Компьютерно — игровой комплекс
в условиях детского сада»;
Общая характеристика
компьютерных математических игр».
Использование интерактивной
доски на занятиях(если она есть
в ДОУ)
Целая серия семинаров-практикумов
проводится по конкретному содержанию
компьютерных программ и методических
рекомендаций к ним , соответствующий
тем или иным разделам математики. Систематическая
связь с воспитателями осуществляется
путем индивидуальных консультаций, бесед
в связи с перспективным и календарным
планированием. Для изучения специфики
группы целесообразно наблюдение за поведением
детей и стилем общения с воспитателем
на занятиях, в повседневной жизни.
Для методического
кабинета детского сада подготовили
основные материалы по компьютерному
классу, которыми воспитатели пользуются
в любое время. При умело поставленной
планомерной работе компьютер
довольно скоро перестает быть
«инородным» телом в детском саду. Работа
педагогического коллектива выработать
и установить общие подходы в воспитательно-образовательной
работе.
Одним из главных
направлений в работе педагога
является работа с родителями.
Согласно плану работы дошкольного
учреждения для родителей каждой
возрастной группы детей, занимающихся,
в компьютерном классе организуются
собрания в компьютерном классе.
В непринужденной беседе педагог
показывает те или иные компьютерные
математические игры, демонстрирует,
как они влияют на развитие
логического мышления, ориентировки
в пространстве и т.д. Благодаря
возможностям интерактивного оборудования,
педагог демонстрирует видеозаписи
занятий. Родители имеют возможность
увидеть, как управляются их чадо
с современной техникой и каких
результатов они достигли. Обязательно
делаем акцент, что родители —
не сторонние наблюдатели, а активные
помощники педагогов и союзники
детей. На собраниях, во время
индивидуальных бесед, консультаций
обсуждаются успехи детей, предлагаются
конкретные рекомендации помощи.
Глава 2.2 Игра — основное
условие использования компьютера
в ДОУ
Компьютер, являясь самым
современным инструментом для
обработки информации, служит и
служит мощным техническим средством
обучения. И играет роль незаменимого
помощника в воспитании и общем
психическом развитии дошкольников.
Потому, что компьютер привлекателен
для детей, как любая новая
игрушка, а именно так в большинстве
случаев они смотрят на него.
Общение детей дошкольного возраста
с компьютером начинаем с компьютерных
игр, тщательно подобранных с
учетом возраста и учебной
направленности.
Использование компьютеров
в учебной и внеурочной деятельности
выглядит очень естественным, с
точки зрения ребенка и является
одним из эффективных способов
повышения мотивации и индивидуализации
обучения развития творческих
способностей и создания благополучного
эмоционального фона. Современные
исследования в области дошкольной
педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина,
М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют
о возможности овладения компьютером
детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно,
этот период совпадает с моментом интенсивного
развития мышления ребенка, подготавливающего
переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому
мышлению.
На этом этапе компьютер
выступает особым интеллектуальным
средством для решения задач
разнообразных видов деятельности.
Мышление, в соответствии с выдвинутой
А.В. Запорожцем концепцией амплификации
(обогащения), является интеллектуальной
базой развития деятельности, а
сам процесс овладения обобщенными
способами решения задач деятельности
ведет к ее осуществлению на
все более высоком уровне. И
чем выше интеллектуальный уровень
осуществления деятельности, тем
полнее в ней происходит обогащение
всех сторон личности. Как известно,
игра является одной из форм
практического мышления. В игре
ребенок оперирует своими знаниями,
опытом, впечатлениями, отображенными
в общественной форме игровых
способов действия, игровых знаков,
приобретающих значение в смысловом
поле игры. Исследования Новоселовой
С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает
способность наделять нейтральный до
определенного времени объект игровым
значением в смысловом поле игры. Именно
эта способность является психологической
базой для введения в игру дошкольника
компьютера как игрового средства. Изображение,
возникающее на дисплее, может быть наделено
ребенком игровым значением в ситуации,
когда он сам строит сюжет игры, оперируя
образными и функциональными возможностями
компьютерной программы.
Способность детей
замещать в игре реальный предмет
игровым с переносом на него
реального значения, реальное действие
— игровым, замещающим его действием,
лежит в основе способности
осмысленно оперировать символами
на экране компьютера. Из этого
следует вывод, что компьютерные
игры должны быть неразрывно
связанны с обычными играми. Одна
из важнейших линий умственного
развития ребенка-дошкольника состоит
в последовательном переходе
от более элементарных форм
мышления к более сложным. Научные исследования
по использованию развивающих и обучающих
компьютерных игр, организованные и проводимые
специалистами Ассоциации «Компьютер
и детство» в содружестве с учеными многих
институтов, начиная с 1986 года, и исследования,
проведенные во Франции, показали, что
благодаря мультимедийному способу подачи
информации достигаются следующие результаты:
- дети
легче усваивают понятия формы, цвета
и величины;
- глубже
постигаются понятия числа и множества;
- быстрее
возникает умение ориентироваться на
плоскости и в пространстве
- тренируется
эффективность внимания и память;
- раньше
овладевают чтением и письмом;
- активно
пополняется словарный запас;
- развивается
мелкая моторика, формируется тончайшая
координация движений глаз.
- уменьшается
время, как простой реакции, так и реакции
выбора;
- воспитывается
целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается
воображение и творческие способности;
- развиваются
элементы наглядно-образного и теоретического
мышления.
Играя в компьютерные
игры, ребенок учится планировать,
выстраивать логику элемента
конкретных событий, представлений,
у него развивается способность
к прогнозированию результата
действий. Он начинает думать
прежде, чем делать. Объективно все
это означает начало овладения
основами теоретического мышления,
что является важным моментом
условием при подготовке детей
к обучению школе. Так ,как одной
из важнейших характеристик компьютерных
игр является обучающая функция. Компьютерные
игры выстроены так, что ребенок может
получить себе не единичное понятие или
конкретную учебную ситуацию, но получит
обобщенное представление обо всех похожих
предметах или ситуациях. Таким образом,
у него формируются столь важные операции
мышления, как обобщения классификация
компьютерные игры повышают самооценку
дошкольников. Так как достижения детей
не остаются незамеченными им самим и
окружающими. Дети чувствуют большую уверенность
в себе, осваиваются наглядно-действенные
операции мышления.
Использование компьютерных
игр развивает «когнитивную гибкость»
— способность ребенка находить
наибольшее количество принципиально
различных решений задачи. Развиваются
также способности к антиципации. Формирование
элементарных математических представлений
происходит на основе построения и использования
детьми наглядных моделей. В ходе занятия
дети учатся построению предметных моделей
на взаимно однозначном соответствии
заместителей. Такая модель позволяет
наглядно представить количественные
отношения: замещение предметов происходит
путем наложения или приложения заместителей,
что способствует пониманию смысла замещения.
Педагогами подобрано
много компьютерных программ
предназначенных для развития
элементарных математических представлений
детей 4-7 летнего возраста. Программы
для обучения счету и обозначению
множества цифрой, закрепления знаний
о величине предметов, их форме,
знакомства с геометрическими
фигурами (плоскими: кругом, квадратом,
прямоугольником, треугольником и
др.). Ориентировка в пространстве (близко,
далеко, справа, слева) и во времени (сутки,
день, месяц, год). Компьютерные математические
программы помогают детям закрепить представление
о том, что число не зависит ни от предметного
содержания множества, ни от пространственного
расположения его элементов. В компьютерных
программах этой серии дети упражняются
в прямом и обратном порядковом счете,
учатся решать задачи на сложение и вычитание,
определять состав числа (в пределах 10)».
Они внимательно всматриваются в картинки
на экране, изображающие разные фигуры,
и с интересом отыскивают их в окружающих
предметах. При успешном счете, решении
задач, правильном выборе на экране дорисовываются
картинки, предметы перемещаются, изменяется
игровая ситуация, ребенку предлагаются
новые более трудные задания. Благодаря
этим программам занятия приобретают
непринужденный характер, вызывают желание
добиться успеха. Компьютерные математические
игры, помогая закрепить, уточнить конкретное
математическое содержание, способствуют
совершенствованию наглядно-действенного
мышления, переводу его в наглядно-образный
план, формируют элементарные формы логического
мышления, учат анализировать, сравнивать,
обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться
на учебной задаче, запоминать условия,
выполнять их правильно. Компьютерные
математические игры не навязывают детям
темп игры, в них учитываются ответы детей
при формировании новых заданий, тем самым,
обеспечивая индивидуальный подход к
обучению.
Компьютерных математических
программ для детей старшего
дошкольного возраста с ролевыми
способами решения необоснованно
мало. Между тем именно такие
программы помогут привлечь внимание
детей к внутреннему миру другого,
побуждает поставить себя на
его место, помочь преодолеть
препятствия. Все компьютерные программы
для дошкольников должны иметь
положительную нравственную направленность,
в них не должно быть агрессивности,
жестокости, насилия. Особый интерес
вызывают программы с элементами
новизны, сюрпризности , необычности.
Компьютерные математические
программы и дидактические задания,
разработанные педагогами для
детей старшего дошкольного возраста,
строятся по принципу самоконтроля.
Сам сюжет программы подсказывает
детям, верное или неверное решение
они приняли. В дошкольном возрасте
широко применяются приемы внешнего
поощрения: при правильном решении
игровых задач ребенок слышит
веселую музыку, либо видят печальное
лицо, если задача неправильно
решена. Дети ждут оценку, эмоционально
реагируют на ее характер. У них отмечается
яркое эмоциональное положительное отношение
к занятиям, к компьютеру. Использование
интерактивного оборудования при обучении
старших дошкольников математике помогает
закрепить, уточнить конкретное математическое
содержание, способствует совершенствованию
наглядно-действенного мышления, переводу
его в наглядно-образный план, формирует
элементарные формы логического мышления.
Глава 3. Функциональная
готовность дошкольников к работе
на компьютере
Общение с компьютером для дошкольника
не является привычным видом деятельности.
Оно требует максимальной мобилизации
внимания, концентрации силы. Нередки
случаи, когда дети с трудом осваивают
навыки общения с компьютером и управления
им, некоторые наотрез отказываются учиться
на нем работать.
Но и среди тех, кто
с охотой овладевает компьютером,
возникает скрытая настороженность
к этому техническому устройству.
Скрытая настороженность к компьютерной
деятельности может породить
у ребенка неуверенность в
своих силах, стойкое негативное
отношение к компьютеру и даже
страх перед ним. Подобная дезорганизация
эмоциональной сферы ребенка
будет отрицательно влиять на
его интеллектуальное развитие
и здоровье.
Причина негативизма
к работе на компьютере заключается
в трудности, возникающие при
общении ребенка с компьютером,
в значительной мере связаны
с особенностями приспособления
его организма к новому виду
деятельности. Эти особенности обусловлены
спецификой развития детей данной
возрастной группы. Для детей 5 -6
лет характерна незавершенность
анатомического и функционального
развития всех их органов и
систем, что определяет высокую
чувствительность организма к
любым воздействиям.
При нарушении границ
выносливости к воздействующим
факторам у ребенка очень легко
возникают отклонения в состоянии
здоровья, расстройства в функционировании
различных физиологических систем.
Это убедительно доказано исследованиями
адаптации шестилетних детей
к системному обучению в школе.
У них на первых порах возникают
различные невротические реакции,
изменяется эмоциональное состояние,
нарушается поведение. Дети становятся
очень возбудимыми, на любое замечание
реагируют неадекватно: плачут или
ведут себя агрессивно.
Постепенно в процессе
адаптации детский организм приспосабливается
к новым условиям: ребенок более
спокойно реагирует на предлагаемые
ему нагрузки, овладевает навыками
учебной деятельности, которые обеспечивают
не только успешность учения ,
но и эмоциональное и психическое благополучие.
Когда ребенок начинает
общаться с компьютером , функциональные
системы его организма тоже приспосабливаются
к новым условиям. Чтобы адаптация была
не очень напряженной и длительной, необходима
определенная «зрелость» тех функции,
которые обеспечивают успешность овладения
этим видом деятельности.
Чтобы определить какие
функции особенно значимы для общения
ребенка с компьютером следует внимательно
понаблюдать за его поведением и действиями.
На начальном этапе
обучения дошкольники учатся
работать с клавиатурой, быстро
и точно нажимать нужные клавиши.
При этом ребенок периодически
переводит взор с экрана видеотерминала
на клавиатуру и обратно. За 10
минут работы на компьютере
ребенок делает 80 – 100 таких движений.
Но нередко приходится в более
быстром темпе, навязанной программой.
В этом случае дети испытывают
затруднения в поиске нужной
клавиши и допускают ошибки. Следовательно,
значимыми для работы с клавиатурой
будут подвижность нервных процессов,
определяющих скорость действий
и сформированность двигательных функций.
Ребенок рассматривает
на экране видеотерминала предметы
и объекты разной величины, переводит
взор на клавиатуру и, отвлекаясь,
фиксирует взор на более удаленных
предметах. Следовательно, развитие
его зрительной системы, испытывающей
повышенную нагрузку, также особо
значимо для работы на компьютере.
Занятия на компьютере
связаны с решением постепенно
усложняющихся пространственных
и логических задач, требующих
достаточно развитого абстрактного
мышления, умения сравнивать, сопоставлять,
анализировать, а также способности
быстро мобилизовывать все свои знания
и навыки.