площадь которого
определяется из расчета 6 кв.м. на
одно рабочее место, оборудованное
с учетом возрастных и санитарно-гигиенических
требований. Признавая, что компьютер
— ново-мощное средство интеллектуального
развития детей, необходимо помнить,
что его использование в развитии
детей старшего дошкольного возраста
требует тщательной организации,
как самих занятий, так и всего
режима в целом.
При работе компьютеров
и интерактивного оборудования
в помещении создаются специфические
условия: уменьшаются влажность, повышается
температура воздуха, увеличивается
количество тяжелых ионов, возрастает
электростатическое напряжение
в зоне рук детей. Напряженность
электростатического поля усиливается
при отделке кабинета полимерными
материалами. Пол должен иметь
антистатическое покрытие, а использование
ковров и ковровых изделий
не допускается.
Для поддержания оптимального
микроклимата, предупреждения накопления
статического электричества и
ухудшения химического и ионного
состава воздуха необходимо: проветривание
кабинета до и после занятий,
влажная уборка до и после
занятий. Занятия со старшими
дошкольниками проводим один
раз в неделю по подгруппам.
В своей работе педагог должен
обязательно использовать комплексы
упражнений для глаз.
Единый стандарт в
15-20 минут поголовно для всех
не приемлем. Скорее всего, более
уместной будет дифференциация
в зависимости от типа монитора,
клавиатуры и т.д. при расчете
максимального времени, которое
можно проводить за компьютером,
желательно учитывать все технические
показатели имеющейся системы. Самый
верный индикатор негативного
воздействия компьютера — это
самочувствие ребенка.
Глава 2. Требования к
педагогу компьютерного класса
В современном образовании
нет более трудной профессии,
чем учитель информатики. Необходимость
каждые два года начинать все
«с нуля» незнакома преподавателям
других дисциплин. В этой ситуации педагог
вынужден напряженно следить за развитием
средств вычислительной техники, за появлением
программ, за непрерывно меняющимися приемами
и методами работы с ними. Педагог должен
привлечь такие средства как систематичность
и методичность.
Опираясь на историю
развития средств вычислительной
техники, выделяя методически правильные
приемы работы с ней и концентрируясь,
на тех сведениях, которые могут
ему помочь в работе. Работа
с детьми — ведущий раздел
работы педагога. Она требует
большого педагогического мастерства,
умения видеть каждого ребенка
и руководить одновременно игрой
целой подгруппы детей.
Вместе с тем, педагог
должен в совершенстве знать
содержание всех компьютерных
программ, их операционную характеристику
(специфику технических правил
действия с каждой из них).
Построение каждой
игры имеет свои особенности.
Занятие с одной подгруппой, включающее
деятельность детей за компьютером,
познавательную беседу, игру, гимнастику
для глаз и др. длится от 20 до
25 минут. При этом дети могут
быть за экраном не более 7-10
минут. Учитывая, что одновременно
занимаются не более 3-5 детей (это
напрямую зависит от количества
компьютеров и выбранной формы
работы), для обслуживания одной
возрастной группы требуется не менее
2 часов.
Только педагог —
мастер может вынести такую
нагрузку и правильно использовать
компьютер как мощное средство
индивидуального воздействия на
интеллектуальное, эмоциональное и
нравственное развитие каждого
малыша. Педагоги стараются работать
творчески. Педагог — всегда исследователь.
Он умело переключает внимание
с поведения ребенка, его действий,
эмоциональных проявлений, речи, на
результаты, полученные в ходе
игры, побуждая его к самостоятельному
поиску путей и достижению
поставленных в игре целей. Побуждая
детей к принятию или постановке
игровых задач, поиску своих вариантов
ее выполнения, педагог развивает
у них инициативу, творческий
потенциал. Ребенок в игре всегда
предстает не как исполнитель,
как творец своей деятельности.
Основная цель педагога — не
выучить ту или иную компьютерную
программу с детьми, а использовать
ее игровое содержание для
развития памяти, мышления, воображения,
речи у конкретного ребенка. А
этого можно достигнуть, если
сам малыш с удовольствием
выполняет всю программу. Каждая
компьютерная математическая игра
проводится с учетом основных
компонентов комплексного метода.
От педагогического мастерства
зависит то, как ненавязчиво и
незаметно « оживить», расширить,
закрепить полученный детьми
опыт. Игровые проблемные ситуации,
связанные с содержанием игровых
задач, могут быть созданы посредством
незначительных изменений в содержании
математических игр.
Зная общие концептуальные
принципы, и повседневно совершенствуя
свое мастерство, педагоги стараются
найти выход из любого нестандартного
положения, поможет ребенку почувствовать
свою силу, тактично подсказывает,
как устранить ошибку, если сам
ребенок не обнаружит ее. Очень
важно подобрать первые компьютерные
игры для детей. Они должны
быть очень простыми по техническим
правилам и интересными по
содержанию.
Глава 2.1 Организационно
– методическая работа в ДОУ
К организационно-методической
работе относится оформление
и ведение документации, помогающей
планировать компьютерные игры
с учетом их содержания и
потенциальных возможностей детей
разных возрастных групп. Успех
работы во многом зависит от
умения перспективно спланировать
компьютерные программы с учетом
усложняющихся правил управления
компьютером, игровых и дидактических
задач. Так, планируя работу на
каждое полугодие, целесообразно
заранее подобрать от 10 до 16 предъявляемых
компьютерных игр; легкие компьютерные
игры можно не повторять, дети
их усваивают быстро на одном
занятии, трудные по содержанию
игры увлекают детей. Они обычно
повторяются с интервалом 2-3 раза.
Необходимый документ
в компьютерном классе — «листок
учета» усвоения каждым ребенком
пройденных программ. На листке
слева пишется список детей, сверху
дата предъявленной программы, снизу
— название программы. Особым
знаком (например, ++, +, -) обозначаются
соответственно отличное, хорошее,
плохое усвоение программы. Большую
помощь в работе оказывает
«дневник педагога», который ведется
в свободной форме: в нем записывают
успешные и неуспешные занятия,
приемы, замечания к компьютерным
программам, особенности отношения
детей разного возраста к той
или иной игре, яркие примеры
поведения детей.
Очень существенным
направлением работы педагога
компьютерного класса является
его деятельность, связанная с
установлением содержательных деловых
контактов с воспитателями, руководством
детского сада и разными специалистами.
В первый год освоения компьютера
и интерактивных технологий в
детском саду возникает необходимость
не только в конкретной математической
деятельности над компьютерными
программами, но и в более широком
знакомстве педагогического коллектива
с вопросами компьютеризации
на дошкольном уровне образования.
Для этих целей проводят
ряд семинаров с педагогами
ДОУ:
Проблемы компьютеризации
у нас в стране и в других
странах»;